Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Основные средства налоговой оптимизации

 

Основные средства налоговой оптимизации

 

 

«Годовой отчет-2004» под редакцией Владимира МЕЩЕРЯКОВА станет бухгалтеру незаменимым помощником. Причем не только в работе над отчетностью за уходящий год, но и при планировании налоговых платежей на год грядущий. Сегодня мы публикуем отрывок из раздела «Суммы начисленной амортизации» с двумя из предложенных в нем способов минимизации налога на прибыль.

В интересах бухгалтера максимально снизить стоимость основных средств (НМА) в налоговом учете. В этой ситуации часть их стоимости будет единовременно включена в расходы.

загрузка...

 

 

Поэтому начислять амортизацию по ним не придется. Это как минимум поможет фирме сэкономить налог на прибыль.

Как снизить стоимость основных средств или НМА

Способ 1

В бухгалтерском учете затраты на оплату информационных, консультационных и посреднических услуг, связанных с покупкой основного средства (НМА), увеличивают его первоначальную стоимость. В налоговом учете такие затраты включают в состав прочих расходов (ст. 264 НК). На первоначальную стоимость основных средств (НМА) они не влияют.


Пример

Московская фирма ЗАО «Актив» приобрела у ООО «Пассив» производственное здание.

Стоимость здания – 3 540 000 руб. (в том числе НДС – 540 000 руб.).

Перед покупкой здания «Актив» оплатил услуги ОАО «Недвижимость», связанные с предоставлением информации о производственных зданиях, которые продаются в Москве.

Стоимость услуг «Недвижимости» составила 47 200 руб. (в том числе НДС – 7200 руб.).

Первоначальная стоимость здания составит:

– в бухгалтерском учете – 3 040 000 руб. (3 540 000 – 540 000 + 47 200 – 7200);

– в налоговом учете – 3 000 000 руб. (3 540 000 – 540 000). Затраты на информационные услуги (40 000 руб.) будут отражены в составе прочих расходов фирмы.

Договоритесь с поставщиком, что стоимость основного средства (НМА) будет складываться из двух составляющих: непосредственно его цены и оплаты тех или иных информационных услуг, которые он вам окажет. Ваш выигрыш – часть стоимости этого имущества можно сразу включить в расходы без начисления амортизации.

Чтобы воспользоваться советом, условно разделим стоимость, например, основных средств на две части: стоимость имущества и стоимость сопутствующих услуг (консультационных, информационных и проч.). В бухгалтерском учете их стоимость включают в первоначальную стоимость основного средства (п. 8 ПБУ 6/01). А в налоговом учете большинство подобных расходов списывают сразу. Исключение составляют лишь затраты на монтаж и пусконаладку (включаются в первоначальную стоимость основных средств и в налоговом учете). Продавцу это лишних хлопот не прибавит, ведь консультация будет лишь формальной. Лицензия для этого не нужна.

Теперь о выгоде от разделения затрат на две составляющие. Период амортизации основного средства останется тем же. Ведь он зависит не от стоимости имущества, а от срока его полезного использования. Но поскольку, например, консультационные услуги списывают сразу (п. 15 ст. 264 НК), общие затраты на покупку имущества окупятся быстрее. Поясним сказанное на примере.

Пример

Фирма «Дриада» приобрела у компании «Сапфир» отопительный котел. Стоимость сделки составила 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.). Из них стоимость котла – 94 400 руб. (в том числе НДС – 14 400 руб.), стоимость консультационных услуг по обслуживанию котла – 23 600 руб. (в том числе НДС – 3600 руб.).

Таким образом, «Дриада» сможет сразу списать на расходы 20 000 руб. Оставшиеся 80 000 руб. будут списаны на расходы в течение семи лет. Срок полезного использования для отопительных котлов установлен постановлением Правительства от 1 января 2002 г. № 1. Если бы стоимость консультационных услуг не была выделена отдельно, в течение семи лет нужно было бы списывать не 80 000 руб., а 100 000 руб.

Как и в любой схеме, ключевым моментом при разбивке затрат на две части является их документальное оформление. В выставленном счете-фактуре и платежном документе должно быть записано, что оказана консультационная услуга, а не услуги по установке и наладке оборудования. Соответственно стоимость консультационной услуги и НДС по ней должны быть выделены. Такая схема налоговой оптимизации будет выгодна покупателям автомобилей стоимостью свыше 300 тысяч рублей. Эти автомобили нужно амортизировать в 2 раза дольше (п. 9 ст. 259 НК).

Этой возможностью целесообразно пользоваться при покупке имущества, стоимость которого немного больше десяти тысяч рублей. Основные средства первоначальной стоимостью менее десяти тысяч рублей амортизировать не надо. Их можно включить в состав материальных расходов сразу. Поэтому, если покупку станка стоимостью, скажем, 12 тысяч рублей разбить на цену станка (девять тысяч руб.) и консультационной услуги (три тысячи руб.), то вся сумма расходов будет уменьшать налогооблагаемую прибыль в первом же отчетном периоде.

Способ 2

Фирма может договориться с поставщиком разделить реальную стоимость основного средства (НМА) на две части: цену и неустойку, которую заплатит покупатель, если нарушит то или иное условие договора поставки. Такой порядок расчетов поможет значительно снизить стоимость этого имущества, по которой оно будет отражено в бухгалтерском и налоговом учете.

Если вы покупаете недорогое основное средство, то можно так сформулировать условия договора, что его цена станет меньше десяти тысяч рублей. Следовательно, всю стоимость основного средства можно будет сразу включить в расходы фирмы и уменьшить налогооблагаемую прибыль.

