Организации вправе самостоятельно устанавливать цены на свои товары. Однако в ряде случаев налоговики могут корректировать цены в целях налогообложения. Как избежать такой участи, вы узнаете из нашей статьи.
Ю.С. Шемелева, эксперт АГ «РАДА»
Когда налоговики могут контролировать цены
Контролировать цены налоговикам позволяет статья 40 Налогового кодекса.
Правда, ситуации, когда проверяющие могут это делать, ограничены.
Во-первых, налоговики могут проверить цены по внешнеторговым или бартерным операциям.
Во-вторых, по сделкам между взаимозависимыми партнерами. Например, если одной организации принадлежит более 20 процентов в уставном капитале другой. Это следует из статьи 20 Налогового кодекса.
Проверяющие считают взаимозависимыми и те организации, чьи учредители являются родственниками или просто знакомыми. Но это утверждение спорно, и суд может решить иначе. Пример – постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 января 2003 г. № А56-19497/02. В нем судьи четко указали, что «брачные отношения одного из учредителей юридического лица с одним из учредителей другого юридического лица, а тем более знакомство между ними» не являются признаками взаимозависимости организаций.
В-третьих, цены фирмы налоговики могут проверить и в том случае, если она сегодня продала товар или услугу по одной цене, а через непродолжительный период времени на 20 процентов дороже или дешевле. Однако в Налоговом кодексе не сказано, что считать непродолжительным периодом времени. Например, Минфин в своих письмах от 20 сентября 2001 г. № 04-01-10/4-95 и от 9 января 2002 г. № 04-00-11 считает, что это неделя, месяц, квартал или иной отрезок времени, в котором не менялись основные условия, влияющие на цены (спрос на товары, цены на электроэнергию, срок годности и т. д.).
Если организация подпадает под одно из перечисленных условий, она должна быть готова к тому, что налоговики заинтересуются ее ценами. И если они будут отличаться от рыночных более чем на 20 процентов, организации придется доплатить налоги.
Как определяют рыночную цену
Прежде чем налоговики смогут доначислить организации налоги, пени и штрафы, они должны определить рыночную цену товаров и доказать, что она действительно отличается от цены организации. Однако сделать это совсем не просто.
Налоговики должны узнать, сколько стоят товары, которые продает организация, у других фирм. При этом такие товары должны быть не только идентичными, но и условия их продажи также должны совпадать. Например, количество товара в проданной партии, сроки поставки, порядок оплаты и т. д.
Кроме того, налоговики могут использовать только те рыночные цены, которые сложились в вашей местности. Если точно таких же товаров ни у кого больше нет, они вправе взять цены на похожие товары, которые Налоговый кодекс называет однородными. Эти товары должны выполнять те же функции и иметь сходные характеристики (например, объем, мощность, массу, скорость и т. д.). Кроме того, необходимо учитывать их качество, репутацию на рынке, наличие товарного знака и страну происхождения.
Еще одна проблема налоговиков заключается в том, что информацию о рыночных ценах они должны брать из «официальных источников». Однако в Налоговом кодексе четко не сказано, что понимать под такими источниками.
Налоговики чаще всего обращаются к статистическим данным, биржевым котировкам, оценщикам и т. д. Но, как правило, суды по различным причинам такую информацию не принимают.
Например, биржи указывают цены без учета качества и количества реализуемого товара, сроков и условий его поставок. По этой причине проверяющие не могут доказать, что рыночные цены определены правильно. Примером такой ситуации может послужить постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 мая 2003 г. № А56-26243/02.
Не помогают налоговикам и оценщики, так как обычно проверяющие забывают, что назначать любую экспертизу просто так нельзя. Они должны сообщить об этом организации, которая имеет право не только выбрать эксперта, но и присутствовать во время его работы. На это указано в статье 95 Налогового кодекса. Если налоговики этого не сделали, суд не признает результаты оценки. Это подтверждают, например, постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 января 2003 г. № А56-19497/02, от 24 января 2003 г. № А56-24555/02.
Иные способы расчета рыночной цены
В Налоговом кодексе предусмотрены и другие методы расчета рыночной цены. Они предусмотрены на тот случай, если налоговики не смогли найти официальную информацию о ценах на товары организации.
Прежде всего, рыночную цену можно определить по методу цены последующей реализации. Она рассчитывается по следующей формуле:
Цена, по которой товар был впоследствии перепродан покупателем | – | Затраты покупателя на продажу (без учета стоимости самого товара) | – | Прибыль покупателя, «обычная для данной сферы деятельности» | = | Рыночная цена товара |
Однако использовать этот метод не просто, так как надо найти покупателя и запросить у него необходимую информацию. Кроме того, не ясно, что следует понимать под «обычной» прибылью и как ее определять. Нетрудно догадаться, что этот метод среди налоговиков не популярен.
