Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Налог на рекламу: тонкости переходного периода

 

Налог на рекламу: тонкости переходного периода

 

 

Журнал "Российский налоговый курьер" № 1-2 2005

Курбангалеева О.А.
главный бухгалтер ООО «Экоскан»

Вопрос о порядке исчисления и уплаты налога на рекламу неоднократно обсуждался на страницах нашего журнала. Этой статьей мы завершаем цикл публикаций, посвященных данному налогу, — с 1 января 2005 года налог на рекламу отменен.

С 1 января 2005 года налог на рекламу отменен, а Закон РФ от 27.12.91 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (далее — Закон № 2118-1), подпунктом «з» пункта 1 статьи 21 которого был установлен этот налог, утратил силу в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах».

Как и в любой другой переходный период, у налогоплательщиков могут возникнуть вопросы, связанные с завершением расчетов по этому налогу.

загрузка...

 

 

Рассмотрим самые типичные из них.

Оплата в 2004 году, а оказание услуг в 2005-м

Допустим, организация в декабре 2004 года заказала размещение рекламной информации в средствах массовой информации и перечислила предоплату рекламному агентству. Нужно ли в этом случае уплачивать налог на рекламу?

Вспомним определение рекламы, приведенное в Федеральном законе от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе». Как сказано в статье 2 этого закона, реклама — это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Из определения следует, что информация становится рекламной только при распространении. Когда нужно начислить налог на рекламу? Как сказано в подпункте «з» пункта 1 статьи 21 Закона № 2118-1, налогом на рекламу облагается стоимость услуг по рекламе. Стоимость услуг в момент их оказания признается в составе расходов в бухгалтерском учете. Это следует из пункта 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации». Именно в этот момент начисляется налог на рекламу. Напомним, что в соответствии с пунктом 3 ПБУ 10/99 предварительная оплата не признается расходом организации, поэтому при ее перечислении налог на рекламу не начисляется.

Например, если реклама появилась на страницах газет и журналов в декабре 2004 года, организация должна рассчитать налог на рекламу по ставке не менее 5% от стоимости услуг рекламного агентства без учета НДС и перечислить его в бюджет. Так как в этом случае расходы на рекламные услуги будут признаны в декабре 2004 года. Если организация разместит рекламу только в январе 2005 года, платить налог на рекламу ей не придется в связи с тем, что рекламные расходы будут признаны в бухгалтерском учете после отмены налога.

Здесь есть один нюанс. Как известно, в печатных изданиях дата подписания номера в печать и дата выхода в свет (то есть дата выхода номера из типографии) обычно не совпадают. Нужно ли платить налог на рекламу, если номер подписан в печать, например, 30 декабря, а тираж отпечатан 3 января? Как уже упоминалось, информация становится рекламной при ее распространении. Поскольку печатное издание может быть распространено только после того, как будет напечатано (а это произойдет уже после отмены налога), платить налог на рекламу в данном случае не нужно.

Возможна и другая ситуация. Например, первый номер 2005 года подписан в печать и вышел из типографии еще в декабре 2004-го. Уплачивается ли в данном случае налог на рекламу? Да, так как информация стала рекламной в период действия налога. А время, когда экземпляры журнала будут фактически распространены, значения не имеет.

ПРИМЕР 1

В ноябре 2004 года ЗАО «Стентфорд», расположенное в Москве, перечислило рекламному агентству стопроцентную предоплату в размере 42 480 руб., в том числе НДС 18% — 6480 руб., за размещение рекламной информации в журнале рекламного характера. Журнал выходит один раз в неделю. В декабре 2004 года вышло 5 номеров с рекламным объявлением ЗАО «Стентфорд», а в январе 2005-го — 4 номера.

Налогом на рекламу облагаются только рекламные публикации, размещенные в декабрьских номерах журнала. Стоимость этих объявлений составила:

(42 480 руб. – 6480 руб.) : 9 х 5 = 20 000 руб.

Следовательно, сумма налога на рекламу в IV квартале 2004 года составит:

20 000 руб. х 5% = 1000 руб.