Пример

20 июня ЗАО «Наполеон» приобрело принтер. Поставщик продает принтеры за 12 980 руб. (в том числе НДС – 1980 руб.). Принтер был оплачен 23 июня.

Вариант 1

Принтер покупается в обычном порядке.

Бухгалтер «Наполеона» должен сделать записи:

20 июня

ДЕБЕТ 71 КРЕДИТ 50

– 50 000 руб. – выданы деньги под отчет;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 1980 руб. – учтен НДС по принтеру;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

– 11 000 руб. (12 980 – 1980) – оприходован принтер;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

– 11 000 руб. – введен принтер в эксплуатацию;

23 июня

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– 12 980 руб. – перечислены деньги поставщику;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– 1980 руб. – принят к налоговому вычету НДС по принтеру.

Вариант 2

Стороны соглашаются снизить стоимость принтера. «Наполеон» условился с поставщиком так сформулировать условия договора, чтобы можно было максимально снизить стоимость принтера. Поэтому его цена была установлена в размере 11 682 руб. (в том числе НДС – 1782 руб.). По условиям договора, если деньги за принтер перечисляются после 21 июня, «Наполеон» платит неустойку в сумме 1298 руб. (12 980 – 11 682).

При покупке и оплате принтера бухгалтер «Наполеона» сделал записи:

20 июня

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 1782 руб. – учтен НДС по принтеру;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

– 9900 руб. (11 682 – 1782) – оприходован принтер;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

– 9900 руб. – введен принтер в эксплуатацию;

ДЕБЕТ 20 (26, 44) КРЕДИТ 01

– 9900 руб. – включена в расходы фирмы стоимость принтера;

23 июня

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76

– 198 руб. (1298 руб. x 18% : 118%) – учтен НДС с суммы неустойки;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 76

– 1100 руб. (1298 – 198) – начислена неустойка;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– 11 682 руб. – перечислены деньги за принтер;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51

– 1298 руб. – перечислена неустойка;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– 1980 руб. (1782 + 198) – принят НДС по принтеру и неустойке к налоговому вычету.

Как видно из примера, при первом варианте принтер включается в состав основных средств, и бухгалтер «Наполеона» должен начислять на него амортизацию. В результате стоимость принтера будет относиться на затраты в течение продолжительного периода времени.

При втором варианте стоимость принтера как в бухгалтерском, так и в налоговом учете будет включена в затраты фирмы единовременно. Неустойка (1,1 тысячи руб.) будет отражена в составе внереализационных расходов и также списана в уменьшение налогооблагаемой прибыли «Наполеона». Таким образом, фирма сможет сэкономить на налоге на прибыль, а бухгалтеру не придется «возиться» с амортизацией дешевых основных средств. Более того, ваша фирма не будет платить налог на имущество с их остаточной стоимости.

Владимир МЕЩЕРЯКОВ «Годовой отчет-2004» (избранное)

Материал предоставлен журналом «Расчёт», №12 2004 г.


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Основные средства налоговой оптимизации":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Амортизация основных средств в налоговом учете

АГ «РАДА» / Ю. С. Шемелева, эксперт АГ «РАДА» Все организации должны начислять амортизацию по своим основным средствам не только в бухгалтерском, но и в налоговом учете.

» Бухгалтерия и аудит - 12269 - читать


Бухгалтерский и налоговый учет основных средств

Бухгалтерский и налоговый учет основных средств Учет основных средств в целях бухгалтерского учета и налогообложения прибыли до 1 января 2002 г. регулировался Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, от 18 июня 1997 г. № 61. С 1 января 2002 г., после вступления в силу главы 25 НК РФ, учет основных средств в целях налогообложения прибыли стал регулироваться нормами главы 25 НК РФ. Правила налогового уч ...

» Бухгалтерия и аудит - 12067 - читать


Формирование стоимости основных средств и нематериальных активов в бухгалтерском и налоговом учете

ToT / Алексеева А. Н.cтарший эксперт Департамента бухучета и аудита аудиторской фирмы "ФБК" /redir.php?url=www.rnk.ru%3C%2Fa%3E%3C%2Fp%3E Формирование стоимости основных средствљ и нематериальных активов в бухгалтерском и налоговом учете[1] Нематериальные активы в бухгалтерском учете Начиная с бухгалтерской отчетности за 2000 год введено в действие Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16. 10.

» Бухгалтерия и аудит - 5377 - читать


Перемещение основных средств: налоговые последствия и налоговое планирование

Журнал Налоговый учет для бухгалтера / Перемещение имущественного комплекса (оборудования, объектов недвижимости, сооружений, машин) далеко не редкость. Это происходит, например, при его продаже, либо при вновь создаваемых предприятиях, либо в ходе реорганизации. Безусловно, такого рода операции имеют свои особенности.

» Бухгалтерия и аудит - 2524 - читать


Понятие и основные принципы налоговой оптимизации

Понятие налоговой оптимизации На протяжении последних лет деятельность, именуемая или , занимает все более важное место в повседневной практике различных предприятий и организаций. На многих крупных предприятиях даже введена специальная должность для работников, отвечающих за данную деятельность, - специалист по налоговому планированию. К сожалению, результатом зачастую крайне непродуманных и неосторожных действий стало то, что о налоговой оптимизации сейчас принято говорит ...

» Бухгалтерия и аудит - 5322 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Основные средства налоговой оптимизации

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru