Перейти на упрощенную систему налогообложения мечтает практически каждый бухгалтер. Еще бы, ведь фирмы, которые работают на этом режиме, освобождены от многих налогов, могут не вести бухгалтерский учет и сдают минимум отчетности. Но не забудьте: 30 ноября — последний день, когда мечта может стать реальностью.
Лилия Изотова
Вступаем в ряды «упрощенцев»Если фирма новая и соответствует условиям статьи 346.12 Налогового кодекса, то для работы на упрощенном режиме ей достаточно подать заявление в пятидневный срок с момента постановки на учет в инспекции (п. 2 ст.
346.13 НК). Остальные компании заявить в налоговую о своем переходе на УСН с 2008 года могут лишь в период с 1 октября по 30 ноября 2007 года (п. 1 ст. 346.13 НК).
Однако перед этим необходимо разобраться, имеет ли фирма право на такой переход. Затем, при положительном решении этого вопроса, следует выбрать один из предложенных законодателями вариантов налогообложения при упрощенном режиме и только после этого составлять заявление.
Итак, рассмотрим три основных этапа, которые надо пройти, чтобы попасть в ряды «упрощенцев».
Заявить в налоговую инспекцию о своем решении перейти на упрощенную систему налогообложения с 2008 года необходимо в период с 1 октября по 30 ноября 2007 года.
Этап первый: изучаем критерии отбораДля начала перечислим тех, кто не имеет права на УСН. Полный список приведен в пункте 3 статьи 346.12 Налогового кодекса. Вот некоторые из них: страховщики; бюджетники; нотариусы и адвокаты, учредившие свои кабинеты; фирмы, которые занимаются производством подакцизных товаров; компании, которые работают в сфере игорного бизнеса; плательщики ЕСХН. Для тех налогоплательщиков, которые не попали в список, законодатели выработали ряд ограничений, соблюдая которые, можно претендовать на «упрощенку».
Первый из них таков: сумма доходов, которую компания получила по итогам работы за девять месяцев, не должна превышать 15 млн рублей, умноженных на коэффициент-дефлятор. В 2007 году он равен 1,241 (приказ Минэкономразвития от 3 ноября 2006 г. № 360). То есть за период с января по сентябрь 2007 года предельный размер дохода составляет 18 615 000 руб. (письмо Минфина от 31 июля 2007 г. № 03-11-04/2/192).
Определяют сумму в соответствии с правилами статьи 248 Налогового кодекса. Следовательно, надо учитывать не только суммы, полученные от реализации (ст. 249 НК), но и внереализационные доходы (ст. 250 НК). К ним могут относиться, например, курсовые разницы, проценты по договорам займа, кредита, банковского счета. А вот НДС, предъявленный покупателю, нужно вычесть.
Кстати, если на «упрощенку» решил перейти предприниматель, то сумму доходов он может не считать, так как на него это ограничение не распространяется.
Во-вторых, ограничена остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов. Она не должна превышать 100 млн рублей. Причем учитывают только те внеоборотные активы, «которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса» (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК).
В-третьих, не могут перейти на «упрощенку» компании, у которых «средняя численность работников за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек» (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК). Рассчитывая этот показатель, надо иметь в виду, что «физические лица, работающие в организации по авторским договорам, не включаются в расчет средней численности работников» (письмо Минфина от 16 августа 2007 г. № 03-11-04/2/199).
Этап второй: выбираем 6% или 15%Законодатели предусмотрели два варианта работы на упрощенном режиме: платить 6% с доходов или 15% с доходов, уменьшенных на величину расходов. Не забудьте, что, сделав выбор, придется следовать ему еще три года. Ведь только через этот срок разрешено менять объект налогообложения (п. 2 ст. 346.14 НК).
Чтобы не ошибиться на этом этапе, надо сначала проанализировать плюсы и минусы каждого варианта, разобраться с финансовыми показателями работы самой компании. Опыт показывает, что если расходы фирмы составляют менее 60 процентов от доходов, то выгоднее работать с объектом «доходы». И, соответственно, если расходы превышают 60 процентов доходов, то имеет смысл выбирать вариант «доходы минус расходы».
Так, например, ставку 6% обычно предпочитают фирмы, которые оказывают какие-либо услуги, сдают площади в аренду, работают по договорам комиссии, где доход — комиссионное вознаграждение. Во всех этих областях расходы минимальные. А к примеру, производственным фирмам, торговым организациям, где довольно высока доля затрат, выгоднее выбирать «доходы минус расходы».
Кстати, фирмы, «являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом», не вправе выбирать объект налогообложения. Это за них сделали законодатели. В пункте 3 статьи 346.14 Налогового кодекса указано, что такие компании обязаны применять объект «доходы минус расходы».
Этап третий: подаем заявлениеЗаключительный этап в процессе перехода на упрощенный режим — подача в инспекцию заявления по форме № 26.2-1 (утв. приказом МНС от 19 сентября 2002 г. № ВГ-3-22/495). В заявлении кроме основных сведений о фирме (наименование, ОГРН, ИНН/КПП) необходимо указать выбранный объект налогообложения; размер доходов за 9 месяцев текущего года; среднюю численность работников; стоимость амортизируемого имущества; участие в соглашениях о разделе продукции. Также налоговики требуют подтвердить, что соблюдены все остальные условия и ограничения, предусмотренные статьей 346.12 Налогового кодекса, и указать, не применяла ли организация УСН ранее.
Рассмотрев заявление компании, сотрудники инспекции вынесут решение о возможности применения фирмой УСН. Для письменного оформления такого решения также разработаны формы № 26.2-2 и № 26.2-3. Вообще-то, законодатели не требуют от налоговиков выносить какое-либо решение по-поводу применения фирмой «упрощенки», однако на практике лучше получить вердикт чиновников и «со спокойной душой» переходить с нового года на новый режим.
Вопросы выбораПрежде всего, при переходе на УСН необходимо правильно взвесить какой объект налогообложения выбрать: доходы или доходы-расходы. Здесь помимо ограничения суммы доходов необходимо учесть и тот факт, что при выборе объекта доходы-расходы есть много подводных камней при признании расходов, часто эти вопросы урегулированы письмами МинФина, не имеющими однозначного толкования.
Организациям, перешедшим на УСН, также целесообразным видится составление учетной политики для целей налогового учета. Хотя, с одной стороны, гл. 26.2 НК РФ не устанавливает такой обязанности, с другой – содержит возможные варианты отражения расходов. В частности, это относится к товарам, приобретенным для дальнейшей реализации, материалам, используемым в производстве продукции (работ, услуг). Это поможет обезопасить фирму от претензий со стороны налоговых органов.
Налоговым кодексом п. 2 ст. 346.13 НК РФ сделано исключение для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые потеряли право на ЕНВД, поскольку местные власти исключили его вид деятельности из перечня подпадающего под «вмененку». Им разрешено сразу же представить заявку о переходе и начать применять УСН с начала того месяца, когда их лишили возможности работать на вмененном режиме.
Главный бухгалтер ООО «Финстатус», Расстригина Ирина Александровна
С полным текстом использованных документов можно ознакомиться в СПС КонсультантПлюс.
Статья получена: Клерк.Ру