Матвеева Т.В.
ведущий специалист УМНС России по г. Москве
Опубликовано: журнал "Российский налоговый курьер" N 21-2002 год.
|
Правовая база
Принятый 10 января 2002 года Федеральный закон N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее -- Закон об электронной цифровой подписи) дает основу для построения деловых отношений между государством и юридическими лицами в режиме реального времени. Согласно данному законуљ документ в электронном виде, подписанный электронной цифровой подписью, приобретает статус оригинала, то есть имеет такую же юридическую силу, как и бумажный документ с "мокрой" печатью и подписью.
Дополнительно к Закону об электронной цифровой подписи юридическую базу системы представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по каналам связи составляют изменения, внесенные Федеральными законами от 28.12.2001 N 180-ФЗ в ст. 80 НК РФ иљ от 28.03.2002 N 32-ФЗ в Федеральный закон от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденный приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 (далее -- Порядок).
В соответствии с п. 6 раздела I "Общие положения" Порядка при представлении налоговой декларации в электронном виде налогоплательщик не обязан предЪявлять ее в налоговый орган на бумажном носителе.
Зачем переходить на сдачу отчетности в электронном виде
Сейчас в Москве уже 20 налоговых инспекций принимают бухгалтерскую и налоговую отчетность, подписанную электронной цифровой подписью, и более тысячи налогоплательщиков сдают налоговые декларации по электронной почте. УМНС России по г. Москве (www.mosnalog.ru) планирует постепенно перевести на новую технологию все московские инспекции.
К внедрению аналогичной системы представления налоговых деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи помимо Москвы приступили в Татарстане, Кемеровской области, Краснодарском крае. Готовятся к приему отчетности по каналам связи Санкт-Петербург, Екатеринбург, Московская, Ростовская, Новосибирская, Пермская, Кировская области.
Налогоплательщики в рамках подобной системы получают возможности заполнения форм бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде, автоматического контроля за правильностью заполнения форм и доставки этих форм в налоговую инспекцию в виде зашифрованных файлов. Это исключает потерю времени на стояние в очередях в налоговой инспекции, а также расширяет временны́е рамки сдачи налоговой отчетности, поскольку бухгалтер может отправить файлы до 24 часов последнего дня сдачи отчетности.
Присланные налогоплательщиком данные разносятся на лицевые счета автоматически, что исключает технические ошибки и повышает оперативность обработки информации. В свою очередь, сотрудники налоговых служб получают мощные средства для сбора, обработки и анализа сведений, представленных налогоплательщиками.
Используемые технологии
При сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы по электронной почте применяются средства криптографической защиты информации (далее -- СКЗИ), сертифицированные Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации. СКЗИ -- это комплекс аппаратно-программных средств, обеспечивающих защиту информации по утвержденным стандартам и сертифицированные в соответствии с действующим законодательством -- шифрование и электронная цифровая подпись (далее -- ЭЦП).
Согласно ст. 3 Закона об электронной цифровой подписи ЭЦП -- это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки. ЭЦП позволяет не только идентифицировать подписавшееся лицо, но и установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
Для использования ЭЦП необходимо наличие двух ключей: закрытого и открытого. Ключи представляют собой уникальные, взаимосвязанные друг с другом последовательности символов, используемые для шифрования, расшифровки, снабжения документа ЭЦП и проверки этой подписи.
Единственным законным обладателем закрытого ключа ЭЦП является собственно владелец ЭЦП. Открытый ключ, напротив, может быть известен любому получателю электронного документа, подписанного с помощью этой ЭЦП, или потенциальному отправителю документа.
Использование ЭЦП документа обеспечивает:
-- сохранение конфиденциальности переписки;
-- однозначную идентификацию налогоплательщика, приславшего файлы отчетности;
-- защиту файлов отчетности от несанкционированных исправлений.
Это достигается в результате того, что программа использует закрытый ключ автора документа. Результатом подписания является добавление к тексту документа строки, содержащей информацию как ољ тексте документа, так и о закрытом ключе его автора. Если такой документ получит участник переписки, имеющий открытый ключ автора,љ он сможет, применив программу анализа ЭЦП, установить, во-первых, что подпись действительно принадлежит автору (только ему известен использованный закрытый ключ), и, во-вторых, что в текст после подписания не вносились никакие исправления (иначе будет утрачено соответствие между текстом и его подписью).
Таким образом, автор документа должен сначала подписать его с использованием своего закрытого ключа, затем зашифровать открытым ключом получателя и отправить. Получатель для прочтения проделает эти действия в обратном порядке: сначала расшифрует документ своим закрытым ключом, а затем проверит авторство и сохранность текста, использовав открытый ключ отправителя.
Для работы со СКЗИ привлекаются уполномоченные лица, назначенные руководителем организации. При этом они несут персональную ответственность за сохранение в тайне содержания закрытых ключей ЭЦП, конфиденциальной информации, ставшей им известной в процессе работы со СКЗИ, и обеспечение условий хранения ключевых носителей.
