Пример.
Чтобы взять кредит в размере 90 000 руб., организация заключает с банком договор залога. Согласно условиям договора, 15 сентября 2003 года предприятие передает банку под залог материалы балансовой стоимостью 80 000 руб. (стоимость материалов в налоговом учете аналогичная). В этот же день для оценки передаваемого имущества приглашен независимый оценщик, который оценивает материалы в 75 000 руб.
Стоимость услуг оценщика - 9000 руб., в том числе НДС - 1500 руб. Условиями договора залога предусмотрена обязанность залогодателя застраховать предмет залога от утраты и повреждения. Поэтому 15 сентября 2003 года со страховой компанией организация заключает договор cтрахования материалов на срок, совпадающий со сроком выдачи банком кредита. В этот же день она вносит единовременный страховой взнос в размере 1200 руб. 17 сентября организация получает кредит сроком на 6 месяцев. По истечении этого срока предприятие не возвращает кредит. В связи с этим на заложенное организацией имущество судом обращено взыскание, и 25 марта 2004 года оно продается на публичных торгах за 120 000 руб., в том числе НДС - 20 000 руб. Будем считать, что цена продажи соответствует рыночному уровню цен. Предприятие признает доходы и расходы для целей налогообложения прибыли методом начисления.
Рассмотрим, каким образом организация учтет операции, связанные с передачей имущества в залог, в бухгалтерском и налоговом учете.
В нашем примере банк выдает кредит только при условии предоставления организацией залога. Поэтому расходы на проведение оценки материалов являются дополнительными затратами, связанными с получением кредита (п. 19 ПБУ 15/01 "Учет кредитов и займов и затрат по их обслуживанию"). Такие затраты включаются в состав операционных расходов в том отчетном периоде, в котором они были произведены (п. 20 ПБУ 15/01).
15 сентября 2003 года услуги по оценке имущества будут отражены следующими записями:
Дебет 91-2 Кредит 76
- 7500 руб. - учтены расходы по оплате услуг оценщика;
Дебет 19 Кредит 76
- 1500 руб. - отражена сумма НДС;
Дебет 76 Кредит 51
- 9000 руб. - оплачены услуги оценщика;
Дебет 68 Кредит 19
- 1500 руб. - принят НДС к вычету.
В налоговом учете расходы на оплату услуг оценщика (как дополнительные затраты, произведенные в связи с получением кредита) будут отнесены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в размере 7500 руб. в составе прочих внереализационных расходов (подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Расходы на страхование, также как и расходы на оплату услуг оценщика, относятся к затратам по получению кредита. Так как организация перечисляет страховой взнос разовым платежом и договор страхования заключен на срок более одного отчетного периода, в налоговом учете расходы на страхование должны списываться в уменьшение налоговой базы равномерно в течение срока действия этого договора (п. 6 ст. 272 НК РФ). В бухгалтерском учете предприятие может списывать такие затраты в состав операционных расходов в аналогичном порядке: равномерно в течение срока погашения кредита (п. 20 ПБУ 15/01). Заметим, что в нашем примере срок договора страхования и срок выдачи кредита совпадают.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи.
15 сентября:
Дебет 76 Кредит 51
- 1200 руб. - перечислен страховой взнос страховой компании;
Дебет 97 Кредит 76
- 1200 руб. - учтены затраты по страхованию в составе расходов будущих периодов;
Дебет 009
- 75 000 руб. - отражено залоговое обязательство перед банком;
Дебет 10 субсчет "Материалы, переданные в залог" Кредит 10
- 80 000 руб. - переданы материалы в залог.
В налоговом учете расходы в виде стоимости материалов, переданных в качестве залога, не будут уменьшать налогооблагаемую прибыль организации (п. 32 ст. 270 НК РФ).
17 сентября:
Дебет 51 Кредит 66
- 90 000 руб. - получен кредит.
25 марта 2004 года:
Дебет 91-2 Кредит 10 субсчет
" Материалы, переданные в залог"
- 80 000 руб. - списана стоимость переданных в залог материалов;
Дебет 76 Кредит 91-1
- 120 000 руб. - отражена продажа материалов.
При продаже материалов, переданных в качестве залога, возникает объект обложения по НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ). В этом случае налоговая база определяется как стоимость этих материалов без НДС и налога с продаж, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ, то есть рыночных цен (п. 1 ст. 154 НК РФ):
Дебет 91-3 Кредит 68
- 20 000 руб. (100 000 руб.5 20%) - начислен НДС;
Кредит 009
- 75 000 руб. - отражено списание залоговых обязательств;
Дебет 66 Кредит 76
- 90 000 руб. - отражено погашение кредита за счет средств от продажи залога;
Дебет 51 Кредит 76
- 30 000 руб. (120 000 - 90 000) - получено превышение суммы, вырученной
от продажи материалов, над суммой задолженности перед банком.
В налоговом учете доход от продажи материалов будет учтен в размере 20 000 руб. (120 000 - 20 000 - 80 000) (п. 1 ст. 268 НК РФ).
Ежемесячно в течение срока получения кредита и периода действия договора страхования, то есть шести месяцев, будут сделаны следующие проводки:
Дебет 91-2 Кредит 97
- 200 руб. (1200 руб. : 6 мес.) - учтены в составе операционных расходов затраты на страхование.
Также ежемесячно в течение указанного срока 200 руб. будут относиться в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.
Статья получена: Клерк.Ру