В тесте участвуют автомобили: Mercedes ML-Class
Официальные поставки М-класса в Россию начнутся в июне, однако "серые" дилеры предлагают их уже с конца прошлого года. Именно такой "Мерседес-Бенц МL320" за $88 тыс. и побывал на нашем тесте.
Выразительная внешность, конечно, не единственное достоинство этого автомобиля. Куда более интересны технические решения.
Например, V-образная "шестерка" с двумя впускными и одним выпускным клапаном на цилиндр. Или дифференциалы без каких-либо блокировок - функции перераспределения крутящего момента взяла на себя ЕТS (Electronic Traction System) - система контроля тягового усилия. Логика конструкторов проста: к чему дорогостоящие механические блокировки, если достаточно чуть усовершенствовать "трэкшн контрол"?
Непривычна полностью независимая подвеска на параллельных поперечных рычагах. Конструкция трансмиссии и ходовой части скорее напоминает полноприводные легковые автомобили, чем вездеходы. Окончательно сбивает с толку узкая запаска сзади под днищем кузова вместо полноценной на корме. Так кто же ты все-таки, дружище, - настоящий "проходимец" или горожанин "на пленэре"? Точки над "i" расставит тест-драйв, а пока заглянем в салон.
Вот и первый сюрприз - грязные пороги не оставляют надежд сесть в машину в чистых брюках. Кроме того, при посадке на передние сиденья колени иногда упираются в сильно выступающую панель.
"Вежливое" освещение, медленно угасающее через десяток секунд после закрытия дверей, предусмотрено не только спереди, но и сзади. Салон и багажный отсек весьма просторны. Трехместное заднее сиденье складывается по частям или целиком (правда, надо приноровиться). Привлекает обилие ящичков и карманов для мелочей. Такой есть даже под потолком - для пульта управления... гаражными воротами.
В стандартной комплектации - "полный электропакет", коробка-"автомат", кондиционер, подушка безопасности, круиз-контроль и еще кое-что. На нашей машине, кроме того, кожаный руль и сиденья (они с подогревом), вставки "под дерево" и люк в крыше. Со всей этой "крутизной" контрастирует простенький пластик панелей. Крышка миниатюрного перчаточного ящика закрывается с неприятным дребезгом. Выдвигающиеся подстаканники по краям передней панели то не желают показываться, то не прячутся на место. Сдается, очень хотели уложиться в конкурентоспособную на американском рынке цену - $35 тыс. Столько стоит там МL в базовой комплектации.
Однако мелочи, как говорится, на максимальную скорость не влияют. А как насчет удобства управления? По-разному.
Скажем, ступенчатый паз селектора автоматической коробки передач позволяет переключаться вслепую - неплохо. Одометр высвечивает остаточный пробег до ТО - очень хорошо. Борткомпьютер, подсчитывает мгновенный и средний расход топлива, а также пробег на его остатке - отлично. Автоматическое затемнение внутреннего зеркала заднего вида - просто блеск.
Но есть и примеры другого рода. Скажем, чтобы открыть стекло, надо сначала нагнуться и найти между сиденьями кнопку, а затем, повернувшись влево к стеклу, следить за ним. Впрочем, не будем придираться: этот недостаток почему-то присущ многим дорогим автомобилям. С задним стеклом тоже непросто: включатель обогрева - на подлокотнике, очистителя - на консоли. Нелишне потренироваться - попадать сигаретой в узенькую пепельницу или выковыривать оттуда прикуриватель. Скажете, мелочи? А что, если из-за них не заметишь вовремя притормозивший впереди грузовик!..
Кстати, пора бы и покататься. Ключ из замка зажигания вынимается только в положении селектора "Р" ("паркинг") и обязательно при отпущенной педали тормоза - весьма необычно. Мотор на холостом ходу едва слышен. Электроника ограничивает его обороты без нагрузки примерно 4200 об/мин, даже если педаль газа "в полу".
Селектор - в "D", чуть трогаю акселератор - никакой реакции. Лампа подсказывает - отпусти стояночный тормоз. Спасибо, сам знаю. Это такая "проверка", но за эти деньги "ручник" мог бы и сам "отпуститься". "Автомат", кстати, такой же, как и на легковых моделях, проявляет некоторую задумчивость. Набирая обороты, двигатель словно закручивает пружину, которая затем выстреливает машину с завидным ускорением. При этом уловить моменты переключения передач без тахометра практически невозможно.
На ровном покрытии жесткая короткоходная подвеска демонстрирует свои лучшие качества, цепко держа машину на траектории. Здесь ML скорее напоминает легковой автомобиль, чем вездеход, - нет ни раскачки на неровностях, ни крена кузова в поворотах. Однако увлекаться асфальтовым слаломом не стоит - руль слишком легкий, почти "ватный", и если отпустить его, сам возвращаться в нейтральное положение не желает. Кроме того, при резком маневре гидроусилитель не успевает отреагировать и усилие на руле скачкообразно возрастает, из-за чего могут соскользнуть руки. Надо привыкнуть и к тому, что сам руль смещен: ось вращения проходит миллиметров на пятнадцать ниже его геометрического центра.
