Налог на имущество: нововведения. Особенности налогообложения иностранных компаний.
Аудиторско-консалтинговая компания"Алинга Консалтинг Груп"
Введение в действие 01.01.04 главы 30 НК РФ «Налог на имущество организаций» повлекло за собой ряд изменений в порядке уплаты и расчете налога на имущество российскими и иностранными организациями.
На мой взгляд, эти изменения представляют немалый интерес, поэтому остановимся на них подробнее.
1. До введения в действие главы 30 НК РФ исчисление и уплата налога на имущество регламентировались Законом от 13.12.91 №2030-1 «О налоге на имущество предприятий».
Согласно ему плательщиками налога на имущество признавались иностранные и международные организации, имеющие имущество на территории РФ. Ст. 373 гл. 30 НК РФ вносит значительные изменения в это определение. Иностранные организации признаются налогоплательщиками данного налога лишь в том случае, если они осуществляют деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеют в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации. Следует обратить внимание, что деятельность, приводящая к образованию постоянного представительства, регламентируется ст. 306 НК, и основным критерием такой деятельности является принцип регулярности деятельности иностранной организации на территории РФ.
2. П.3 Ст. 379 наделяет субъекты Российской Федерации правом законодательного органа. Согласно такому нововведению субъекты Российской Федерации могут не устанавливать отчетные периоды при установлении налога, что избавит налогоплательщиков от необходимости сдавать ежеквартальные авансовые отчеты, а даст им возможность сдать декларацию лишь по итогам налогового периода, которым является год.
3. Максимально возможная ставка по налогу на имущество увеличена на 0,2% и составляет 2,2%. Согласно статистическому анализу большинство регионов установили именно максимальную ставку, хотя, в ряде регионов ставка варьируется в зависимости от того, каким видом деятельности занимается налогоплательщик.
4. Одним из наиболее положительных изменений, которое касается также и российских организаций, является исключение из объекта налогообложения такой статьи как «Запасы и затраты», находящиеся на балансе налогоплательщика. Подобное новшество, к радости налогоплательщиков, в значительной мере снижает налогооблагаемую базу, освобождая бухгалтеров от головной боли в конце периода проводить, по требованию руководства, такие сомнительные операции как возврат товара поставщику и его повторное оприходование на склад через пару дней.
5. Отдельного комментария заслуживает формула расчета налога. Здесь можно выделить два существенных момента:
5.1) несколько изменена сама формула расчета налога по сравнению с той, которая применялась ранее (ст. 3 Закона №2030 –1):
До 1 января 2004 г., согласно п.3 инструкции Госналогслужбы России № 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий", среднегодовая стоимость имущества определялась путем деления на 4 суммы полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на 1-е число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое 1-е число всех остальных кварталов отчетного периода.
В настоящий момент, согласно порядку, установленному ст. 376 НК РФ, среднегодовая стоимость имущества определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу. Хотя данный подход явно противоречит тому, что написано в п. 5 ст.55 НК РФ, а именно, в нем сказано, что налоговым периодом по налогу на имущество, которое приобретено или реализовано после 1 января отчетного года, является время фактического нахождения имущества в собственности организации. Получается, если следовать вышеуказанной логике, то делить нужно не на 13, а на реальное количество месяцев, в течение которого имущество было в собственности организации. Еще большую путаницу вносят в этот вопрос 2 письма Минфина РФ. Это письма № 03-06-01-04/32 от 19.09.2004 и письмо № 03-06-01-04/48 от 04.10.2004. Первое письмо адресовано российским предприятиям, созданным (ликвидированным) в течение года. По мнению Минфина в таком случае продолжительность налогового периода по этому налогу не связана с размером налоговой базы, которой является среднегодовая стоимость основных средств. Для расчета годовой суммы налога чиновники порекомендовали вновь созданным (ликвидированным) организациям делить стоимость ежемесячных остатков имущества не на количество фактически отработанных месяцев плюс единица, а на 13.
Что касается второго письма, оно адресовано иностранным организациям. В нем Минфин придерживается диаметрально противоположного мнения, видимо вспоминая о нормах, прописанных в ст. 55 НК РФ, а именно, что налог надо рассчитывать с учетом времени, в течение которого имущество фактически принадлежало иностранной организации, а не на 13. Но ведь формула расчета налога не может быть разной для каждой конкретной организации, поэтому логично было бы, все же делить на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу, т. е. на 13.
