Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Любишь прокатиться, люби и расплатиться

 

Любишь прокатиться, люби и расплатиться

 

 

Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ" / Вопрос о правовой природе так называемых экологических платежей был предметом рассмотрения высших судебных инстанций и весьма бурной полемики более четырех лет назад. Однако и после того, как стало окончательно ясно, что этот "не налоговый платеж, а фискальный сбор" является обязательным, определенности в правовом регулировании "квазиналога" не прибавилось. Рассмотрим проблемы, возникающие в одном из частных случаев исчисления и платы за негативное воздействие на окружающую среду - при эксплуатации легковых автомобилей, переданных в лизинг. Илья АЛЕЩЕВ, РУКОВОДИТЕЛЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ОТДЕЛА "эж-ЮРИСТ"
ИСТОРИЯ ВОПРОСА

В соответствии с п. 1 ст.

загрузка...

 

 

16 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным (аналогичный принцип был закреплен в п. 1 ст. 20 ранее действовавшего Закона РСФСР от 19.12.91 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды", где соответствующий платеж был назван "платой за загрязнение окружающей природной среды").

Пунктом 2 ст. 16 ФЗ "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся в том числе выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ. На основании п. 3 данной статьи порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ. В то же время до настоящего времени регулирование данного вопроса на уровне законодательства отсутствует, а Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.92 N 632.

Следует отметить, что вопрос о правовой природе платы за негативное воздействие на окружающую среду длительное время был дискуссионным и правоприменительная практика по вопросу об обязательности уплаты этих платежей неоднократно менялась.

В частности, Решением ВС РФ от 28.03.2002 N ГКПИ 2002-178 упомянутое Постановление Правительства РФ N 632 было признано незаконным (недействительным) ввиду того, что плата за загрязнение окружающей природной среды по своей правовой природе обладает всеми признаками налога, и в то же время в нарушение ст. 17 НК РФ все существенные элементы этого налогового платежа установлены не федеральным налогом, а Постановлением Правительства РФ, которое незаконно отнесло к компетенции федеральных органов исполнительной власти вопросы определения налогового периода, налоговых ставок, порядка и срока уплаты налога. Как следствие, Постановление Правительства РФ N 632 было признано ВС РФ не соответствующим НК РФ и ФЗ "Об охране окружающей среды".

Впоследствии Кассационная коллегия ВС РФ, рассмотрев кассационную жалобу Правительства РФ на указанное выше Решение, Определением от 04.06.2002 N КАС 02-232 оставила Решение без изменения.

Однако впоследствии КС РФ было вынесено Определение от 10.12.2002 N 284-О, в котором было указано, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду "являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором", и поэтому Постановление Правительства от 28.08.92 N 632 в части регулирования данных правоотношений "сохраняет силу и подлежит применению судами".

Несмотря на то что вопрос о том, имеют ли больший приоритет судебные акты ВС РФ или КС РФ, ни в законодательстве, ни в теории права однозначно не решен, после вынесения Определения КС РФ от 10.12.2002 N 284-О правоприменительная практика (в том числе арбитражно-судебная) складывалась исходя из того, что Постановление Правительства РФ от 28.08.92 N 632 является действующим и подлежащим применению нормативным актом, а плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате.

Поскольку п. 2 ст. 16 ФЗ "Об охране окружающей среды" к одному из видов негативного воздействия на окружающую среду относятся в том числе выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, а в п. 1 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.92 N 632, предусмотрено взимание платы в том числе и за такой вид вредного воздействия на окружающую природную среду, как выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, следует прийти к выводу о том, что осуществление лицом деятельности по эксплуатации легкового автомобиля создает основание для уплаты им платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344. В частности, применительно к плате за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками в данном Постановлении установлены нормативы платы для различных видов топлива (бензин неэтилированный, дизельное топливо, керосин, сжатый природный газ, сжиженный газ).

Сроки уплаты рассматриваемых платежей установлены Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (плата по итогам отчетного периода подлежит уплате не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым признается календарный квартал).

Как следствие, несмотря на определенные противоречия нормативных актов, устанавливающих плату за негативное воздействие на окружающую среду, налоговому законодательству, правоприменительная практика признает обязательность этой платы.

КТО ПЛАТИТ?

При определении лица, на которое возлагается обязанность по уплате указанного платежа, следует учитывать данную в Определении КС РФ от 10.12.2002 N 284-О квалификацию платежей за негативное воздействие на окружающую среду. В частности, КС РФ отметил: данные платежи имеют "индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором" и представляют собой "форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия".

При этом КС РФ указал, что "платежи за загрязнение окружающей среды взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку" (п. 5 Определения).

Выраженная в данном Определении позиция КС РФ о том, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду подлежат уплате тем лицом, которое непосредственно осуществляет соответствующую деятельность, нашла свое отражение в п. 5 Письма МНС России от 31.10.2001 N ВТ-6-21/833, в Письме Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23.12.2005 N СС-47/145 "О плате за негативное воздействие в отношении отходов" и в Письме ФНС России от 08.02.2006 N ГВ-6-21/132@.

Данная позиция поддерживается также сложившейся арбитражно-судебной практикой (см. постановления ФАС ВСО от 12.10.2005 N А33-11634/05-Ф02-4978/05-С1, ФАС ВВО от 10.03.2000 N А29-5767/99, ФАС ПО от 08.07.2004 N А55-4884/03-7 и др.).

