Лариса ЖУРАВЛЕВА
Сегодня в столице выходит множество газет и журналов. Растет и число издательских фирм. Бухгалтеры таких компаний сталкиваются в своей работе со множеством учетных нюансов. Остановимся на самых распространенных из них.
Обычно издатель периодики и «печатник» договариваются о выпуске газеты на бумаге типографии.
Тогда расходы на нее бухгалтер издательства может отразить сразу по счету 20 «Основное производство». Но в этом случае в документах, поступивших к счетному работнику из типографии, расход бумаги должен быть указан вместе со всеми услугами. Такими как печать, фотовывод, фальцовка и другими.
В налоговом учете на все затраты издатель может уменьшить налог на прибыль (п. 1 ст. 254 НК). Столичные инспекторы никаких возражений по этому вопросу не высказывали.
Понятно, однако, что типография отнюдь не заинтересована в том, чтобы уменьшать затраты заказчика на «печатные листы». Скорее наоборот: вариант «все включено» обходится издательскому коллективу зачастую дороже, чем покупка бумаги на стороне.
А если «сэкономить на спичках»
Но с другой стороны, суета с поиском поставщика дешевой бумаги ради небольшого выигрыша – тоже не лучший вариант. Тем более что в этом случае между издательством и типографией возникают так называемые операции с давальческим сырьем, а с ними и лишние для бухгалтера хлопоты.
В такой ситуации издатель как передающая сторона сохраняет за собой право собственности на бумагу, переданную «печатникам» для переработки. Типография, выполняя заказ, делает с бумагой все, что необходимо, а затем отдает готовую продукцию издателю. Он обязан осмотреть и принять напечатанные газеты. Всего по сделке должны пройти такие документы: договор на переработку (договор подряда), акт приема-передачи бумаги в печать, отчет типографии об использовании бумаги, акт приема-передачи выполненных работ.
Заметим, что свой отчет типография составляет в натуральных единицах и указывает в нем отдельно данные о количестве поступившего и неиспользованного сырья. А в акте приема-передачи выполненных работ стороны-контрагенты указывают стоимостную оценку затрат на производство по каждому номеру газеты.
Лишней бумаги не бывает
Часть бумаги издателя может оказаться не израсходованной на печать газеты. В этом случае типография может вернуть материал владельцу – правда, только по документам. Реально бумага продолжает лежать на складе подрядчика до начала печати следующего номера газеты. В учете, тем не менее, надо сделать проводку: Дебет 10/1 – Кредит 10/7 «Материалы, переданные в переработку» – возвращена неизрасходованная бумага.
Кроме того, типография может купить бумагу у издательства. При этом на практике никаких перемещений материала не происходит, просто стоимость сырья печатник зачитывает в счет оплаты стоимости работ. Бухгалтеру в этом случае нужно правильно сделать учетные записи.
Не забудьте о недавних изменениях
Бухгалтерам вновь открываемых издательских предприятий не следует забывать о том, что с 1 января 2005 года произошли изменения в уплате госпошлины (гл. 25.3 НК). Ее размер зависит от того, на какой территории распространяется регистрируемое издание. Если газету или журнал покупают по всей России, за ее пределами или на территориях нескольких субъектов нашей страны, то размер пошлины за госрегистрацию для фирмы составит 2000 рублей. Если издание выходит ограниченно, например только на территории Москвы (субъекта России), то, чтобы зарегистрировать периодику, компании надо отдать 1000 рублей. За выдачу дубликата свидетельства издательскому предприятию придется заплатить 20 процентов размера пошлины. И столько же – за внесение изменений в полученные регистрационные документы.
Обратите внимание, что для регистрации общероссийского печатного издания фирма-учредитель должна подать заявление в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Если же газета предназначена для продажи на территории Москвы или только одного из ее районов, то заявление надо подать в территориальные учреждения этой службы (по Закону от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»). Но в любом случае к заявлению бухгалтеру необходимо приложить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Учетный работник издательства может включить затраты по уплате пошлины в состав расходов по обычным видам деятельности. Это управленческие затраты, из которых складывается себестоимость проданной печатной продукции и финансовый результат (ПБУ 10/99 «Расходы организации»). При этом издержки на управление фирмой бухгалтер может учесть в себестоимости проданных газет, журналов полностью в отчетном году.
Справочно
Бухгалтерские проводки по учету затрат у издателя
Дебет 20/1 «Основное производство/расходы на бумагу» Кредит 60
– израсходована бумага на печать газеты
Дебет 20/2 «Основное производство/расходы на печать» Кредит 60
– отражены расходы на печать газеты
Дебет 20/3 «Основное производство/фотовывод» Кредит 60
– отражены расходы по фотовыводу
Дебет 19 Кредит 60
– отражена сумма НДС по услугам печати газеты
Дебет 60 Кредит 51
– оплачены расходы на печать газет
Дебет 68 Кредит 19
– сумма НДС к возмещению по оказанным услугам на печать газет.
Справочно
Бухгалтерские проводки по учету бумаги у издателя
Приобретение бумаги:
Дебет 10/1 Кредит 60
– поступили материалы от поставщиков
Дебет 19 Кредит 60
– сумма НДС по поступившим от поставщиков материалам
Дебет 60 Кредит 51
– оплачено поставщикам за материалы
Дебет 68 Кредит 19
– принят к зачету НДС по поступившим от поставщиков материалам
Дебет 10/ТЗР Кредит 76
– отражены расходы на доставку бумаги на склад типографии
Дебет 19 Кредит 76
– отражена сумма НДС за доставку бумаги на склад типографии
Дебет 76 Кредит 51
– оплачено за доставку бумаги на склад типографии
Дебет 68 Кредит 19
– принят к зачету НДС по доставке бумаги на склад типографии.
Передача бумаги в производство:
Дебет 10/7 «Материалы, переданные в переработку» Кредит 10/1
– бумага передана в переработку
Дебет 20/1 Кредит 10/7 «Материалы, переданные в переработку»
– списана стоимость израсходованной бумаги
Дебет 20/1 Кредит 10/ТЗР
– списана стоимость расходов на доставку бумаги.
Кстати
Бухгалтерские проводки по продаже излишков бумаги у издателя
Дебет 62 Кредит 91
– отражена выручка от реализации бумаги
Дебет 91 Кредит 68
– начислен НДС с реализованной бумаги
Дебет 91 Кредит 10/7
– списана стоимость материалов
Дебет 91 Кредит 10/ТЗР
– списана стоимость расходов на доставку бумаги
Дебет 91 Кредит 99
– выявлена прибыль от реализации бумаги
Дебет 60 Кредит 62
– отражен зачет встречных требований.
Статья получена: Клерк.Ру