Проблема № 1. Дополнительные расходы
«Мы думаем о снижении цен на услуги для налогоплательщиков, сдающих отчетность через интернет», - заявил в одном из официальных интервью глава ФНС России Анатолий Сердюков. Но спецоператоры связи, предоставляющие услуги по сдаче электронной отчетности, категорически не согласны снижать тарифы. «Сейчас цены устоялись, они принимаются рынком», - сообщил «УНП» руководитель управления маркетинга и продаж московского спецоператора связи «Такском» Артем Меликджанян. Той же ценовой политики придерживается и другой крупнейший спецоператор «СКБ Контур».
За подключение к системе, включая абонентскую плату за первый год обслуживания, придется выложить от 3 до 10 тыс. рублей. Для многих компаний даже такие суммы существенны. К тому же нередко директора считают, что посещение налоговой - одна из основных обязанностей бухгалтера, или не видят смысла платить за программное обеспечение, когда есть курьер.
Проблема № 2. На ошибки никто не укажет
Даже небольшая ошибка, которую легко устранить, сдавая отчетность лично инспектору, может стать предметом судебного разбирательства в случае, когда отчетность представляется в электронном виде. Приведем пример. Бухгалтер неправильно обозначил вид декларации по НДПИ: вместо «первичная» указал «корректирующая». Заметив ошибку, он внес исправления и повторно послал электронную декларацию, но уже после окончания отчетного периода. Однако инспекция попыталась оштрафовать компанию за непредставление отчетности. Только в суде удалось доказать, что декларация сдана вовремя (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.06.06 № Ф04-3385/2006 (23303-А27-31)).
Проблема № 3. Информационная незащищенность
«Взаимодействие налогоплательщика с инспекцией по каналам связи с применением специальных сертифицированных средств защиты дает полноценную защиту от различного рода посягательств на конфиденциальность», - утверждает глава ФНС России. Сам процесс передачи отчетности через интернет действительно защищен надежно. К спецоператору информация поступает в зашифрованном виде, и просмотреть данные отчета нельзя. Коды и средства шифрования аналогичны тем, что используют силовые ведомства и спецслужбы. Но система не защищает от недобросовестных поступков налоговиков. Инспектор может распечатать любой отчет или переслать его по электронной почте. Типичная ситуация: в налоговой своевременно не обновили программное обеспечение, поэтому инспектор распечатывает декларации, которые пришли по интернету, и вручную вбивает в базу данные.
Проблема № 4. Сбои в программах налоговиков
Сбои в программах налоговиков происходят достаточно часто и связаны в основном с недоработками специалистов, отвечающих за техническое оснащение инспекций. «Например, за три года в Ямало-Ненецком округе полностью сменилось по 5-6 составов IT-специалистов. Естественно, при таком раскладе в инспекциях не успевают правильно настраивать и своевременно сопровождать систему. По нашим данным, 99 процентов проблем возникает именно из-за этого», - говорит руководитель проекта по передаче электронной отчетности «Контур-Экстерн» Леонид Волков.
Проблема № 5. Неуверенность в доставке отчетности
В последние дни сдачи отчетности налоговики могут просто не успеть принять документы из интернета, а потом, увидев их после отчетного периода, выставляют требование об уплате штрафов за несвоевременную сдачу. Минфину России даже пришлось вмешаться в ситуацию. В письме от 24.04.06 № 03-02-07/1 финансовое ведомство пояснило, что отсутствие подтверждения от инспекции о принятии отчета не является причиной для привлечения компании к ответственности. Датой сдачи электронной отчетности является день ее отправки, зафиксированный в подтверждении спецоператора. Бухгалтер может отправить отчет до 24 часов последнего дня отчетного периода. Суды тоже поддерживают компании, у которых есть подтверждение от спецоператора (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.05.06 № Ф04-2935/2006 (22573- А27-40)). Поэтому, отправив отчет в последний день, не стоит паниковать по поводу отсутствия ответа из инспекции и на следующий день дублировать отчеты в бумажном виде. Принимать такое решение можно только после согласования с инспекцией. В противном случае инспекция, ориентируясь на дату сдачи бумажных документов, также может попытаться взыскать штраф. Но суд в этой ситуации будет на стороне бухгалтера (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.03.05 № Ф04-1106/2005 (9275-А27-25)).
Проблема № 6. Частое обновление программ
Нередко нормативные изменения форм деклараций и других документов появляются незадолго до окончания срока сдачи отчетности. Спецоператору требуется несколько дней для внесения корректив в программное обеспечение. Потом бухгалтер должен установить обновления на своем компьютере. Если декларация заполнена в прежнем виде, компьютер выдаст сообщение о том, что форма устарела. И отправить отчетность можно будет только после установки обновлений.
Проблема № 7. Неработающие сервисы
Чаще всего, пропагандируя сдачу отчетности через интернет, налоговики говорят об услугах онлайн просмотра лицевых счетов и интерактивных сверках. Сегодня эти сервисы хорошо обкатаны только в Москве и Московской области. Да и то не обходится без проблем. Информация на онлайн счетах не всегда соответствует действительности, так как порой в базы налоговиков не введены данные об уплаченных налогах за несколько лет. Запросы о сверках остаются без ответа инспекторов, которые считают, что «запрос нужно писать по-человечески на бумаге».
Статья получена: Клерк.Ру