Действующая редакция Налогового кодекса освободила компании от судебных препирательств с налоговиками относительно сумм пеней, возникших в результате ошибок в платежных поручениях на уплату налогов. Казалось бы, одна из наболевших проблем решена. Однако очередное разъяснение Минфина заставляет в этом усомниться.
Экскурс в историю
Еще совсем недавно компании, допустившие ошибку в платежке на перечисление налогов, могли избежать недоимки и пеней только в одном случае. Для этого нужно было обратиться в суд и доказать служителям Фемиды, что в результате оплошности бюджет никоим образом не пострадал.
На такой порядок работы с "заблудившимися" платежами указывал и Минфин, например, в письме от 4 октября 2006 г. № 03-02-07/1-272. Финансисты объясняли свою позицию тем, что в редакции Налогового кодекса, действовавшей до 1 января 2007 года, не было предусмотрено возможности "перебрасывать" платежи. На практике это означало, что если фирма указала неверный КБК или какой-либо другой реквизит в поручении, представители ФНС не могли распознать платеж по информации, полученной из Федерального казначейства. В результате в личной карточке компании фиксировалась недоимка и начислялись пени за каждый день просрочки.
Безусловно, по меньшей мере неприятно, когда задолженности перед бюджетом как таковой нет, а компанию штрафуют, начисляют пени и требуют погасить мнимую недоимку. В поисках справедливости организации обращались в суд, где, надо отдать должное представителям правосудия, как правило, находили поддержку. Примером тому могут послужить постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 8 февраля 2006 г. № Ф04-193/ 2006 (19519-А75-37) и ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 августа 2006 г. № А69-533/06-5-Ф02-4176/06-С1.
Поворот событий
Поправки в Налоговый кодекс, внесенные Законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ, освободили налогоплательщиков от лишних судебных препирательств с налоговыми органами. Теперь редакция статьи 45 Кодекса позволяет в случаях, когда из-за ошибки в платежке денежные средства все-таки попали в нужный бюджет, пройти сверку со своей налоговой инспекцией в упрощенном порядке. Так, в соответствии с пунктом 7 статьи 45 кодекса, обнаружив ошибку в оформлении платежки, фирма вправе подать в инспекцию заявление с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус налогоплательщика. Естественно, нужно представить и само платежное поручение, подтверждающее перечисление средств в казну. На основании полученных документов инспекция в довольно сжатые сроки самостоятельно пересчитает пени. Те суммы, которые налоговики начислили за период со дня фактического перечисления налога до дня принятия решения об уточнении платежа, будут списаны.
Интересно то, что данный порядок можно использовать и для исправления платежек на перечисление налогов, пеней и штрафов, датированных 2006 годом и ранее. О такой возможности информировал Минфин в письме от 3 ноября 2006 г. № 03-02-07/1-307. Обосновали свою позицию финансисты тем, что поправки дают компаниям дополнительные гарантии и поэтому имеют обратную силу. Правда, фирмы не смогут избежать недоимки и пеней в случае ошибки в наименовании банка или номера счета Федерального казначейства.
Ложка дегтя
Как видим, новшества, преподнесенные законодателями, заметно упростили процедуру исправления "платежных" ошибок. Однако без "сюрпризов" все-таки не обошлось. Так, одна организация в поручении на перечисление НДФЛ (то ли по невнимательности, то ли просто потому, что запуталась в многочисленных КБК) в течение всего 2006 года указывала код ПФР. В результате средства попадали не в федеральный бюджет, а прямиком в Пенсионный фонд. Иными словами, по налогу на доходы физических лиц, зачисляемому на соответствующий КБК, образовалась недоимка, а по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование — переплата. Как быть в такой ситуации? Этот вопрос компания и адресовала непосредственно представителям Минфина.
Ответ финансистов, мягко говоря, неутешителен. Чиновники обратились к Закону от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", согласно которому налоговики должны только контролировать правильность исчисления и уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В Минфине обратили внимание на то, что данным законом не определен уполномоченный орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм, и порядок его проведения. На этом основании финансисты сделали вывод, что подобные споры могут быть разрешены только в судебном порядке. Однако представители главного финансового ведомства решили на этом не останавливаться. Они указали, что ко всему прочему налоговики вовсе не должны сообщать компаниям о наличии переплаты по пенсионным взносам. Ведь в пункте 3 статьи 78 Налогового кодекса, который налагает такую обязанность на ревизоров, речь идет сугубо о налогах и сборах, а пенсионные взносы к ним не относятся.
Г. Ярошенко, налоговый консультант.
Статья получена: Клерк.Ру