Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Особенности контрактации

 

Особенности контрактации

 

 

Материал предоставлен журналом "Практический Бухгалтерский Учет" / Сергей КЛЯЙН
Юрист ООО «Рустика»

В сфере обращения сельхозпродукции производитель - традиционно более слабая сторона. Такова специфика сельскохозяйственного производства - оно сильно зависит от погодных условий и прочих случайных факторов (например, болезни и вредители растений).

Поэтому основная задача «сельскохозяйственных» договоров - и прежде всего, контрактации - повысить уровень правовой защиты производителя-продавца с целью уравнивания его экономических воз можностей с возможностями покупателя.

Определения

Договором контрактации назы вается договор, по которому производитель сельскохозяйственной про дукции (продавец) обязуется передать произведенную им продукцию заготовителю (контрактанту), а последний обязуется принять и оплатить ее (ст. 535 ГК РФ).

загрузка...

 

 

Договором контрактации оформляются отношения по заготовке сельхозпродукции и сырья, т. е. основы благополучия любого общества.

Договор контрактации является разновидностью купли-продажи, а также договора поставки. Основные положения о контрактации содержатся в четырех статьях ГК РФ (параграф 5 главы 30 «Купля-продажа»). К отношениям по контрактации применяются правила о поставке (параграф 3 главы 30) и, наконец, общими правилами о купле-продаже (параграф 1 главы 30).

Если речь идет о закупке сельскохозяйственной продукции для государственных нужд , последовательность применения правовых норм другая:

  • в первую очередь также будут применяться правила параграфа 5 главы 30 ГК РФ;
  • во вторую очередь - положения специальных нормативно-правовых актов о контракта ции, и прежде всего Федеральный закон от 02.12.94 № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (ред. от 10.01.03);
  • в третью очередь - параграф 4 главы 30 ГК о поставках товаров для государственных нужд;
  • в четвертую очередь - специальные законы о поставках для государственных нужд (например, Ф едеральный закон от 13.12.94 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», Федеральный закон от 29.12.94 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»);
  • в пятую - правила о договорах поставки;
  • и, в последнюю очередь, общие положе ния о купле-продаже.

Понятно, что такая сложная иерархия норм не облегчает их восприятие и применение...

Его признаки

Договор контрактации:

  • всегда возмездный (основанием исполнения обязательства по передаче товара является получение покупной цены - и наоборот);
  • консенсуальный, т. е. для его совершения достаточно соглашения сторон, а не реальная передача товара;
  • взаимный, т. е. права и обязанности есть у обеих сторон.

Есть ряд признаков, отличающих контрактацию от поставки или купли-продажи. Эти признаки учитываются судом при решении вопроса, связанного с квалификацией договорных отношений сторон судебного спора. Бесспорно, что именно от правильной квалификации договора во многом зависит правильность разрешения спора по существу.

Признак № 1: одной из сторон контрактации обязательно выступает производитель сельскохозяйственной продукции.

Признак № 2: особый объект договора - сельскохозяйственная продукция. Действующий ГК РФ не дает определения данного термина и не раскрывает ее возможные разновидности. Чуть ниже будет сделана попытка определения этого термина. Сельскохозяйственная продукция не должна быть подвергнута промышленной переработке.

Признак № 3: особый способ производства (получения) сельскохозяйственной продукции как элемент предмета обязательства, вытекающего из договора контрактации. Таким способом является выращивание (производство) сельскохозяйственной продукции. При этом существенное значение имеет соблюдение следующих условий:

• сельскохозяйственная продукция, реализуемая по договору контрактации, должна быть выращена в собственном хозяйстве производителя сельскохозяйственной продукции;

• под реализуемой сельскохозяйственной продукцией следует понимать как продукцию, которую еще предстоит вырастить (произвести) в будущем, так и продукцию, уже имеющуюся у товаропроизводителя в момент заключения договора контрактации;

• сельскохозяйственная продукция должна быть выращена собственными усилиями производителя и за его счет.

