Договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового, товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Согласитесь, что такие договоры торговые организации заключают каждый день. В нашей статье мы расскажем об основных правилах, которые должны соблюдать эти фирмы.
Е.Е. Амарина, эксперт АГ «РАДА»
Фирмы и предприниматели должны соблюдать определенные правила продажи товаров.
Они установлены постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 и действуют на всей территории России (далее – Постановление).
В соответствии со статьей 14.15 Кодекса об административных правонарушениях за нарушение этих правил торговая инспекция вправе оштрафовать:
- фирму – на сумму от 10 000 до 30 000 рублей;
- руководителя – от 1000 до 3000 рублей.
Этих правил много. В статье мы расскажем об основных их них. Начнем по порядку.
Информация для покупателя
Знакомство покупателя с магазином начинается с его вывески. Она должна размещаться на видном месте перед входом в помещение. Для того чтобы покупатель сразу понял, какой перед ним магазин и как он работает, вывеска должна содержать следующую информацию:
- наименование организации и ее профиль;
- режим работы;
- название организационно-правовой формы торгового предприятия;
- юридический адрес организации.
Кроме того, продавец–индивидуальный предприниматель должен предоставить покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшей его организации. Эти данные можно разместить на стенде, информационной доске магазина и т. д. Главное условие – чтобы эта информация находилась в доступном для покупателя месте.
Если деятельность магазина подлежит лицензированию (например, аптека), то он также обязан предоставить данные о номере и сроке действия лицензии, а также об организации, ее выдавшей.
При осуществлении торговли во временных помещениях (ярмарки, торговля с лотков и т. д.) покупателям должна быть предоставлена аналогичная информация. Об этом сказано в пункте 10 Постановления.
Организация работы в магазине
После ознакомления с вывеской покупатель входит в магазин. Чтобы человек лучше ориентировался в незнакомом помещении, продавец должен позаботиться об удобном размещении информации в торговом зале.
В письме Роскомторга от 17 марта 1994 г. № 1-314/32-9 предприятиям розничной торговли рекомендуется сообщать о себе следующую информацию:
- указатели расположения отделов (секций) или продаваемых товаров;
- фамилию и инициалы работников торгового зала (на их рабочих местах или нагрудных знаках);
- перечень и стоимость оказываемых покупателям услуг;
- порядок обмена товаров.
Помимо этого в доступном месте надо повесить выписку из правил розничной торговли отдельными товарами и телефоны организаций, контролирующих работу данного магазина.
Обратим внимание: на предприятиях, торгующих мясом, на видном месте должна размещаться схема разруба мяса по сортам. Согласитесь, что такое приходится видеть довольно редко.
Остановимся подробнее на оформлении ценников на товары. Поскольку местные власти предъявляли различные требования к их оформлению, Роскомторг выпустил письмо от 13 марта 1995 г. № 1-304/32-2 «О порядке оформления ценников на реализуемые товары». В нем рекомендуется указывать в ценниках определенные реквизиты. Например, для весовых продовольственных товаров нужно указывать наименование товара, сорт (если товар имеет сортность), цену за грамм или сто граммов. Для товаров, продаваемых в розлив, указываются наименование товара и цена за единицу емкости. А для штучных или фасованных товаров – наименование товара, емкость, вес и цена за фасовку.
Отметим, что эти правила существуют как для продовольственных, так и непродовольственных товаров.
Обратите внимание: товары, расфасованные непосредственно в магазине, должны иметь вкладыш, на котором будут указаны наименование товара, вес и цена за фасовку. Эта же информация может содержаться и на упаковке товара.
На ценниках и вкладышах все реквизиты должны быть нанесены четко, разборчиво, штемпельной краской (штампом), чернилами или пастой. Исправления в ценниках не допускаются. Ценники на все виды товаров должны быть подписаны материально ответственным лицом или работником, на которого возложена эта ответственность.
Кроме того, продавец обязан иметь в магазине измерительное оборудование для проверки веса, цены или размера товара. Продавец отвечает за его исправное состояние и должен своевременно и в установленном порядке проводить метрологическую поверку. Весы следует установить в торговом зале в доступном месте. На это указано в пункте 7 Постановления.
Также продавец должен иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по первому требованию (пункт 8 Постановления).
Информация о товаре
Продавцу необходимо создать для покупателя все условия, чтобы тот мог быстро выбрать товар, подходящий ему по качеству и цене. Для этого на видном месте должны быть указаны необходимые сведения о товаре и его производителе. Обязательной информацией является:
- наименование товара;
- цена и условия приобретения товара;
- фирменное наименование и местонахождение (юридический адрес) изготовителя товара;
- местонахождение организации, уполномоченной изготовителем или продавцом на принятие претензий от покупателей и роизводящей ремонт и техническое обслуживание товара;
- обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар;
- сведения об основных потребительских свойствах товара;
- правила и условия эффективного и безопасного использования товара;
- гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара;
- срок службы или срок годности, если они установлены.
Если приобретаемый товар был в употреблении или в нем устранялся какой-либо недостаток, продавец должен заранее предупредить об этом покупателя. Информацию о недостатках товара следует сообщать как в устной, так и в письменной форме. Это можно указать на ярлыке товара, товарном чеке или любым другим способом.
Качество товара
Качество товара подтверждается сертификатом. С 1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», который в течение семи лет поменяет правила сертификации товаров.
В соответствии с ним постепенно на смену привычным ГОСТам, являющимся на данный момент обязательными стандартами товаров, придут технические регламенты. Но они будут разрабатываться только в целях защиты жизни, здоровья людей, их имущества, а также окружающей среды. Стандарты качества, которые влияют на конкурентоспособность товара, теперь будут регулировать сами производители, причем добровольно. То есть обязательная и добровольная сертификации останутся, но список продукции, подлежащей обязательной сертификации, постепенно будет уменьшаться. Также вскоре будут разработаны и национальные стандарты качества продукции.
Продукция, соответствующая национальному стандарту, будет маркироваться знаком соответствия, а техническому регламенту – знаком обращения на рынке. Так что на смену привычному знаку качества со временем придут сразу два, и при покупке товара нужно будет обращать внимание на их наличие.
Пока технические регламенты еще не разработаны, и фирмам нужно руководствоваться действующими правилами сертификации товаров. В соответствии с пунктом 12 Постановления по требованию покупателя в магазине ему должны предоставить один из следующих документов:
- сертификат или декларацию о соответствии товара;
- копию сертификата, заверенную держателем подлинника сертификата, нотариусом или организацией, выдавшей сертификат;
- товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) товара.
Эти документы заверяются подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Режим работы
В соответствии с пунктом 3 Постановления режим работы организация-продавец устанавливает для себя самостоятельно. В случае временного приостановления своей деятельности магазин обязан своевременно сообщить покупателю о дате и сроках, когда магазин не будет работать. Например, при проведении плановых санитарных дней, ремонта и т. д. Для этого при входе в магазин на видном месте нужно повесить объявление с необходимой информацией.
При изменении графика работы магазина, например, в предпраздничные и праздничные дни, покупателей также следует проинформировать об этом заранее.
Статья получена: Клерк.Ру