Опубликовано: журнал "Расчет"
Маргарита КРЫМСКАЯ
В последний день сдачи отчетности, когда становится ясно, что отдать отчеты инспектору лично уже не удастся, остается один путь - на почту. Но можно ли полностью положиться на почтовую доставку?
Налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган лично либо отправлена по почте. В последнем случае днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения. (ст.
80 Налогового кодекса РФ) |
(ст. 80 Налогового кодекса РФ) |
Почта в помощь
Отправление отчетности почтой предусмотрено для удобства как налогоплательщиков, так и самих налоговых инспекторов. Ведь в дни сдачи отчетов налоговая работает очень напряженно: недостаток времени зачастую не позволяет налоговикам давать какие-то комментарии по поводу заполнения отчетных форм. Фактически налоговая становится почтой - принимает отчет, ставит штамп, поэтому многие считают, что в эти дни в налоговую лучше не приходить, и активно пользуются услугами почты. Марина Нечаева, бухгалтер из Оренбурга, считает почтовую доставку очень удобной: "На мой взгляд, отправка отчета почтой - это большая экономия времени. Мне кажется, что глупо тратить часы на то, что можно решить за минуты".
Более того, многие организации, чьи филиалы находятся в других городах, и вовсе не могут обходиться без услуг почтовой службы. Любовь Новикова, главный бухгалтер московского холдинга, рассказывает: "Ежемесячно отправляем почтой кучу отчетов по разным городам. У нас 22 филиала, а НДС, зарплата - все считается в головной организации. Вот 20-го числа каждого месяца раскладываем отчеты по конвертам и отправляем. А как иначе?"
Конечно, почтой удобнее и быстрее. Правда, если адресов отправки отчетности много, подготовка к отправке (распечатка адресов, наклеивание их на конверт, вложение в конверт документов) превращается в довольно-таки нудную процедуру.
К сожалению, есть проблема и посущественнее.
Дойдет - не дойдет
Виноват во всем, как обычно, Налоговый кодекс, где в статье 80 написано, что отправлять отчетность нужно "заказным письмом с описью вложения". Бухгалтер, приходя на почту, желает отправить отчеты по закону, но тут перед ним возникает служащий почтового отделения, у которого на сей счет свои инструкции. На почте отправить заказное письмо с описью невозможно. Опись прилагается только к ценному письму. А за ценным письмом получатель должен прийти на почту лично. Стоит ли говорить, что далеко не каждая инспекция согласится сама забирать с почты отчеты налогоплательщиков?
Многие бухгалтеры не обращают на это внимание и отправляют отчеты заказным письмом без описи. Но они не исключают ситуации, что с их корреспонденцией в любой момент может что-то случиться. Лариса Ивановна, главбух московской строительной организации, рассказывает: "Мне кажется, что отправлять по почте отчеты имеет смысл только в крайнем случае, в качестве экстренной меры, когда уже точно знаешь, что сдать лично не успеешь. Все же лучше вручать лично в руки налоговому инспектору. У меня пока, слава богу, никаких проблем не было - все письма доходили. Посылаю я всегда только заказным письмом, так как мне рассказали, что были случаи, когда налоговики отказывались получать ценное письмо с описью. Но мне также известны случаи, когда возникали проблемы и с заказными письмами без описи. Вот так всегда: отправлю и переживаю, не потеряется ли".
Налоговые инспекции все по-разному относятся к "почтовым" отчетам. Как нам рассказала налоговый инспектор из Калужской области, обычно проблем с почтой нет: "Возможность отправить отчет почтой - это очень удобно для малых предприятий и для предприятий, у которых нулевой баланс. Это экономит кучу времени. Для крупных предприятий, конечно, лучше чтобы бухгалтер сам подъехал и вместе с инспектором все проверил. Ведь если есть какие-то ошибки, то могут быть применены налоговые санкции. И еще: сдача баланса - это повод наведаться в налоговую и узнать, не изменилось ли чего - может быть, что-то нужно будет считать по новой. Именно поэтому очень много бухгалтеров приезжают сдавать баланс лично. Однако если бухгалтер уверен в своей квалификации, уверен, что он сделал баланс без ошибок, то он вполне может направить его по почте заказным письмом. Такого, что по почте до нас что-то не дошло, не бывало".