При несоблюдении этих условий заключать договор контрактации нельзя. Следует оформлять договор подряда, возмездного оказания услуг и т. д

Признак № 4: цель приобретения сельскохозяйственной продукции - дальнейшая переработка или продажа. Не имеет правового значения, что в процессе переработки закупленная по договору контрактации сельскохозяйственная продукция полностью потребляется или видоизменяется.

Признак № 5: должны присутствовать все указанные признаки. При отсутствии или изменении хотя бы одного из перечисленных признаков говорить о договоре контрактации нельзя.

Стороны

Стороны этого договора - продавец (производитель продукции) и заготовитель (контрактант). В договоре контрактации не могут участвовать г осударство и граждане, не имеющие статуса предпринимателя.

Если речь идет о закупке сельско хозяйственной продукции для государственных нужд, то интересы госу дарства представляют так называемые государственные заказчики - как правило, органы исполнительной власти федерального уровня и субъектов РФ.

Важно помнить о том, что продавцом по договору контрактации может выступать лицо, для которого производство сельскохозяйственной продукции является одним из основных видов деятельности:

  • индивидуальные предприниматели, например, главы крестьянских или фермерских хозяйств;
  • коллективные коммерческие организации. Объем правоспособности юридиче ского лица должен охватывать возможность ведения им сельскохозяй ственного производства (к примеру, банк не может быть продавцом по договору контрактации, поскольку его основная деятельность носит исключительный характер).

Производитель сельскохозяйственной продукции - это лицо, которое своими усилиями, в том числе трудом (личным или своих работников) и за свой счет, произвело (вырастило) сельскохозяйственную продукцию. Важно иметь в виду, что по договору контрактации предприниматель вправе продавать только произведенную им самим продукцию - об этом прямо говорится в пункте 1 статья 535 ГК РФ. Если планируется реализация продукции, произведенной кем-то другим, то отношения следует оформлять договором поставки или купли-продажи.

По договору контрактации не может быть реализована переработанная давальческая сельскохозяйственная продукция. Даже если субъект, переработавший и реализующий ее, сам осуществлял выращивание (производство) одноименной продукции. В случаях если имеет место реализация переработанной сельскохозяйственной продукции как собственного производства, так и давальческой, то квалификация договорных отношений должна производиться с учетом доли собственной продукции в общем объеме реализуемой по конкретному договору.

С другой стороны всегда находится заготовитель-предприниматель в виде организации или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, занимающийся заготовкой сельскохозяйственной продукции для осуществления своей предпринимательской деятельности на профессиональной основе. Заготовителем может быть не только предприниматель, но и государственный орган.

Спорный предмет

Предметом договора контрактации может быть любая продукция сельскохозяйственного производства.

Любопытно отметить, что и нормативно-правовые акты, и юридическая литература употребляют термины « сельскохозяйственная продукция» или «продукты сельского хозяйства» без какого бы то ни было разъяснения.

Видимо, предполагается, что все и так ясно, хотя самый простой вопрос, например: «Относятся ли к сельскохозяйственной продукции дрожжи?» ставит в тупик многих специалистов. А ведь выяснение точного содержания терминов - основа правильной квалификации договорных отношений.

Сельское хозяйство - это одна из главных отраслей материального производства. Основные отрасли сельского хозяйства - растениеводство и животноводство включают группы более мелких отраслей:

  • растениеводство составляют полеводство, овощеводство и бахчеводство, плодоводство, виноградарство и т. д.;
  • животноводство - скотоводство, овцеводство, свиноводство, птицеводство, коневодство и др.

Растениеводческие и животноводческие отрасли дифференцируются по группам культур, видам животных и т. д. - скотоводство мясное, мясомолочное, племенное и т. п.

Под продукцией принято понимать все количество продуктов, произведенных за определенный промежуток времени в мире, стране, отрасли хозяйства, на предприятии или конкретным работником, включая произведения умственного труда, литературы и искусства.

