В.Г. Чирков, обозреватель «Федеральной бухгалтерской газеты»
В основе любого бизнеса лежат договорные отношения. Нужно ли бухгалтеру вникать в их тонкости? На что в первую очередь обращать внимание при оформлении контрактов? С этими вопросами мы обратились к Андрею Гусарову, руководителю юридического отдела консалтинговой компании «Деловой климат».
Вот что он рассказал нашему корреспонденту.
Директор, прислушайтесь к бухгалтеру
К сожалению, многие руководители заключают хозяйственные договоры без участия бухгалтеров. Особенно этим грешат директора небольших предприятий. Иногда главный бухгалтер узнает о какой-нибудь важной сделке уже после того, как она совершилась. То есть когда надо перечислять деньги или оформлять приходные документы. Это недопустимо.
Дело в том, что главбух несет ответственность не только за правильное ведение учета и своевременное представление отчетности. Посмотрите квалификационную характеристику главного бухгалтера, утвержденную постановлением Минтруда от 12 ноября 2003 г. № 75. Среди прочего, главбух обязан следить за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. А контролировать этот процесс и влиять на него он сможет, только если заблаговременно будет знать обо всех планируемых сделках.
Кроме того, главбух – обычно самый сведущий специалист в вопросах налогообложения. Участвуя в подготовке контрактов на начальной стадии, он сможет заранее проинформировать руководство о том, какие налоговые обязательства возникнут у фирмы, какие подводные камни несет с собой та или иная форма договора, от каких условий надо отказаться, а какие, наоборот, прописать более подробно. Скажу откровенно: если бы я был руководителем предприятия, то ни один хозяйственный договор никогда бы не подписал без визы главного бухгалтера.
Познакомьтесь с поставщиком
Несколько конкретных советов. Допустим, вы решили заключить сделку с новым поставщиком. Прежде чем заключать договор, поинтересуйтесь его ИНН, выясните, где он зарегистрирован и какую схему налогообложения применяет. Если поставщик платит НДС, предъявленные им суммы налога вы сможете принимать к вычету. Конечно, по закону покупатель не должен отвечать за поставщика, но практика последних лет показывает, что нередко налоговики отслеживают всю цепочку происхождения НДС. Поэтому дополнительная информация о добросовестности вашего нового партнера лишней не будет.
Если поставщик освобожден от уплаты НДС или применяет один из спецрежимов, о налоговом вычете можно позабыть. В такой ситуации бухгалтеру следует заранее просчитать финансовые и налоговые последствия сделки. Всю стоимость товара или услуги вам придется списать на затраты. Однако когда вы перепродадите эти товары или реализуете продукцию, изготовленную с участием такой фирмы, свой НДС вы заплатите сполна. При прочих равных условиях сумма налога на прибыль в этом случае будет меньше. Но обычно это снижение не компенсирует ущерб от потери права на вычет по НДС. И если ваша фирма все-таки заинтересована в сделке, то, чтобы минимизировать налоги, желательно уговорить партнера хоть немного снизить цену.
Сделка должна иметь отчетливый экономический смысл
Просмотрев предварительный текст договора, бухгалтер должен подумать о том, сможет ли фирма учесть возникающие расходы при налогообложении прибыли. И хотя перечень затрат в 25-й главе Налогового кодекса открыт, существует общее правило. Все расходы должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и непосредственно связаны с деятельностью, направленной на получение доходов.
Чтобы в дальнейшем не было трений с налоговой инспекцией, бухгалтеру надо проследить за формулировками договора. Они должны быть такими, чтобы ни у кого не возникло сомнений в оправданности расходов и в том, что контракт имеет вполне разумную деловую цель. Кстати, именно на этот момент обратил внимание Секретариат Конституционного Суда в официальных комментариях к известному Определению № 169-О.
Между тем многие договоры по-прежнему пишутся по шаблонам, которые не позволяют сделать однозначный вывод о смысле сделки. В таких случаях бухгалтер должен либо уточнить отдельные положения, либо полностью их переписать. Кроме того, надо проследить, включены ли в договор гражданско-правовые условия, необходимые для правильного учета сделки в дальнейшем.
Предположим, фирма собирается арендовать здание, которое нуждается в капитальном ремонте. Таких случаев очень много: аренда ветхой недвижимости стоит дешевле, а затраты, связанные с капремонтом, законодательство позволяет списывать в уменьшение налоговой базы. Правда, при одном условии – если проведение ремонта входит в обязанности арендатора (ст. 616 ГК). Значит, перед тем как визировать договор, на аренду помещения, бухгалтер должен проверить, как в нем распределены права и обязанности сторон.
Обратите внимание и на дату исполнения обязательств по договору. Ведь от этой даты зависит момент признания доходов или расходов в учете. Если договор заканчивается «на границе» между двумя налоговыми или отчетными периодами, подумайте, может быть, есть смысл уточнить дату. С одной стороны, это позволит оптимально спланировать налоговую нагрузку. Но с другой стороны, нельзя забывать и об интересах вашего партнера. Ведь он сталкивается с теми же проблемами. В общем, надо учитывать взаимные интересы.
Два договора в одном
С особым вниманием надо подойти к заключению договоров, прямо не предусмотренных Гражданским кодексом, либо так называемых смешанных договоров. Я имею в виду соглашения, которые сочетают элементы различных контрактов. Например, договор купли-продажи, включающий в себя положения об оказании дополнительных услуг, скажем, о доставке товаров.
В учете операций по таким договорам могут возникнуть сложности. Да и налоговики относятся к «необычным» договорам настороженно. Простой случай – продажа и доставка товаров, которые облагаются НДС по ставке 10 процентов. Если транспортные услуги выделены отдельным пунктом, инспекция потребует заплатить с их стоимости 18-процентный налог. Но если включить доставку в цену товара, то можно сэкономить. Такие нюансы надо предвидеть заранее, до того как договор подписан.
Поэтому даже при первом знакомстве с текстом старайтесь сразу добиваться его максимальной прозрачности. Может быть, смешанный договор лучше разбить на несколько самостоятельных, каждый из которых будет полностью соответствовать форме сделки, предусмотренной гражданским законодательством. Помните: чем яснее и подробнее определены предмет и условия договора, тем легче вам будет вести учет и начислять налоги с проводимых оперСтатья получена: Клерк.Ру