Пенсионная реформа в России добавила забот работодателям. С какими проблемами им приходится сталкиваться сейчас и что ждет их в ближайшем будущем, рассказывает советник председателя Правления Пенсионного фонда РФ Владимир Иванович ВЬЮНИЦКИЙ
Кадровое дело N4, апрель, 2004
- Как будут строиться отношения Пенсионного фонда с работодателями в этом году?
- Основной вопрос наших отношений с работодателями - уплата взносов на пенсионное страхование - в настоящее время передан налоговым органам. В нашем ведении остались лишь проблемы информационного взаимодействия с организациями. И нужно сказать, что для нас это более важная часть работы, поскольку Пенсионный фонд превращается в своего рода универсальную учетную систему.
- В чем же состоит эта работа?
- Прежде всего работодатель дает необходимый материал, чтобы мы могли произвести так называемую "разноску", то есть персонифицировать платежи, осуществленные в интересах работников, и сведения о том, за кого и сколько заплачено. На основании этих данных в конце финансового года мы готовим извещения, которые направляются будущим пенсионерам. В отношениях ПФР и работодателя есть еще и третья сторона - это сам работник. Фактически он является контролером точности сообщаемых нам сведений. Мы постоянно отслеживаем правильность сведений о фамилии, имени, отчестве, месте и дате рождения, месте жительства. Элементарная ошибка в написании этих составляющих в дальнейшем приведет к возникновению проблем или сбоев в системе электронного анализа и отбора той информации, которая нам нужна.
- Часто такие "проколы" случаются со стороны работодателей?
- Раньше это происходило довольно часто. Приведу такой пример. Когда в 1997 году начали формировать первые базы системы персонифицированного учета, некоторые работодатели не проявили должной дисциплины при заполнении таких граф анкеты, как место жительства, дата рождения. В итоге обнаружилось, что примерно 5000 работников одного предприятия умудрились родиться в один день, один месяц одного и того же года и по одному адресу. И получается, что этим гражданам надо посылать извещения о состоянии их лицевых счетов по одному адресу. А кроме этого, они относятся к разным возрастным группам. У одних есть право на накопительную часть пенсии, у других нет. Чтобы не было подобных казусов, нам приходится проводить постоянную работу по выверке наших баз. Это, конечно, отнимает много времени, поскольку от адекватности базы, от ее соответствия реальным реквизитам каждого конкретного человека напрямую зависит наша оперативность.
- Как обстоят дела с достоверностью сведений о размерах платежей, которые предоставляют работодатели?
- Проблема, которую вы затронули, непростая. По итогам 2002 года обнаружилось 492 000 "нулевых" счетов, то есть отсутствовали сведения о платежах работодателей. Первоначальная цифра была еще больше, но по поручению Президента РФ мы провели проверку этих счетов, в ходе которой выяснилось, что некоторые работодатели просто предоставили данные позже предусмотренных сроков. Таким образом, мы обнаружили определенное количество средств, которые были уплачены за работников, но материалы по "разноске" на них не были своевременно предоставлены. Эти средства, разумеется, не пропали, они сейчас зачислены как авансовые платежи. Тем не менее, как это ни печально, есть и абсолютные "нули", связанные с неуплатой взносов.
- Что можно будет сделать в подобной ситуации?
- Работник, которого она коснулась, вполне может обратиться с иском в суд на своего работодателя. Однако, имея формальное право на такой шаг, многие просто не рискнут на это пойти, потому что сила не на их стороне. Сейчас мы изучаем возможности решения подобных проблем с привлечением ПФР в качестве третьей стороны. К тому же за неуплату взносов во внебюджетные социальные фонды работодатель может быть привлечен и к уголовной ответственности. Надеемся, что в конечном счете вариант решения проблемы будет найден.
Вместе с тем, как показывает опыт первых двух лет пенсионной реформы, с большинством работодателей у нас вполне нормальные рабочие отношения как в сфере предоставления учетных материалов, так и в вопросах налоговой дисциплины.