Под продуктом понимают:

  • предмет вещественный или нематериальный как результат человеческого труда;
  • предметы питания, съестные запасы;
  • то, что служит для изготовления чего-либо.

Можно конкретизировать понятие сельскохозяйственной продукции путем выяснения содержания понятий и видового состава продукции основных отраслей сельского хозяйства - растениеводства и животноводства.

Продукция растениеводства - продукты растительного происхождения, получаемые в результате выращивания сельскохозяйственных культур, а также продукция выращивания и использования многолетних насаждений. Не являются продукцией растениеводства продукты, полученные:

• после обработки или переработки растительного сырья (крупа, мука, растительное масло, овощные и фруктовые консервы и др.);

• в результате сбора дикорастущих плодов, ягод, грибов, не являются.

• в результате лесоводства.

Продукция животноводства - это результат выращивания и откорма скота, птицы и других сельскохозяйственных животных, а также продукты, получаемые в процессе хозяйственного использования скота и птицы (молоко, шерсть, яйца и др.). К продукции животноводства относятся сырые продукты, полученные в результате разведения крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, лошадей, оленей, кроликов, пушных зверей, птицы, а также продукты пчеловодства, шелководства, разведения рыбы и т. д.

К продукции животноводства не относятся продукты

• добытые в результате промышленного рыболовства и охоты;

• полученные в результате убоя скота и другие продукты первичной промышленной переработки сельскохозяйственного сырья (мясо, сало, шкуры, масло животное, сыр и пр.), являющиеся продукцией промышленности.

(Не исключен и формальный подход к определению понятия «сельскохозяйственной продукции» как к продукции, отнесенной к таковой Общесоюзным классификатором промышленной и сельскохозяйственной продукции).

Корова конкретная или корова вообще?

Сельскохозяйственная продукция как объект договоров по ее реализации выступает в виде вещей, определенных родовыми признаками. Может ли договор контрактации заключаться по отношению к вещи индивидуально-определенной?

И з определения, данного в ГК РФ, следует вывод, что его предметом являются вещи, определяемые родовыми признаками и в большинстве случаев - вещи ограниченного рода (например, не виноград вообще, а лишь выращенный данным хозяйством от определенной лозы).

Если исходить из того, что главной целью законодателя является обеспечение интересов производителя (т. е. лица, ведущего массовое производство сельскохозяйственной продукции), то при передаче по до говору индивидуально-определенной вещи (например, конкретного животного ) специфика собственно сельскохозяйственного производства утрачивается.

Вывод: в таком случае нет необходимости в применении специальных норм о контрактации.

Продукция или сырье?

Продукция, являющаяся предметом договора контрактации, закупается для последующей переработки или продажи (п. 1 ст. 535 ГК РФ). Еще одно назначение этой продукции - помещение на хранение, т. е. в государственный фонд, резерв (ст. 2 Федерального закона от 02.12.94 № 53-ФЗ «о закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»). В любом случае предмет договора контрактации не предназначен для личного, семейного , домашнего или иного подобного использования (ст. 506 ГК РФ).

Контрактоваться по договору может не только сельскохозяйствен ная продукция или сырье (например, молоко), но и продукты, их переработки (например, масло или сливки).

Как правило, контрактуется будущий товар ( урожай, приплод и т. д.), которого еще не существует на момент заключения договора. Однако в отношении продажи продуктов переработки сельскохозяйст венного сырья моменты заключения и исполнения договора контрактации иногда могут совпадать .

Степень переработки может быть различной, конечный продукт порой вообще может иметь мало общего с исходным сырьем (например, казеиновый клей имеет мало общего с молоком, из которого получается казеин).

Как провести грань между сельскохозяйственной продукцией и промышленными товарами, изго товленными на ее основе? Полагаем, что е сли количество и качество продукта в первую очередь обусловлены характером применяемой технологии, а не процессом сельскохозяйственного производства исходного сырья, то такой продукт будет предметом поставки или купли- продажи, но не контрактации.