На колдобинах кузов ощутимо потряхивает, так что желания проскакивать "ходом" трамвайные рельсы не возникает. При спокойном разгоне на скользком покрытии - все о'кей. А вот если "притопить" акселератор, машину начинает "крестить" - недолго оказаться не там куда едешь. Дело в том, что подтормаживание электроникой буксующих колес происходит с некоторым запаздыванием и достаточно неожиданно для водителя, который уже успел шевельнуть рулем, предупреждая развитие заноса. Мощные и точные тормоза, легко осаживающие двухтонную машину, просто великолепны.
Ну, а теперь - в сугробы! Выбираем горку под полуметровым слоем снега и пытаемся на нее потихонечку "вползти". Но вот заднее левое колесо начинает буксовать - машина останавливается. Слегка добавляем газ - колесо пускает "шприц" снега и, окончательно вывесившись, беспомощно крутится в воздухе. Продолжаем упорствовать - обороты перевалили за 4000. Вдруг со стороны бешено вращающегося колеса слышатся какие-то звуки, будто сработала АБС, и "Мерседес", дернувшись, забирается на горку, только "похрюкивают" тормозами перемешивающие снег колеса. После этого ML320 успешно сдал внедорожный экзамен на засыпанной снегом кроссовой трассе - даже не понадобилось включать пониженную передачу.
Так что, можно хоронить всяческие блокировки и вискомуфты? Да нет - пожалуй, рано. Дело в том, что ETS, во всяком случае в нынешнем виде, не позволяет проходить препятствия "внатяг" - только с пробуксовкой и полным газом. Хотелось бы, чтобы электроника вмешивалась чуть раньше, но более деликатно. Иначе, если под колесами сухой песок или рыхлый снег, недолго и закопаться.
Сплоченный в грязи, класс вседорожников на асфальте начал давать трещины и дробиться, разъединяясь на подклассы. "Мерседес ML" - один из последних "побегов". Похоже, он займет место между пляжными джипами и настоящими вездеходами "во фраках". С началом официальных продаж цена "Мерседеса", вероятно, снизится до $60-65 тыс. - а это уже недалеко от популярных "Гран Чероки" и "Паджеро" в богатой комплектации. Вот тогда-то и выяснится, кто есть кто на этом рынке.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Общие данные: число мест - 5; снаряженная масса - 1990 кг; полная масса - 2650 кг; максимальная скорость - 180 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 9,7 с; расход топлива в условных загородном и городском циклах - 9,4; 16,1 л/100 км; запас топлива - 70 л; топливо - неэтилированный бензин АИ-91. Размеры, мм: длина - 4587; ширина - 1833; высота - 1802; база - 2820; колея спереди/сзади - 1565/1565; дорожный просвет - 228; объем багажника - 613/1060/2020 л; радиус поворота - 5,9 м. Двигатель: бензиновый, с распределенным впрыском и тремя клапанами на цилиндр, шестицилиндровый V-образный, расположен спереди продольно; рабочий объем - 3199 смз; диаметр цилиндра и ход поршня - 89,9х84,0 мм; степень сжатия - 10,0; мощность - 160 кВт/218 л. с. при 5600 об/мин; максимальный крутящий момент - 310 Н.м при 3000-4500 об/мин. Трансмиссия: постоянный полный привод (со свободными дифференциалами) на все колеса; раздаточная коробка: I - 1,00; II - 2,64; коробка передач - автоматическая пятиступенчатая; передаточные числа: I - 3,93; II - 2,41; III - 1,49; IV - 1,00; V - 0,83; з. х. - 3,10; главная передача - 3,69. Подвеска: независимая на двойных поперечных рычагах со стабилизаторами поперечной устойчивости, собрана на подрамниках; спереди - с продольными торсионами, сзади - с пружинными стойками. Тормоза: гидравлические дисковые с вакуумным усилителем и АБС, спереди - вентилируемые. Рулевое управление: реечное с гидроусилителем. Размер шин: 255/65R16.
+ Хорошая шумоизоляция, отличные тормоза, великолепная динамика, прекрасная устойчивость, просторный трансформируемый салон, богатая комплектация, "91-й" бензин.
- Жесткая короткоходная подвеска, "ватный" руль, ограниченные внедорожные качества, невидимый край капота, малоэффективное уплотнение дверей, нелогичное расположение некоторых органов управления, дешевый пластик в отделке, узкая "докатка".
РЕЗЮМЕ. На шоссе - почти представительский автомобиль, на бездорожье - почти вездеход, да еще с трехлучевой звездой. Что еще нужно, чтобы на разбитых городских улицах чувствовать уверенность "в завтрашнем дне"?