Второй метод для расчета рыночной цены называется затратным. Согласно ему, считать рыночную цену надо по формуле:
Сумма затрат организации на приобретение товара | + | Прибыль организации, «обычная для данной сферы деятельности» | = | Рыночная цена товара |
Так как этот способ не намного понятнее предыдущего, он также практически не используется. Но даже в том случае, если налоговики все же решатся рассчитать рыночную цену на товары организации одним из этих методов, доказать свою правоту в суде им будет очень сложно.
Исключительные случаи
Случается, что налоговикам удается доказать в суде, что цены фирмы отличаются от рыночных. При этом наибольшему риску подвергаются организации, которые сдают в аренду торговые площади в своих магазинах или торговых залах. Если эти площади идентичны, а цены на них отличаются более чем на 20 процентов, проверяющие пересчитают организации налоги.
Для этого они сопоставят между собой все цены организации по идентичным сделкам и установят их рыночный уровень. Такое право, по мнению суда, им дает пункт 9 статьи 40 Налогового кодекса. То есть судьи считают, что, определяя рыночную цену услуги, налоговики могут, но не обязаны использовать официальные источники информации. К примеру, на это указал Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в своем постановлении от 25 декабря 2001 г. № А31-1738/1.
Поэтому, если организация сдает идентичные торговые площади по разной цене, ей следует установить в договорах различные условия, которые могут влиять на размер платы (например, один арендатор обязуется убирать свои помещения, другой – провести их текущий ремонт и т. д.). Тогда налоговикам будет сложно доказать, что сделки совершены на сопоставимых условиях и являются идентичными.
Осторожность не помешает и тем организациям, которые продают товары своим учредителям по более низким ценам. Например, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 14 апреля 2003 г. № А38-17/325-02 признал взаимозависимыми фирму и индивидуального предпринимателя, который являлся ее единственным учредителем и мог непосредственно влиять на работу организации.
Другим постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 октября 2002 г. № А38-5/115-02 суд признал взаимозависимыми две фирмы, у которых оказался общий директор. Этот человек являлся владельцем организации, учредившей эти фирмы, то есть косвенно участвовал в их деятельности.
Как избежать контроля цен
Согласно статье 40 Налогового кодекса, проверяющие не могут контролировать цены организации, если их понижение связано:
– с изменением спроса на товары (например, на сезонные или вышедшие из моды товары);
– со снижением качества товара;
– с приближением даты, когда заканчивается срок годности товара.
Также организация может устанавливать любые цены, если она продает образцы товаров или новые товары, которые не имеют аналогов, а также собирается освоить новые рынки сбыта или увеличить уровень продаж. В этих случаях сниженная цена является частью маркетинговой политики организации.
Любые из указанных обстоятельств необходимо документально обосновать.
Например, значительные скидки на товары можно установить приказом или распоряжением руководителя. В нем следует указать причину снижения цены (сезонная распродажа, маркетинговая политика и т. д.) и период, в котором будет действовать скидка. Кроме того, сумму скидки и ее причину можно указать в договоре с покупателем.
Пример
Московская фирма ООО «Меркурий» торгует оборудованием. Партия товара стоит 800 000 руб.
«Меркурий» решил расширить рынок сбыта и привлечь покупателей из других городов. Для них он установил скидку на первую партию оборудования в размере 200 000 руб. Это решение фирма закрепила распоряжением руководителя.
Таким образом, отклонение цены на товар от ее обычного уровня в процентном отношении составило:
200 000 руб. х 100% : 800 000 руб. = 25%.
Однако налоговики не смогут доначислить налоги исходя из обычной цены фирмы на это оборудование, так как «Меркурий» использует скидку для поиска покупателей на новом рынке.
–конец примера–
Существуют и общие рекомендации для тех фирм, которые продают идентичные товары по различным ценам, участвуют в бартерных или внешнеторговых операциях.
Таким организациям следует внимательно отнестись к условиям заключаемых с покупателями договоров. В них следует подробно описать реализуемые товары, работы или услуги. Это усложнит налоговикам поиск информации об аналогичных сделках и существенно сократит риск пересчета цены исходя из рыночных цен.
Кроме того, бартерную операцию можно заменить на два самостоятельных встречных договора. Последующий зачет взаимных требований по ним исключает возможность контроля налоговой инспекции за правильностью применения цен по таким сделкам.
Статья получена: Клерк.Ру