Таким образом, при предоставлении автотранспортных средств в лизинг обязанность по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду возложена на лицо, непосредственно осуществляющее эксплуатацию этих автотранспортных средств, то есть, как следует из изложенной в вопросе информации, на лизингополучателя.

ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ

В п. 1 ст. 69 ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплена норма о том, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат государственному учету. Несмотря на то что в п. 2 данной статьи установлено, что "государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также оценка этого воздействия на окружающую среду осуществляется в порядке, установленном законодательством", на законодательном уровне порядок такого учета в настоящее время не установлен.

В п. 5.3.6 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401) к числу полномочий данной службы отнесено в том числе ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух.

Попутно отметим: несмотря на указание КС РФ о неналоговом характере платежей за негативное воздействие на окружающую среду, налоговые органы занимают позицию о наличии у них полномочий осуществлять контроль за поступлением данных платежей "в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах" (п. 2 Письма МНС России от 31.10.2001 N ВТ-6-21/833).

Как следствие, законодательством установлена обязанность по постановке на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а подзаконными актами определен орган, уполномоченный осуществлять такой учет, - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Однако порядок постановки на учет в настоящее время не установлен.

ОТЧЕТНОСТЬ

Форма отчетности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду, порядок ее заполнения и представления утверждены Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23.05.2006 N 459 в виде Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В частности, данным Приказом установлено, что Расчет представляется плательщиками в территориальные органы Ростехнадзора по месту государственной регистрации передвижного объекта негативного воздействия (к которым в том числе относятся автомобили) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду установлена ст. 8.41 КоАП РФ, которая предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб. и на юридических лиц от 50 000 до 100 000 руб.

Следует отметить, что, поскольку, как следует из данной КС РФ квалификации платежей за негативное воздействие на окружающую среду, они являются не налогом, а фискальным сбором, невнесение таких платежей не может повлечь применение налоговой ответственности (см. Постановление ФАС МО от 04.08.2005 N КА-А40/7171-05).

Также следует отметить, что неуплаченные суммы таких платежей не могут быть взысканы с плательщиков в безакцептном порядке, так как соответствующая норма (п. 2 Постановления Правительства РФ от 28.08.92 N 632) была признана недействующей Решением ВС РФ от 12.02.2003 N ГКПИ 03-49. Точка зрения о возможности взыскания платы за загрязнение окружающей природной среды только в судебном порядке находит свое отражение и в сложившейся арбитражно-судебной практике (см. Постановление ФАС ПО от 15.09.2005 N А12-22346/04-С51).

Итак, ответственность за невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду установлена в ст. 8.41 КоАП РФ в виде административного штрафа, а предусмотренная налоговым законодательством ответственность к ней неприменима.

При предоставлении автотранспортных средств в лизинг обязанность по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду возложена на лицо, непосредственно осуществляющее эксплуатацию этих автотранспортных средств.


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Любишь прокатиться, люби и расплатиться":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Американские машины любят переворачиваться

• Из-за переворотов автомобилей гибнут до 30% людей на дорогахПо мнению экспертов, столкновение автомобилей друг с другом является далеко не самым страшным ДТП. Оказывается, зачастую к гораздо более серьезным последствиям может привести переворот автомобиля. Например, по статистике в США перевороты занимают лишь 3% аварий, но при этом на них приходится 30% от всех смертей на дорогах!

» Американскии автомобили - 3437 - читать


Toyota Rav 4: Паркет для любого пола

В тесте участвуют автомобили: Toyota Rav 4 Многие автолюбители, выбирая подержанную машину, презрительно отворачиваются от Toyota RAV4, считая его «женским» автомобилем. Однако если первое поколение модели еще можно было назвать «игрушкой», то второе стало выглядеть намного серьезней.

» Японские автомобили - 2970 - читать


Летающая Audi A4, или Какой немец не любит быстрой езды?

Немцы любят быструю езду, благо и финансовые, и дорожные условия очень этому увлечению способствуют. Но, с другой стороны, врожденному практицизму «самой автомобилизированной нации» претит идея передвигаться каждый день на нарочито богатых и скоростных автомобилях. Очередной ответ на эту дилемму дали тюнеры из немецкого ателье B&

» Немецкие автомобили - 2557 - читать


Ford Fiesta, Volkswagen Polo: Любо? Дорого!

В тесте участвуют автомобили: Ford Fiesta, Volkswagen Polo Сегодняшние герои нашей рубрики — Volkswagen Polo и Ford Fiesta — представляют едва ли не идеальную противоположность хорошо известной и любезной сердцу потребителя формулы «много автомобиля за небольшие деньги». Удивляться, впрочем, не приходится.

» Немецкие автомобили - 2276 - читать


Некоторые любят погорячее

В мире существует очень много компаний, которые выпускают автомобили совершенно разных форм, классов и видов. Однако, даже такие фирмы как Mercedes, BMW, Jaguar все-таки делают машины в массовом порядке, то есть абсолютно одинаковые. Конечно, среди одной модели есть варианты в отделке салона, дополнительном оборудовании, но, как ни крути, это конвейер.

» Немецкие автомобили - 1767 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Любишь прокатиться, люби и расплатиться

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru