Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам
Постановление Фонда социального страхования РФ
от 17.03.04 № 24
Зарегистрировано Министерством юстиции РФ 02.04.04 № 5709
ФСС России утвердил новый порядок проведения выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию. Теперь такие проверки могут охватывать только три календарных года, предшествующих году проверки. Раньше такой срок был меньше - законченный отчетный период текущего года и два предшествующих ему календарных года.
Документы и комментарии №13, 2004
Текст документа (в формате doc.)
Выше опубликован документ (далее - Методические указания), разъясняющий, в каком порядке отделения ФСС России должны проводить документальные выездные проверки по обязательному социальному страхованию.
Методические указания пришли на смену прежним Методическим указаниям о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по государственному социальному страхованию и принятия мер по их результатам (далее - прежние Методические указания) 1 и начали действовать 8 мая 2004 года.
КОГО И ЧТО БУДУТ ПРОВЕРЯТЬ
В отличие от прежних Методических указаний в новых Методических указаниях уточнено, что проверки будут затрагивать не только плательщиков ЕСН, но и страхователей-работодателей, применяющих специальные налоговые режимы, в том числе уплачивающих добровольно страховые взносы в ФСС России на обязательное социальное страхование работников 2 .
Другими словами, отделение ФСС России может проверить, правильно ли страхователь рассчитал, к примеру, пособия по временной нетрудоспособности, ежемесячные пособия на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет. А также могут проверить правомерность расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и их детей.
ПОВОД ПРОВЕРИТЬ
В Методических указаниях ФСС России закрепил критерии, по которым региональные органы ФСС России смогут отобрать страхователей-кандидатов для проверки. И эти критерии немного отличаются от прежних.
Во-первых, так же, как и раньше, страхователя будут проверять в обязательном порядке не меньше чем один раз в год. Таким образом, в течение трех лет сотрудники региональных отделений ФСС России о страхователе вспомнят обязательно.
Во-вторых, страхователь может попасть под подозрение, если, по мнению регионального отделения ФСС России, он произвел значительные расходы на обязательное социальное страхование. А также если отделение ФСС России выделило страхователю крупные суммы для возмещения расходов по обязательному социальному страхованию.
Как пояснили редакции «ДК» в ФСС России, значительность расходов отделение ФСС России будет определять так. Если страхователь произвел расходов намного больше, чем уплатил страховых взносов на обязательное социальное страхование, то скорее всего проверки ему не миновать.
В-третьих, поводом для проверки могут стать результаты камеральной проверки страхователя, если выявлены ошибки в расчетной ведомости по средствам ФСС России (формы 4-ФСС РФ 3 , 4а-ФСС РФ 4 ). Но только в тех случаях, когда страхователь не исправил эти ошибки в срок, установленный проверяющими (п. 16 Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 5 ).
Здесь отметим, что раньше страхователь мог попасть в план проверок только из-за того, что нерегулярно, с нарушением сроков отчитывался перед своим отделением ФСС России. Теперь же такого критерия в Методических указаниях нет.
СРОКИ ПРОВЕРОК
В целом процедура проведения проверки, предусмотренная Методическими указаниями, незначительно отличается от той, которая была установлена прежними Методическими указаниями.
Однако есть одно очень существенное и важное для страхователей отличие. Оно касается периода, который отделение ФСС России вправе проверить.
Раньше проверка могла охватывать законченный отчетный период текущего года и два непосредственно предшествовавших ему календарных года деятельности страхователя (п. 6 прежних Методических указаний).
Теперь отделению ФСС России разрешено проверять правильность расходования средств обязательного социального страхования в течение трех календарных лет деятельности страхователя, которые непосредственно предшествовали году проведения проверки (п. 6 Методических указаний).
Однако из этого правила есть исключение. Если выездная проверка назначена по итогам камеральной проверки, то отделение ФСС России вправе проверить только законченный отчетный период года, в котором проведена камеральная проверка.