А вот многие бухгалтеры говорят, что бывало и не раз. Если не потеряется на почте, то напутают что-нибудь в самой инспекции. А поскольку в заказном письме описи нет, доказать, что было в письме, практически невозможно. Юлия Соловьева, бухгалтер санкт-петербургского предприятия, рассказывает: "Один раз отправила все отчеты почтой - потеряли! Конечно, у меня была квитанция с почты, но в налоговую пришлось с полгода побегать и написать кучу писем. Больше не отправляю".
Но не все так печально. Многие в этой ситуации не унывают и ищут решение проблем, ведь пока там наверху все обдумают и согласуют, пройдут годы. А работать как-то надо.
Маленькие хитрости
Бухгалтеры, привыкшие к неразберихе в законодательстве, уже научились обходить сложные ситуации.
Одни советуют отправлять все отчеты заказным письмом, но каждый отчет вложить в отдельный конверт. При этом на почтовом уведомлении, которое вернется из налоговой со штампиком, обязательно писать, какой именно отчет в этом конверте.
Другие рекомендуют посылать отчетность ценным письмом с описью, но это в том случае, если вы точно знаете, что служащие из вашей инспекции забирают с почты корреспонденцию. Если же вы не уверены, лучше не рисковать.
Одним из надежных вариантов многие бухгалтеры считают отправление отчетов ускоренной экспресс-почтой. Это письмо будет стоить немного дороже заказного или ценного - около 30 рублей, в то время как заказное стоит в районе 10. Но если вы очень переживаете за свои отчеты, и на почте, и в налоговой в один голос советуют воспользоваться именно таким способом. Рената Каланова, бухгалтер торговой фирмы из Калуги, рассказывает: "Всегда отправляю письма в налоговую ценным письмом ускоренной почтой. Тогда есть и опись, и доставка по уведомлению. И ни разу проблем не было".
На одном из недавних семинаров, на котором присутствовал автор, бухгалтеры задавали вопрос о проблемах с почтовыми отправлениями специалисту из московского Управления МНС, но ответа на него так и не получили. Чиновник откровенно признался, что хоть он все и понимает, но сделать ничего не может: "Закон есть закон". Потом посочувствовал и дал ценный совет: о проблемах с применением Налогового кодекса писать в вышестоящий налоговый орган. Вот только как посылать - заказным или ценным - не уточнил.
Заграница нам не поможет |
Как выяснилось, проблема отправления отчетов существует везде - где-то больше, где-то меньше. На Украине тоже можно отправлять отчеты почтой. Но как нам рассказывают бухгалтеры, которые отправляли в налоговую инспекцию свои отчеты по почте, делать это они больше не собираются. Во-первых, потому что, по их мнению, налоговая система сильно бюрократизирована и "налоговикам просто необходимо лично встречаться с бухгалтерами при сдаче отчетности". Во-вторых, часто случается, что именно в почтовой отчетности возникают проблемы. Зная все эти случаи, бухгалтеры предпочитают лично отнести все отчеты. А в небольших городах такая проблема вообще не стоит - проще и быстрее ножками. Примерно такая же ситуация и в Молдове: можно отправлять отчеты почтой, но бухгалтеры предпочитают отдать лично, чтобы потом внезапно не возникло проблем. В дальнем зарубежье ситуация иная. Например, в Америке отчеты посылают любым удобным для налогоплательщика способом - можно обычной почтой, можно электронной. В налоговую сдавать лично никто не ходит, туда можно только позвонить, поэтому, что такое очередь в налоговую, они не знают. Однако если в отчетах, отправленных электронным способом, налоговый инспектор найдет ошибку, то исправлять ее придется уже по обычной почте. Это очень раздражает бухгалтеров, поскольку из-за сроков доставки можно не успеть отправить исправления. Ничего хорошего это не предвещает: если правильный отчет будет отправлен позже установленного срока, то на компанию налагается штраф. |
Статья получена: Клерк.Ру