Стоимость рекламных услуг, которая будет признана в январе 2005 года, составляет:

42 480 руб. – 6480 руб. – 20 000 руб. = 16 000 руб.

В бухгалтерском учете ЗАО «Стентфорд» будут сделаны записи:

в ноябре 2004 года

ДЕБЕТ 60 субсчет «Авансы выданные» КРЕДИТ 51

— 42 480 руб. — перечислена предоплата рекламному агентству;

в декабре 2004 года

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 60 субсчет «Расчеты с поставщиками»

— 20 000 руб. — отражены расходы на публикацию рекламных объявлений в декабре 2004 года;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

— 3600 руб. (6480 руб. : 9 х 5) — отражена сумма НДС по рекламным публикациям в декабре;

ДЕБЕТ 60 субсчет «Расчеты с поставщиками» КРЕДИТ 60 субсчет «Авансы выданные»

— 23 600 руб. (20 000 руб. + 3600 руб.) — зачтена часть предоплаты;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

— 3600 руб. — принят к вычету НДС, уплаченный со стоимости декабрьских публикаций;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на рекламу»

— 1000 руб. — отражена сумма налога на рекламу, начисленная за IV квартал 2004 года;

в январе 2005 года

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 60 субсчет «Расчеты с поставщиками»

— 16 000 руб. — отражены расходы на публикацию рекламных объявлений в январе 2005 года;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

— 2880 руб. (6480 руб. – 3600 руб.) — отражена сумма НДС по рекламным публикациям в январе;

ДЕБЕТ 60 субсчет «Расчеты с поставщиками» КРЕДИТ 60 субсчет «Авансы выданные»

— 18 880 руб. (16 000 руб. + 2880 руб.) — зачтена часть предоплаты;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

— 2880 руб. — принят к вычету НДС, уплаченный со стоимости январских публикаций.

Стоимость рекламных объявлений, опубликованных в январе 2005 года, налогом на рекламу облагаться не будет.

Обратите внимание: если услуги по рекламе оказаны в 2004 году, а оплачены в 2005-м, налог на рекламу уплачивается.

Централизованная уплата налога на рекламу

На сегодняшний день в некоторых регионах рекламодатели уплачивают налог на рекламу в обязательном порядке через рекламораспространителей. В связи с этим последние увеличивают стоимость своих услуг на сумму налога. Это так называемый централизованный порядок уплаты.

Обсуждать, насколько такой порядок правомерен, в этой статье мы не будем. Рассмотрим лишь ситуацию, когда организация-рекламодатель, выполняя требования местного законодательства об уплате налога через рекламораспространителя, перечислила в 2004 году деньги с учетом суммы налога на рекламу. Услуги же по рекламе фактически будут оказаны в 2005-м. Что делать с налогом на рекламу?

В данном случае излишне уплаченная сумма налога — не что иное, как переплата по договору, которую рекламораспространитель должен или вернуть рекламодателю, или зачесть в счет оплаты будущих услуг.

Оформление витрины

Демонстрация товаров на витрине или в комнате образцов — один из самых распространенных видов рекламы. Предположим, в магазине к новогодней распродаже витрину украсили собственными товарами. Витрина была оформлена в декабре 2004 года, а переоформлена в январе 2005-го. Уплачивается ли в этом случае налог на рекламу?

В большинстве местных законов о налоге на рекламу налоговой базой при самостоятельном выполнении рекламы признаются расходы на такое выполнение. Что в данном случае считается рекламными расходами? Сумма уценки переданных на экспозицию образцов. В момент передачи этих образцов на оформление витрины у организации никаких расходов не возникает.

Таким образом, если товары, переданные на оформление витрины, уценены в 2004 году, налог на рекламу платить нужно. Если же товары уценены в 2005-м — налог платить не надо.

ПРИМЕР 2

В декабре 2004 года в магазине одежды «Илиада» в связи с новогодней распродажей витрину оформили собственным товаром. Для этого со склада организации был передан товар на сумму 12 000 руб.