Также следует заметить, что указанные сроки предусмотрены только комментируемым документом. Ни один закон, регламентирующий отношения по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование, не содержит предельных сроков, по истечении которых проверять расходы страхователя нельзя. Поэтому вполне возможно, что проверяющие могут потребовать у страхователя документы о произведенных расходах, к примеру, в 2000 году.
Но если в результате этого проверяющие обнаружат нарушения со стороны страхователя, то переживать не нужно. Привлечь к ответственности за это его не смогут. И вот почему.
Если в ходе проверки отделение ФСС России выявит, что страхователь исчислил социальные пособия неправильно, то примет решение о незачете расходов на эти пособия (п. 26 Методических указаний). После этого решение о непринятии к зачету расходов передается налоговикам (п. 29 Методических указаний).
Понятно, что в таком случае налоговики поспешат проверить, правильно ли плательщик исчислил сумму ЕСН или налогов, уплачиваемых по специальным налоговым режимам. Ведь суммы этих налогов уменьшаются на суммы, уплаченные по обязательному социальному страхованию (ст. 243, 3465, 34616, 34632 НК РФ).
Однако обратите внимание, что налоговики (в отличие от проверок по обязательному социальному страхованию) могут проверить только три календарных года деятельности налогоплательщика, которые предшествуют году проверки. Такой период для налоговых проверок установлен Налоговым кодексом РФ (ст. 87 НК РФ), который налоговики обязаны неукоснительно исполнять.
Так что если отделение ФСС России и выявит нарушения, допущенные четыре года, пять лет назад, то никаких мер ответственности к страхователю применить не удастся.
НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
Большая часть Методических указаний по сути является шпаргалкой для проверяющих. Другими словами, в Методических указаниях ФСС России рассказал своим подчиненным, как нужно проверять и на что обращать внимание в первую очередь при проверке правильности расчета пособий по обязательному социальному страхованию.
Впрочем, и в прежних Методических указаниях ФСС России пояснял это своим подопечным. Но обратим внимание, что в отличие от прежних Методических указаний новые Методические указания ориентируют сотрудников отделений ФСС России пристальное внимание уделять заполнению листков нетрудоспособности 6 (п. 58 Методических указаний).
Учтите, что проверяющие теперь будут основательно изучать в листке нетрудоспособности подписи, штампы, печати. Также предметом исследований станут исправления. Если таковые имеют место, то их стоить заверить в том лечебном учреждении, в котором работник получил листок нетрудоспособности. Обратят внимание проверяющие и на указание вида нетрудоспособности, места работы, продление больничного листка и т. п.
И если проверяющие сочтут, что листок нетрудоспособности заполнен неправильно, к примеру, вместо ООО «Берег» указано ОАО «Берег», то они могут расходы по этому листку не зачесть (п. 59 Методических указаний). Поэтому перед тем, как рассчитывать пособие по временной нетрудоспособности, проверьте, правильно ли заполнен листок нетрудоспособности. И если есть какие-то замечания, то попросите работника сходить в лечебное учреждение, чтобы исправить ошибки и заверить их печатями. В противном случае пособие, рассчитанное по некачественному листку, страхователь заплатит из своих средств.
Е.Б. Чернышева
Эксперт «ДК» При участии специалистов ФСС России
1 Утверждены постановлением ФСС России от 1 февраля 2002 г . № 10.
2 О том, как расходовать и учитывать средства обязательного социального страхования, можно прочитать в комментарии к постановлению ФСС России от 9 марта 2004 г . № 22 «Об утверждении Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования»; опубликовано в «ДК» № 10, 2004.
3 Утверждена постановлением ФСС России от 1 декабря 2003 г . № 130; опубликована в «ДК» № 2, 2004.
4 Утверждена постановлением ФСС России от 25 апреля 2003 г . № 46; опубликована в «ДК» № 12, 2003.
5 Утверждены постановлением ФСС России от 29 июля 2003 г . № 87.
6 О правильном заполнении лицевой и оборотной стороны листка нетрудоспособности можно прочитать в комментарии к письму ФСС России от 28 января 2004 г . № 02-18/07-565 «О заполнении оборотной стороны листка нетрудоспособности»; опубликовано в «ДК» № 4, 2004.
Статья получена: Клерк.Ру