В соответствии со статьей 170 Налогового кодекса РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы (налога на прибыль) организации.
Это означает, что по дебету счета 97 должны быть учтены суммы расходов будущих периодов за минусом НДС (при наличии соответствующих счетов - фактур). НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) учитывается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
При списании расходов будущих периодов суммы НДС, предъявленные продавцом таких товаров (работ, услуг), подлежат налоговому вычету в той пропорции, в которой приобретенные товары (работы, услуги) используются для производства и (или) продажи товаров (работ, услуг), то есть списываются в текущем периоде с кредита счета 97 на издержки производства и обращения. Такова позиция налоговых органов по данному вопросу.
Налоговые вычеты производятся на основании счетов - фактур, выставленных продавцами товаров, работ, услуг, а также документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
При этом в бухгалтерском учете организации должна быть сделана следующая запись:
Дебет 97 Кредит 60
Дебет 19 Кредит 19
Дебет 60 Кредит 51
Дебет 26 (44) Кредит 97
Дебет 68 Кредит 19
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ стоимость работ (услуг) списывается на издержки, а сумма НДС по ним принимается к вычету при условии, что эти работы (услуги) используются в производственной деятельности организации.
Однако бытует и другая точка зрения по данному вопросу. Так, многие аудиторы считают, что поскольку в части второй НК РФ конкретно не указано, что принимать к вычету НДС следует только в момент списания расходов будущих периодов на себестоимость продукции (работ, услуг), то есть поэтапно, то налоговый вычет НДС можно производить одномоментно на дату подписания акта выполненных работ (оказанных услуг), в то время как стоимость таких работ (услуг) все еще отражена на счете 97.
Согласно мнению сторонников третьей точки зрения, возникновение у организации права налогового вычета НДС (одномоментно или поэтапно) зависит от характера договора, конкретных видов работ (услуг), а именно:
- одномоментный вычет возможен при условии подписания акта выполненных работ, наличия счета - фактуры, оплаты конкретных услуг, например при получении организацией соответствующей лицензии на определенный вид деятельности, сертификата соответствия, так как орган, осуществлявший лицензирование или сертификацию, выполнил все свои обязательства перед организацией, а не по окончании срока действия лицензии;
- поэтапный вычет применим, если организация отражает, например, арендные платежи, уплаченные вперед, по-прежнему на счете 97 (в соответствии с письмом МНС России от 9 декабря 2000 года - данный документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу), то по истечении каждого месяца на основании подписанного акта выполненных работ НДС предъявляется к вычету поэтапно.
Обратите внимание: если организация придерживается второй или третьей точки зрения, то скорей всего ей придется доказывать обоснованность принятой позиции перед налоговыми органами.
Управление МНС РФ по г. Москве в письме от 10.08.2004 N 24-11/52247 высказало свою точку зрения по вопросу принятия к вычету НДС по расходам на сертификацию. По их мнению, если затраты по сертификации организация относит в установленном порядке на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль равными долями в течение срока действия сертификата, то сумма налога на добавленную стоимость подлежит зачету (возмещению из бюджета) в доле, пропорциональной сумме затрат (по проведению сертификации), списанных в текущем отчетном периоде на расходы.
Статья получена: Клерк.Ру