5.2) внесены изменения в порядок определения налоговой базы для иностранных компаний:
Отличие в порядке определения налоговой базы для иностранных организаций состоит в том, что согласно п.5 ст. 376 НК РФ, ею признается инвентаризационная стоимость объекта по состоянию на 1 января отчетного года.
Пример:
Иностранная компания «Крафт» не имеет постоянного представительства на территории России, но имеет в собственности здание на территории г. Москвы, которое она продает в августе 2004г. Инвентаризационная стоимость объекта на 1 января 2004г. составила 50 млн. руб.
В таком случае годовая база по налогу на имущество будет равна (50 000 000 руб. x 8 месяцев : 13 месяцев) = 30 769 231 руб. Сумма налога (30 769 231 руб. x 2,2%) = 676 923 руб.
В первом и втором квартале компания должна была перечислить в бюджет (50 000 000 руб. x 2,2% : 4 x 2) = 550 000 руб.
Соответственно, в третьем квартале организация должна будет перечислить в бюджет (676 923 руб. – 550 000 руб.) = 126 923 руб.
6. С введением гл. 30 НК РФ значительно изменился порядок уплаты налога. Если раньше уплата налога производилась по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для сдачи бухгалтерской отчетности за квартал, а по годовым расчетам – в десятидневный срок со дня, установленного для сдачи бухгалтерской отчетности за год, то теперь (ст. 383 НК РФ) налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в сроки, установленные законами субъектов РФ (ст. 383 НК РФ). Законы субъектов РФ, в свою очередь могут предусматривать уплату авансовых платежей по итогам отчетного периода или уплату только по итогам налогового периода, если органом субъекта РФ не установлен отчетный период.
7. Существенно изменились правила уплаты налога и предоставления отчетности по налогу на имущество по обособленным подразделениям.
Если раньше, согласно ст. 7 Закона № 2030-1, предприятия, в состав которых входили обособленные подразделения, независимо от наличия или отсутствия у них отдельного баланса уплачивали налог по местонахождению указанных подразделений, то сейчас у организаций появилась обязанность уплачивать налог и сдавать декларации по местонахождению каждого объекта недвижимости, независимо от того образуется по местонахождению недвижимости обособленное подразделение или нет (ст. 384, 385 НК).
Рассмотрим возможные ситуации уплаты налога:
а) имущество есть как на балансе головной организации, так и на балансе обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс.
В таком случае стоимость недвижимости, расположенной по местонахождению головной организации, включается в расчет налоговой базы по головной организации, а недвижимости, расположенной по местонахождению обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс, - в расчет налоговой базы по этому обособленному подразделению.
б) обособленное подразделение не имеет отдельного баланса, но по его местонахождению расположен объект недвижимости.
Уплачивать налог на имущество по этому объекту, также как и сдавать налоговые декларации (расчеты по авансовым платежам) по местонахождению этого имущества должно это обособленное подразделение.
Чтобы вычислить сумму налога, подлежащую уплате по местонахождению недвижимого имущества, нужно его среднюю стоимость за отчетный (налоговый) период умножить на ставку налога на имущество, действующую в регионе, где этот объект расположен.
в) объект недвижимости расположен вне местонахождения головной организации и обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс.
В такой ситуации организации нужно отдельно рассчитывать налог на имущество и сдавать декларации по каждому объекту недвижимости, расположенному вне местонахождения головной организации и обособленного подразделения, не имеющего отдельного баланса. Налог определяется умножением средней стоимости объекта недвижимости за отчетный (налоговый) период на ставку налога, установленную в том регионе, где этот объект расположен.
Если объект недвижимости фактически расположен на территории разных субъектов РФ, налоговая база по нему определяется отдельно. При исчислении налога в соответствующем субъекте РФ налоговая база принимается в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимости на территории соответствующего субъекта.
г) обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс, и по его местонахождению нет недвижимого имущества.
По местонахождению такого обособленного подразделения сдавать налоговые декларации и уплачивать налог не нужно.
Статья получена: Клерк.Ру