Общеизвестным является тот факт, что на протяжении многих лет реальные доходы граждан (индивидуальных предпринимателей и лиц, работающих по найму) скрывались посредством использования различных схем. Однако с 2005 г. политика государства направлена на систематическое и планомерное пресечение практики ухода от налогообложения посредством внедрения схем.
Валентина Новоселова
За последние 2 года налоговые органы выработали целый ряд эффективных мер, позволяющих без труда выявлять налогоплательщиков, не желающих платить ЕСН и способствующих сокрытию реальных доходов граждан. Среди них немалую часть составляют физические лица – индивидуальные предприниматели, которые, помимо зарплат своих работников, утаивали и собственный доход.
В настоящий момент проведение проверок, по итогам которых формируется доказательственная база, уличающая юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в применении «конвертных схем», приобрело массовый характер.
Параллельно в поле зрения налоговиков попадают и работники, чья реальная заработная плата легализуется в ходе проверки работодателя, поскольку на работнике лежит обязанность уплатить НДФЛ со всех полученных им доходов и именно он является субъектом налоговой ответственности по ст.122 НК РФ за неправомерную неуплату НДФЛ.
Учитывая, что получение неофициального дохода носило массовый характер, государством принято решение об объявлении налоговой амнистии для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность либо работающих по найму, которое вылилось в принятие Федерального закона от 30 декабря 2006 г. №269-ФЗ «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами».
Указанный закон вступает в силу с 01 марта 2007 г. и предусматривает упрощенную процедуру, позволяющую физическим лицам добровольно исполнить обязанность по уплате налогов.
Действие закона №269-ФЗ распространяется лишь на доходы, полученные до 01 января 2006 г., то есть на доходы, срок уплаты налогов с которых уже истек и за сокрытие которых, по общему правилу, необходимо начислить пени и штраф.
Из круга субъектов, имеющих возможность легализовать свой доход, исключены лица, в отношении которых имеется вступивший в законную силу приговор по ст.198 УК РФ, причем судимость не снята и не погашена (ст.5 Закона).
Физические лица, получившие доход, имеют возможность исчислить сумму налога по ставке 13% и уплатить в бюджет в виде так называемого декларационного платежа. При этом представления документов, содержащих информацию о видах и источниках дохода, в налоговый орган не требуется.
Факт уплаты декларационного платежа, в силу ст.3 Закона «Об упрощенном порядке…», удостоверяет исполнение физическим лицом обязанности по уплате НДФЛ и представлению налоговой декларации формы 3-НДФЛ и документов, подтверждающих доход. В случае, если физическое лицо является индивидуальным предпринимателем, после уплаты декларационного платежа будет считаться, что он также исполнил обязанность по уплате ЕСН, страховых взносов в социальные внебюджетные фонды и обязанность по представлению деклараций в части указанных налогов (взносов).
Представляется, что после уплаты декларационного платежа у физических лиц появится возможность возвратить данные суммы в виде социальных и имущественных налоговых вычетов. Однако при этом все же придется сдать налоговую декларацию, поскольку статьями 219 и 220 НК РФ представление декларации является обязательным условием получения таких вычетов. Вместе с тем, учитывая положения Закона «Об упрощенном порядке декларирования…», налогоплательщик не должен будет подтверждать доходы, с которых он исчислил декларационный платеж, достаточно будет лишь приложить расчетный документ, подтверждающий уплату такого платежа.
Статья 4 Закона устанавливает гарантии конфиденциальности информации об уплате декларационного платежа: расчетные документы могут быть истребованы только по запросу самого физического лица или правоохранительных органов с целью проверки подлинности платежного документа, предъявленного физическим лицом. При этом правоохранительные органы, получив в свое распоряжение такой расчетный документ, не могут использовать его в качестве доказательства обвинения по уголовным делам и делам об административных правонарушениях.
В настоящий момент, пока Федеральный закон от 30.12.06 г. №269-ФЗ «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами» еще не вступил в силу, трудно прогнозировать активность граждан по легализации своих доходов.
Несмотря на очевидную лояльность государства по отношению к «уклонистам», срок, в течение которого физическим лицам необходимо определиться в вопросе легализации своих доходов, довольно ограничен и составляет 10 месяцев – до 01 января 2008 г. (ст.2 Закона). Хотя не исключено, что при наличии определенных предпосылок он может быть продлен.
Представляется, что возможности, предоставленные анализируемым нормативным актом, прежде всего должны быть использованы физическими лицами – индивидуальными предпринимателями, поскольку в случае проведения налоговой проверки им грозит не только налоговая, но и уголовная ответственность (в зависимости от величины сокрытого дохода).
Что же касается лиц, работающих по найму, то они вряд ли проявят высокую активность в вопросе легализации своих доходов, поскольку это фактически будет означать прямое столкновение с интересами работодателя. Вместе с тем, работникам нелишне будет получить информацию о том, проводилась ли на предприятии проверка полноты и правильности уплаты ЕСН и были ли выявлены факты выплаты зарплат «в конвертах», с тем чтобы вовремя уплатить причитающийся налог.
Автор — Ведущий специалист по налоговому праву ООО «Юридическая фирма «Ардашев и партнеры»
Статья получена: Клерк.Ру