Форма, цена, срок

Как правило, договор контрактации так же, как и договор поставки, заключается в письменной форме. Если хотя бы одной из сторон является юридическое лицо, должны применяться правила, предусмотренные пунктом 1 статьи 161 ГК РФ: такие договоры должны совершаться в письменной форме.

Если в и производитель, и заготовитель - физические лица, и договор контрактации опосредует отношения по передаче партий сельскохозяйственной продукции для последующей переработки и продажи, стоимость которых превышает 10 МРОТ, то также требуется соблюдение простой письменной формы договора.

Так или иначе, учитывая, что момент заключения договора контрактации отделен от момента его исполнения определенным (иногда значительным) промежутком времени и сторонам необходимо согласовать детали исполнения, простая письменная форма будет являться оптимальной для закрепления отношений сторон в целях дальнейшего надлежащего исполнения принятых ими на себя обязательств.

Часто закупки сельскохозяйственных продуктов производятся непосредственно в хозяйствах населения (например, ежедневный сбор молока, имеющегося в подсобных хозяйствах населения, закупка выращенных и собранных в личных подсобных хозяйствах плодов, овощей и т. д.). Сопоставление основных признаков договора контрактации с договором, заключаемым при закупке сельскохозяйственных продуктов непосредственно в хозяйствах населения, позволяет квалифицировать его как договор контрактации сельскохозяйственной продукции. Такой договор может заключаться устно (п. 2 ст. 159 ГК РФ).

Порядок заключения договора также схож с правилами о поставке; аналогичен и порядок разрешения разногласий.

Если при заключении договора между сторонами возникли разногласия по отдельным условиям договора, то сторона, предложившая заключить договор и получившая от другой стороны предложение о согласовании этих условий, должна в течение 30 дней со дня получения этого предложения (если иной срок не установлен законом или не согласован сторонами), принять меры по согласованию соответствующих условий договора либо письменно уведомить другую сторону об отказе от его заключения (п. 1 ст. 507 ГК РФ).

Сторона, получившая предложение по соответствующим условиям договора, но не принявшая мер по согласованию условий договора поставки и не уведомившая другую сторону об отказе от заключения договора в указанный срок, обязана возместить убытки, вызванные уклонением от согласования условий договор (п. 2 ст. 507 ГК РФ).

Цена - не существенное условие договора контрактации, так же как и поставки. Ее определение производится по общие правилам, предусмотренным для купли-продажи (ст. 485 ГК РФ). Статья 485 ГК РФ исходит из того, что условие о цене товара не относится к числу существенных, при отсутствии которых договор не считается заключенным. Если договором цена не определена и не может быть определена исходя из его условий, оплата то товара должна быть произведена по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Особый порядок определения цены установлен для договоров поставки для государственных нужд. При поставке товаров покупателям по договорам поставки товаров для государственных нужд оплата товаров производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным контрактом, если иной порядок определения цен и расчетов не предусмотрен государственным контрактом.

Срок договора контрактации относится к числу его существенных условий, однако, в отличие от договора поставки, для контрактации он не так важен. В подавляющем большинстве случаев сроки заключения и исполнения договора контрактации не совпадают: продукцию необходимо вырастить. Продолжительность производственного цикла в сельском хозяйстве практически полностью определяется естественно-природными факторами. Значит, при отсутствии в договоре условия о сроке он легко может быть бы восполнен судом.

Права и обязанности

Обязанности производителя сельскохозяйственной продукции заключаются в передаче заготовителю произведенной продукции. Единственная особенность условия о передаче товара в договоре контрактации связана с необходимостью передать его в согласованном ассортименте.

Ассортимент - существенное условие договора контрактации (ст. 537 ГК РФ), что вполне объяснимо, ведь ассортимент сельскохозяйственной продукции после того, как началось ее производство, уже не может быть изменен. После окончания посевной остается лишь ждать урожая.