Кто выдает ключи
Согласно Закону об электронной цифровой подписи получить закрытый ключ (для шифрования) или сертификат ключа подписи с открытым ключом (для расшифровки) может любой участник информационной системы. Для этого необходимо обратиться в так называемый удостоверяющий центр. При этом удостоверяющий центр вправе выдавать ключи ЭЦП не только для взаимодействия с налоговыми органами, но и для обычных деловых целей, например для деловой переписки.
Однако пока в России не разработан порядок создания удостоверяющих центров общего пользования, соответственно и нет ни одного подобного центра.
Вместе с тем система сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде является "закрытой". В связи с этим до появления удостоверяющих центров их функции имеют право самостоятельно выполнять сертифицированные операторы связи, получившие лицензию Минсвязи России и ФАПСИ. При этом открытый и закрытый ключи, полученные налогоплательщиком от оператора связи, будут действительны только для обмена информацией с налоговой инспекцией.
В случае утраты закрытого ключа, разглашения, несанкционированного копирования, увольнения сотрудника, имевшего доступ к ключевым носителям, и других ситуаций, в результате которых закрытый ключ может быть доступен другим людям, налогоплательщик должен немедленно сообщить об этом оператору связи, используя пароль, содержащийся в специальной карточке отзыва ключа. Получение новых ключей осуществляется также у оператора связи уполномоченным представителем организации.
Оператор связи -- это компания, предоставляющая налогоплательщикам и налоговым инспекциям услуги защищенной электронной почты, используемой при обмене электронными документами с применением сертифицированных средств защиты. Кроме того, оператор связи осуществляет создание, сертификацию и распределение ключей в системе формирования и сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по каналам связи, имея лицензии на предоставление такого рода услуг и эксплуатацию соответствующих сертифицированных средств защиты информации.
В настоящее время МНС России разрабатывает методические рекомендации, регламентирующие выбор оператора связи. Им может стать любая коммерческая организация, удовлетворяющая установленным требованиям и заключившая соглашение с налоговыми органами субЪекта Российской Федерации.
УМНС России по г. Москве заключило Соглашение N 144 от 16.09.2002 о совместных действиях по организации и эксплуатации регионального сегмента системы представления налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в г. Москве. Согласно данному соглашению в настоящее время функции специализированного оператора связи выполняет ООО "Такском". Таким образом, пока в Москве есть только один специализированный оператор связи. Однако с выходом методических рекомендаций МНС России, определяющих требования, предЪявляемые к операторам связи, оператором связи сможет стать любая коммерческая организация, которая отвечает этим требованиям и заключила соглашение с налоговыми органами.
В соответствии с требованиями Порядка программный комплекс, предлагаемый оператором связи, должен обеспечивать выполнение определенных функций, в частности:
-- заполнение форм бухгалтерской и налоговой отчетности, утвержденных Минфином России и МНС России, как для распечатки, так и для представления в налоговые органы в электронном виде;
-- контроль за правильностью заполнения форм;
-- доставку по электронной почте в налоговые инспекции зашифрованных и подписанных ЭЦП файлов с отчетностью.
Будут ли нужны операторы связи, когда появятся удостоверяющие центры?
С появлением удостоверяющих центров необходимость в операторах связи не отпадет, поскольку они будут осуществлять передачу отчетности в электронном виде по каналам связи от налогоплательщиков или их представителей в налоговые органы. Кроме того, специализированные операторы связи будут подтверждать (фиксировать) прохождение отчетности в электронном виде от налогоплательщиков в налоговые органы и обратно, что очень важно при возникновении спорных ситуаций, например, касающихся сроков сдачи отчетности.
Так, датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи. Это установлено п. 4 раздела II "Регламент взаимодействия участников информационного обмена при представлении налоговой декларации в электронном виде" Порядка.
Порядок взаимодействия участников электронного документооборота
При сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы по электронной почте применяется специальная технология электронного документооборота. Она обеспечивает не только защиту информации, но и корректное разрешение конфликтных ситуаций. Налогоплательщик осуществляет обмен электронными документами в рамках такого документооборота только с налоговым органом и оператором связи.
При передаче электронных документов, имеющих юридическую силу, налогоплательщик после подготовки документа подписывает его ЭЦП с использованием своего закрытого ключа, зашифровывает содержание документа с использованием открытого ключа налоговой инспекции, в которой он состоит на учете, и отправляет его в адрес инспекции.
В течение суток налогоплательщик получает ответное сообщение, представляющее собой тот же самый электронный документ, но подписанный уже двумя ЭЦП (собственной ЭЦП налогоплательщика и ЭЦП налоговой инспекции) и зашифрованный открытым ключом данного налогоплательщика.
Налогоплательщик расшифровывает его, проверяет правильность ЭЦП налоговой инспекции и сохраняет документ в своем архиве для возможного использования в случае возникновения спорных ситуаций. Своей ЭЦП налоговая инспекция подтверждает налогоплательщику факт получения данного электронного документа. Это означает, что именно этот электронный документ будет использован в налоговой инспекции при дальнейшей обработке.
