Регламент ФНС по работе с налогоплательщиками устанавливает четкие сроки обработки документов. Инспекторы добросовестно следуют нормам документа и используют все способы сэкономить свое время и время фирм.
Елена Маляренко
В Зеленоградской ИФНС № 35 инспекторы отдела камеральных проверок решили сократить время проведения ревизии и предложили организациям и предпринимателям вместе с отчетностью представлять ряд других документов. Например, компании, находящиеся на общем режиме налогообложения, помимо годового отчета просят принести Книгу учета доходов и расходов, два экземпляра декларации по форме 3-НДФЛ, заявления на вычеты, две формы отчета по ЕСН. Также бухгалтерам рекомендуют подать декларации о предполагаемом доходе физических лиц по форме 4-НДФЛ, документы, подтверждающие расходы фирмы, и их перечень.
Если организация осуществляет наличные расчеты с покупателями, то помимо перечисленных бумаг у нее запрашивают Журнал кассира-операциониста, а также оригиналы и копии Z-отчетов по ККМ на начало года и конец налогового периода. На этом перечень документов не закачивается. Инспекторы хотят получить от бухгалтеров выписку из банка по расчетному счету, декларации по НДС, оригинал и копию договора аренды с приложением платежек, подтверждающих оплату, и в довершение — договор найма сотрудников.
Для фирм, применяющих УСН, список документов ничуть не меньше. В основном налоговики запрашивают те же бумаги, что и у компаний на ОСНО. Но отличия все же есть. Например, упрощенцев просят принести годовую декларацию по единому налогу и поквартальные отчеты за I квартал, 6 и 9 месяцев отчетного года. Также инспекторам нужно подтверждение уплаты страховых взносов и обоснование понесенных организацией расходов. Чтобы все эти документы представить в инспекцию за раз, как и просят налоговики, бухгалтерам придется заказывать автомобиль — в руках такую кипу бумаг не донесешь. Хотя если столь полный отчет о компании поможет камеральщикам быстро проверить организацию, то, возможно, есть смысл один раз приехать в налоговую на такси.
Правда, есть и другой способ избавиться от частых хождений в инспекцию и сэкономить драгоценное рабочее время. Чтобы бухгалтер не носил бумаги в ИФНС лично, налоговики предлагают переходить на электронную систему сдачи отчетности. Такой способ, по их мнению, экономит время на обработку данных. Поэтому инспекторы уже давно проводят агитационную работу в этом направлении, рассылая уведомления с предложениями отправлять все документы через интернет. Но не каждая фирма может и хочет переходить на новые способы работы. Тем не менее налоговики проявляют настойчивость. Например, в ИФНС № 33 между бухгалтером и инспектором состоялся разговор, в ходе которого сотрудница налоговой поинтересовалась, получала ли фирма письмо из ведомства с предложением перейти на электронную отчетность. Бухгалтер ответила утвердительно и добавила:
— Я вам сразу же написала, что мы будем сдавать отчеты на дискете.
— Но у нас нет вашего ответного письма, вы его нам отправляли? — спросила инспектор.
— Я приносила его вместе с отчетом.
— А отметку вам поставили на двух экземплярах?
— Оба письма были проштампованы.
— Тогда принесите письмо с отказом еще раз, оно у нас не зафиксировано. Иначе, если мы не дождемся ответа, пригласим на разговор вашего руководителя.
— Так вы можете с ним сейчас пообщаться, он в налоговой, — сказала бухгалтер.
— Тогда, может быть, вы зайдете к вашему инспектору? Он примет вас без очереди. Вы сможете повторно написать отказ, и вам его тут же проштампуют. Но поговорите с директором — возможно, он согласится перейти на электронную сдачу отчетности.
Однако, как бы ни экономил время интернет, не каждой фирме удобно работать по предлагаемому налоговиками методу: либо штат сотрудников невелик, либо нет свободных средств на заключение договора с провайдером. Поэтому с доводами инспекторов можно согласиться, но исполнять их просьбы компания не обязана, как и в случае представления вместе с отчетностью огромного комплекта документов.
Статья получена: Клерк.Ру