Обязанности заготовителя: принять товар и оплатить его. В отличие от общих норм, применяемых к купле-продаже, заготовитель, как правило, обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения. Кроме того, заготовитель обязан обеспечить ее вывоз за пределы хозяйства производителя (п. 1 ст. 536 ГК РФ).

Если договором предусмотрено принятие сельскохозяйственной продукции по местонахождению заготовителя или ином указанном им месте, то он не вправе отказаться от принятия своевременно переданных ему товаров надлежащего качества (п. 2 ст. 536 ГК РФ).

Дополнительные обязанности заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, могут предусматривать возврат производителю отходов такой переработки за соответствующую плату.

Обязанность оплаты приобретаемой сельскохозяйственной продукции определяется по общим правилам параграфа 3 главы 30 о поставке и параграфа 1 главы 30 о купле-продаже. Оплата обычно осуществляется авансом (полностью или частично), что позволяет производителям финансиро вать процесс производства продукции.

Ответственность

Как неоднократно подчеркивалось, сельскохозяйственное производство имеет свою специфику. Эта специфика существенно повлияла на правовую регламентацию ответственности сторон контрактации.

Законодатель отступил от общего правила об ответственности предпринимателей за нарушение обязательств на началах риска, т. е. независимо от вины, и уравновесил повышенный риск нарушения договора производителем (от случайных причин) принципом его ответственности только за вину (ст. 538 ГК РФ).

Иными словами, сельскохозяйственный производитель, доказавший отсутствие свой вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении договора, освобождается от ответственности.

А вот заготовитель, напротив, обычно отвечает за нарушение условий договора на общих основаниях для предпринимателей, т. е. его от ветственность строится на началах риска. Только заготовитель - государственный орган по договору закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд так же, как и производитель, отвечает только за вину.


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Особенности контрактации":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Особенности покупки внедорожника в кредит

Государство российское живет в состоянии перманентной мобилизации. Как и в самые суровые годы прошлого века в случае начала боевых действий подлежали мобилизации все грузовые, грузопассажирские автомобили, автокраны, прицепы и полуприцепы, а также мотоциклы тяжелого класса с коляской, так и сегодня подлежат. В общем, поставить внедорожник российского производства (а только о таких идет речь) на учет в военкомате — проблем нет.

» Корейские автомобили - 5005 - читать


Mazda3 CD: новые особенности старого знакомого

Тише, комфортнее, мощнее и экономичнее, именно так звучит формула успеха совсем недавно обновленной Mazda3. На первый взгляд, авто совсем не изменилось, однако профессиональный взгляд тут же заметит небольшие доработки, которые призваны подчеркнуть и освежить динамичный, элегантный образ Mazda3. Скорее всего, такая осторожность вызвана лишь тем, что компания Mazda боится отпугнуть будущих покупателей "трешки" внося серьезные изменения в ее облик.

» Разное - 2376 - читать


Особенности продвижения региональных сайтов

Информация, изложенная в докладе, была представлена на семинаре, прошедшем в Харькове В сети много можно найти информации о продвижении сайтов, хотя, следует заметить, что хорошего материала все еще не так много, чтобы говорить о четких механизмах и методах продвижения проектов. Совсем мало информации о продвижении региональных сайтов. Всемирная сеть развивается, она уже давно захлестнула мегаполисы, областные центры и крупные города.

» Продвижение и оптимизация - 3692 - читать


Продвижение сайтов в зарубежных поисковых системах. Основные принципы, особенности, трудности

Основные зарубежные поисковые системы, их доля на рынке Львиная доля всего мирового поиска приходится на такие поисковые системы: Google Search, Yahoo! Search и Microsoft Live Search.

» Продвижение и оптимизация - 4056 - читать


Особенности национального поиска

В последнее время определились основные приоритеты капиталовложений в Интернет и вообще сетевые технологии. Большая часть бизнеса строится на размещении рекламы в поисковых системах и продаже товаров при посредничестве разнообразных веб-сервисов. Для привлечения клиентов российская компания «

» Интересное в сети - 1995 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Особенности контрактации

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru