Продолжение налоговой реформы, столкнувшейся с серьезными трудностями в прошлом году, потребовало весьма необычного в российской административной практике мероприятия. До сих пор совместные коллегии Министерства экономического развития и Министерства финансов не проводились. И уж совсем необычным выглядело присутствие в пятницу на этом мероприятии президента России Владимира Путина. Еще совсем недавно оба ключевых министерства, по сути определяющих направление экономической политики правительства, предпочитали решать большинство спорных вопросов в «рабочем порядке».
«Именно через адекватную налоговую систему мы можем обеспечить повышение уровня оплаты труда, а также исключить "серые схемы" выплат денежного вознаграждения, - заявил президент, выступая в пятницу на заседании коллегий Минфина и Минэкономразвития.
"Особое внимание государства и приоритетная помощь должны оказываться гражданам с низким уровнем доходов", - отметил президент.
Эти пожелания главы государства задавали направление обсуждения проблемы снижения налогового бремени в России. Однако, он никоим образом даже не намекнул, какая идея ему ближе: снижение налогового бремени, или, наоборот, ужесточение правил налогового администрирования. Первое направление налоговой реформы, как не трудно догадаться, предлагает Минэкономразвития, второе - Минфин. Владимир Путин же не стал показывать, чья позиция в продолжающейся уже не первый год дискуссии ему ближе. И предпочел переложить ответственность за налоговые инновации на правительство.
Возможен и другой вариант. Президент России просто рассудил, что теперь, после отставки Михаила Касьянова, определением направлений экономической политики должна заниматься не его администрация, а прежде всего сам кабинет министров. И любая детальная их конкретизация с его стороны будет входить в противоречие с такой тщательностью выстраиваемой логикой принятия управленческих решений внутри исполнительной вертикали власти. Себе же оставил постановку стратегических задач и контроль за их исполнением. Точно так же, как это делается в большинстве экономически развитых государств.
Исходя из стратегических задач он на той же совместной коллегии двух министерств потребовал от ведомства Германа Грефа за три года обеспечить снижение уровня бедности в стране на 10-12 процентов. Упрекнул Минфин в том, что рассчитываемый им каждый год федеральный бюджет так и не стал базовым инструментом модернизации экономики и призвал к усилению персональной ответственности каждого члена правительства.
При этом президент определил контрольные точки, отражающие качество работы всего кабинета министров. "Надо избавляться от отживающих свой век неконкурентных производств и создавать экономическую среду, восприимчивую и к инновациям, и к новым технологиям, которая позволит России занять достойное место на глобальном рынке╗, - заявил глава государства.
Присутствовавший на совместной коллегии премьер-министр России Михаил Фрадков в своем заключительном слове прокомментировал президентский пассаж весьма своеобразно: "Новеллы должны быть осмысленными!" Имея ввиду, по-видимому, под словом "новеллы" слово "новации".
Первыми такими налоговыми "новеллами" станет снижение Единого социального налога (ЕСН), пересмотр налогообложения нефтедобывающих компаний и отказ от идеи ввести в России специальные счета по уплате налога на добавленную стоимость (НДС). Соответствующие, согласованные между обоими ведомствами предложения, будут внесены на рассмотрение кабинета министров уже в понедельник. Именно это пообещал журналистам министр финансов Алексей Кудрин.
ЕСН будет снижен с 2005 года сразу на 5%. Причем, если раньше в федеральный бюджет попадало 14% поступлений от этого налога, то в будущем - только 6%. Доля Фонда обязательного медицинского страхования в этом налоге снизится с 3,6% до 2,8%, Фонда социального страхования - с 4% до 3,2%.
При этом будет введен четырехпроцентный дополнительный страховой платеж, из которого будет формироваться накопительная часть пенсий ныне работающих граждан. Этот платеж будет сугубо добровольным. То есть каждому гражданину предоставят право самим решать, платить его, или нет. Хотя, по логике, каждому россиянину лучше на это согласится. В этом случае, по словам Алексея Кудрина, его пенсия возрастет на целых 2%, "но не менее, чем на 2 тысячи рублей".
Что касается судьбы нефтедобытчиков, то Алексей Кудрин по этому поводу сообщил следующее. Часть их прибыли будет изыматься не путем увеличения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а за счет пересмотра порядка установления экспортной пошлины на нефть. Методика будет жестче привязана к цене на черное золото на мировых рынках. В результате, как пояснил министр финансов, при цене в 30 долларов за баррель, федеральный бюджет получит дополнительно 3 млрд. долларов, а при цене 24 доллара - всего 900 млн.
При этом министр финансов посетовал, что нынешнее укрепление рубля уже снизило реальную (но не номинальную) ставку в среднем на 15 процентов. А министр экономического развития Герман Греф пояснил, что это произошло из-за того, что пошлина привязана к американскому доллару, а не к российскому рублю. "Признаюсь, когда в 2001 году мы создавали нынешнюю методику расчета экспортной пошлины, мы не учли, что курс доллара может пойти вниз", - сообщил журналистам министр экономического развития и торговли.
Наконец, по итогам заседания совместной коллегии обоих министерств было решено отказаться от введения с 2005 года так называемых НДС-счетов. "Мы решили воздержаться от этого", - пояснил Алексей Кудрин. Но пообещал разработать новую методику учета платежей по НДС, дабы исключить практику необоснованных требований по его возврату.
Константин Угодников
/redir.php?url=www.strana.ru%2F%3C%2Fa%3E%3C%2Fp%3E
Статья получена: Клерк.Ру