Оператор связи фиксирует в журнальном файле почтового сервера факт поступления сообщения с зашифрованным электронным документом в почтовый ящик налоговой инспекции с указанием даты и времени поступления сообщения. Затем он формирует подтверждение налогоплательщику на основе журнального файла, подписывает подтверждение своей ЭЦП, шифрует его с использованием открытого ключа налогоплательщика и посылает последнему. Таким образом оператор связи своей ЭЦП подтверждает дату и время сдачи отчетности налогоплательщиком.
В течение суток налогоплательщик, получивший подтверждение оператора связи, подписывает его своей ЭЦП и высылает в адрес оператора связи, сохранив файл, подписанный двумя ЭЦП (своей и оператора связи) в архиве. Оператор связи сохраняет в архиве полученное от налогоплательщика подтверждение, подписанное одновременно своей ЭЦП и налогоплательщика.
В аналогичном порядке оператор связи формирует и отсылает подтверждение налоговой инспекции.
Общая схема электронного документооборота представлена на рисунке.
При возникновении спорных ситуаций, связанных с оспариванием сторонами авторства и (или) содержимого документа, а также с разной трактовкой даты и времени поступления электронного документа получателю, проводится экспертиза ЭЦП документов. Для осуществленияљ экспертизы привлекается оператор связи.
Для рассмотрения конфликтной ситуации в течение семи рабочих дней создается комиссия, в состав которой входят уполномоченные представители сторон, участвующих в споре, и представитель оператора связи. Состав комиссии и дата проведения рассмотрения согласовываются оператором связи в рабочем порядке в течение трех рабочих дней после поступления запроса оператору связи.
Комиссия осуществляет свою работу на территории оператора связи с использованием одного из рабочих персональных компьютеров с уже установленными операционной системой и всем необходимым прикладным программным обеспечением. Подготовка компьютера осуществляется оператором связи с использованием серийного комплекта программного обеспечения. Все операции по подготовке компьютера производятся в присутствии представителей обеих сторон.
По результатам проведения проверки комиссия подписывает заключение, в котором сообщает о признании или непризнании требований, содержащихся в запросе инициирующей разбирательство стороны. При полном или частичном отказе в удовлетворении требований указывает обоснованные мотивы отказа. К заключению прилагается перечень документов, сформированных в ходе проведения проверки.
Разработанные форматы представления отчетности в электронном виде
Формы налоговой и бухгалтерской отчетности, передаваемые в налоговые органы по безбумажной технологии, должны соответствовать утвержденному МНС России формату представления.
В настоящее время разработаны и утверждены форматы:
1) декларации по налогу на прибыль организаций;
2) декларации по налогу на добавленную стоимость;
3) декларации по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов;
4) расчета по налогу на имущество предприятий;
5) расчета по налогу на имущество предприятий (по обособленному подразделению организации);
6) расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;
7) расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу;
8) декларации по налогу на рекламу;
9) декларации по налогу с продаж;
10) расчета сумм сбора за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;
11) декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог;
12) декларации по налогу с владельцев транспортных средств;
13) бухгалтерского баланса (форма N 1);
14) отчета о прибылях и убытках (форма N 2).
МНС России постоянно расширяет список форм отчетности, доступной для сдачи в электронном виде.
Форматы являются открытой информацией, которая доступна на сайтах МНС России www.nalog.ru и УМНС России по г. Москве www.mosnalog.ru.
Переход организации на безбумажную технологию сдачи отчетности
Сдавать отчетность в электронном виде по каналам связи может любая организация, состоящая на учете в одной из инспекций МНС России, подключенных к системе представления налоговых деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Поэтому юридическим лицам, заинтересованным в переходе на новые технологии, сначала нужно обратиться в свою налоговую инспекцию и узнать, подключена ли она к системе.
Вљ Москве сейчас, как уже отмечалось, 20 налоговых инспекций, которые принимают отчетность по безбумажной технологии: ИМНС N 1, 2, 3, 5, 6, 7, 9, 10, 14, 20, 21, 22, 23, 24, 31, 34, 35, 37, 43 и 45.
В случае получения от налоговой инспекции положительного ответа следует решить некоторые внутренние и внешние организационные вопросы. Так, для виртуального общения с налоговой инспекцией организация должна обеспечить соответствующее оборудование рабочего места. Для установки программного комплекса требуется компьютер с определенными характеристиками, о которых можно узнать у оператора связи.
Отметим, что в настоящее время стоимость работ по подключению юридического лица к системе сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде в Москве составляет порядка 100 долл.
С рабочего места должен быть обеспечен доступ кљ интернету с помощью модема или по выделенной линии. Далее следует заключить договор с оператором связи на оказание услуг по сдаче отчетности, приобрести у него программное обеспечение, позволяющее формировать налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном виде для отправления ее по каналам связи, и получить СКЗИ.
В соответствии с условиями заключенного договора, в течение нескольких рабочих дней с момента получения организацией СКЗИ организация будет зарегистрирована в системе сдачи налоговой отчетности по безбумажной технологии и сможет приступить к работе.
Статья получена: Клерк.Ру