- У многих будущих пенсионеров вызвала интерес инициатива ПФР о передаче накопительной части своей пенсии по наследству. Как они смогут ею воспользоваться?
- Говорить о наследовании пенсии в чистом виде не позволяет наследственное законодательство, тут есть свои сложности и тонкости. Демографическая ситуация в стране такова, что будущие пенсионеры не очень заинтересованы в пенсионных накоплениях. В законе о трудовых пенсиях есть норма, которая в некоторой степени этот интерес повышает. Ситуация здесь такая: правопреемник обретает права на накопительную часть пенсии своих родственников или других лиц, наследником по закону или по завещанию которых он может быть, только если те не успели воспользоваться своими правами на получение пенсии. У нас так же, как и во всем мире, действует принцип солидарности пенсионеров в рамках страховой и накопительной частей пенсии. То есть если человек успел хотя бы раз получить пенсию, то после смерти право на его пенсию наследники теряют. И она переходит на общий счет, с которого впоследствии финансируется накопительная часть пенсии тех, кто переживет ожидаемый период получения пенсии (этот период составляет 228 месяцев, то есть 19 лет). Как показывает статистика, сейчас среди наших пенсионеров таких немало. В Швеции, например, где пенсионная система во многом напоминает нашу, действует тот же принцип для возрастной категории. Но там накопления умерших граждан перераспределяются среди их ровесников, доживших до пенсии, и это дает солидную прибавку к пенсионному капиталу последних. Российская модель, как нам кажется, более справедлива, поскольку приоритет отдается не чужим людям одного года рождения, а родственникам или лицам, которым по завещанию переходит накопительная часть пенсии. Если человек не доживает до пенсии, то его права на накопительную часть обретают его наследники.
- А если гражданин становится инвалидом или умирает в результате несчастного случая на производстве?
- В случае смерти застрахованного лица производится выплата его несовершеннолетним или нетрудоспособным иждивенцам за счет перераспределения страховой части пенсии. А если он становится инвалидом, производится выплата пенсии по инвалидности. Это тоже не наследование в прямом смысле, но мы предусмотрели широкий круг жизненных ситуаций и возможности выплачивать людям пенсию в этих ситуациях.
- Будет ли пересматриваться пенсионный возраст?
- Мы категорически против повышения пенсионного возраста. Пока для этого нет объективных причин. Сейчас в России ситуация не настолько критична по сравнению с теми странами, которые на эту меру вынуждены идти. У нас число работающих пока превышает число пенсионеров. И до 2030 года, когда эти показатели сравняются, говорить об этом преждевременно. Такой разговор будет морально оправданным, когда пенсионеров станет больше, чем работающих.
- Как Пенсионный фонд планирует содействовать выведению зарплаты из тени?
- Мы пытаемся создать стимулы для людей получить больше пенсионных прав, стараемся поменять морально-психологический климат вокруг этой проблемы. Что касается минимальной стоимости страхового года, то это направление имеет для нас даже несколько иную цель, чем снижение доли зарплаты, получаемой в конверте. Мы сделали свой первый шаг, чтобы максимально легализовать зарплату. В начале феврале Правительство РФ приняло постановление "О стоимости страхового года на 2002-2004 годы". Оно преследует две основные цели. Во-первых, определен минимум, меньше которого работодатель не имеет права платить за застрахованного. В противном случае страховой год не будет зачтен работнику, которому по закону нужно иметь не менее пяти страховых лет для возникновения права на базовую часть пенсии. Минимальная ставка зафиксирована в законе. Причем 2002, 2003 и 2004 годы имеют разную страховую цену в зависимости от того, какова минимальная зарплата. Но тем не менее мы определили для каждого года эту ставку и будем следить, чтобы на лицевых счетах граждан была сумма, не меньше указанной. Во-вторых, есть три категории работающих, которые могут платить страховые взносы сами за себя или за своих близких. Это работники так называемых свободных профессий (адвокаты, нотариусы, частные детективы и т. д.), лица, занятые в фермерских хозяйствах без образования юридического лица, а также муж, который платит взносы за неработающую жену-домохозяйку. Со временем будет меняться размер платежа. Что касается максимума, то пока мы верхний предел не устанавливали. Но в ближайшее время, наверное, определим и его.
- Смогут ли и другие работники сами за себя платить взносы в ПФР, чтобы увеличить размер будущей пенсии?
- Мы как раз об этом думаем - хотим предоставить гражданам право вступить с нами в договор добровольного страхования. Когда человек получает зарплату в конверте, его интересует вопрос, можно ли часть денег из конверта вынуть и заплатить в ПФР, чтобы обеспечить себе в будущем достойную пенсию. Поскольку легализация зарплаты идет медленно и работодатель не готов на финансовое обременение, эта инициатива, если она будет реализована, поможет людям накопить больше денег на своих пенсионных счетах. При этом размер дополнительных страховых взносов в ПФР, которые работник будет сам за себя выплачивать, будет рассчитываться исходя из его официальной зарплаты, а не той, что в конверте. Если, скажем, человек официально получает 3000 руб., а в конверте 15 000, то расчет тарифа, который застрахованный сможет дополнительно за себя заплатить в ПФР, делается исходя из 3000, а не 15 000 руб. Мы не хотели бы, чтобы эта норма становилась лазейкой для отмывания теневых денег. Таким образом, работодатель вынужден будет постепенно выводить зарплату из тени.
- Какое значение будет иметь стаж?
- Стаж в новой пенсионной модели фактически роли не играет. Но до 31 декабря 2001 года мы значение стажа сохраняем: минимально отработанный стаж - 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, если говорить не о льготниках. Каждый год, отработанный сверх этого, еще на один процент увеличивает пенсию. Что касается новой системы страхования, то тут важен не трудовой, а страховой стаж, то есть количество лет, в которые выплачивались страховые взносы. Минимальный страховой стаж - пять лет. После пяти лет стаж не имеет значения. Право на базовую пенсию человек уже заработал, а дальше все считается по прямому принципу. Для нас даже не важен размер его зарплаты, поскольку решающей является величина страховых взносов, поступающих каждый год на его лицевой пенсионный счет с учетом всех индексаций. Больше зарабатывайте, пусть работодатель больше за работника платит, тогда и пенсия будет большая. Количество отработанных лет, конечно, имеет значение, но вторичное: чем больше гражданин работает, чем больше средств поступает на его счет, тем большая пенсия ему полагается.
- У бюджетников зарплата маленькая, а количество отработанных лет большое, какие планируются действия, чтобы ее "подтянуть"?
- Тем, у кого маленькая и медленно растущая зарплата, поможет новая пенсионная модель. Индексация пенсионного капитала происходит по росту заработной платы в среднем по стране, а не по тому, как она увеличивается у конкретного человека. Это парадокс пенсионной модели, но в данном случае мы рассматриваем это как одно из проявлений солидарного принципа, который мы туда заложили. И в этом смысле те, кто зарабатывает больше, у кого зарплата растет с опережающими темпами, "подтянут" тех, у кого зарплата увеличивается медленно.
- Какие законопроекты, подготовленные ПФР, могут быть приняты Государственной думой уже в этом году?
- Среди важнейших я бы отметил законопроекты, связанные с работой негосударственных пенсионных фондов, поскольку в 2004 году они выходят на арену и там необходимо завершить целый ряд законотворческих поручений. Очень важен закон о профессиональных пенсионных системах. Проблема льгот встает остро, мы учитываем старые льготы до определенного момента стажа работ. Что касается будущих пенсионеров, занятых на вредных производствах, то здесь должна действовать профессиональная пенсионная система. Работа над этим законом идет медленно, поскольку остро стоит проблема дополнительного тарифа. Действующий порядок не стимулирует работодателя улучшать условия труда. Но с принятием такого закона он должен будет выбирать: или платить по дополнительному тарифу в профессиональную пенсионную систему за вредные условия труда, или улучшать их. Безусловно, льготы сохранятся там, где невозможно ничего изменить (работа под водой, в воздухе, под землей).
Интервью подготовила
Ирина СМИРНОВА
Статья получена: Клерк.Ру