В январе 2005 года по окончании распродажи витрину переоформили. Выставленные на ней образцы полностью потеряли товарный вид, и был издан приказ об их уценке.

В бухгалтерском учете организации были сделаны проводки:

в декабре 2004 года

ДЕБЕТ 41 субсчет «Товары на складе» КРЕДИТ 60

— 12 000 руб. — отражена стоимость товара, поступившего на склад;

ДЕБЕТ 41 субсчет «Товары на витрине» КРЕДИТ 41 субсчет «Товары на складе»

— 12 000 руб. — отражена стоимость товаров, переданных для оформления витрины;

в январе 2005 года

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 41 субсчет «Товары на витрине»

— 12 000 руб. — отражена уценка товаров.

Налог на рекламу в данном случае не начисляется.

Рекламные буклеты

Допустим, организация изготовила в декабре 2004 года рекламные буклеты. Должна ли она платить налог на рекламу?

Ответ на этот вопрос будет зависеть от того, когда организация признала расходы на их изготовление в бухгалтерском учете. Если расходы признаны в 2004 году, налог на рекламу платить придется, а если в 2005-м — стоимость изготовления рекламных буклетов налогом на рекламу облагаться не будет.

Подведем итоги. Как видим, ответ на вопрос, платить или не платить налог на рекламу, зависит от времени оказания услуг по рекламе и, следовательно, признания расходов на эти услуги в бухгалтерском учете. Если расходы признаны в 2004 году, налог уплачивается, если в 2005-м — платить налог не надо.

В том случае, когда организация сама осуществляет собственную рекламу, вопрос об уплате налога на рекламу решается так. Если расходы на рекламу были признаны в учете в 2004 году, налог уплачивается, а если в 2005-м — не уплачивается.

Напомним, что с 1 января 2005 года в силу вступила новая редакция главы 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Согласно этой главе распространение и (или) размещение наружной рекламы будет облагаться ЕНВД. Также с 1 января 2005 года вступила в силу новая глава Налогового кодекса — 25.3 «Государственная пошлина». Согласно положениям этой главы за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы, а также за регистрацию средства массовой информации, в том числе рекламного характера, взимается госпошлина.


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Налог на рекламу: тонкости переходного периода":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Неурегулированные вопросы переходного периода налогообложения предприятий, утративших право на УСН

ИА "Клерк. Ру". Отдел новостей / Попов Георгий Георгиевич, директор ООО АФ «Авеста» , г Воронеж, специально для Клерк.

» Юриспруденция и Право - 3071 - читать


Налог с базы переходного периода: уплата и отчетность

Налоговую базу переходного периода налогоплательщики рассчитали еще в 2002 году. В то же время уплата исчисленного с этой базы налога для многих организаций растянулась на пять лет — до 2007 года. Но все ли нюансы уплаты этого налога и представления декларации мы помним?

» Бухгалтерия и аудит - 1574 - читать


Новые правила расчета налоговой базы переходного периода

ToT / Новые правила расчета налоговой базы переходного периода Павел ПОЗДЕЕВ, генеральный директор ООО "НПФ МАНТИКА", г. Москва Ирина КИРИЛИНА, эксперт "Расчета" Опубликовано: журнал "Расчет" N 7 2002 год Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ изменил правила расчета так называемой налоговой базы переходного периода.

» Бухгалтерия и аудит - 2504 - читать


Новые правила расчета налоговой базы переходного периода

ToT / Новые правила расчета налоговой базы переходного периода Павел ПОЗДЕЕВ, генеральный директор ООО "НПФ МАНТИКА", г. Москва Ирина КИРИЛИНА, эксперт "Расчета" Опубликовано: журнал "Расчет" N 7 2002 год Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ изменил правила расчета так называемой налоговой базы переходного периода.

» Бухгалтерия и аудит - 0 - читать


Расчет налога на прибыль в переходный период

ToT / Д. ВЕСЕЛОВ, аудитор Опубликовано: Журнал "Практическая бухгалтерия" N7 / 2002г.

» Бухгалтерия и аудит - 1888 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Налог на рекламу: тонкости переходного периода

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru