Конституционный Суд признал не соответствующим Конституции РФ ограничение пособия по беременности и родам. В течение шести месяцев законодатели должны изменить нормы, регулирующие выплату этого пособия. Каких же поправок нам следует ждать?
Курушин Андрей Александрович
Суть дела
22 марта 2007 года Конституционный Суд РФ огласил давно ожидаемое постановление № 4-П «По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 15 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» в связи с жалобой гражданки Т.А. Баныкиной» (далее – Постановление).
Заявительница подняла вопрос о правомерности ограничения пособия по беременности и родам максимальным размером за полный календарный месяц.
Напомним, что норма, которая устанавливает максимальный размер этого социального пособия, впервые была введена с 1 января 2002 года1. В настоящее время он предусмотрен частью 1 статьи 13 Федерального закона от 19.12.2006 № 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2007 год» и составляет 16 125 руб.
Решение суда
Рассмотрев жалобу, Конституционный Суд пришел к выводу о том, что норма о максимальном размере пособия по беременности и родам не соответствует Конституции России. Величина указанного пособия для женщин, чья заработная плата превышает установленный лимит, не должна ограничиваться.
По решению суда неконституционная норма утрачивает силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения Постановления. Данный срок предоставлен Федеральному Собранию РФ для внесения в действующее законодательство необходимых изменений. Каким образом это будет сделано?
Анализируем последствия
Прежде всего не стоит думать, что Конституционный Суд обязал законодателя просто отменить какие бы то ни было ограничения суммы пособия по беременности и родам.
В мотивировочной части Постановления суд обращается к нормам международного права, а именно к актам Международной организации труда (МОТ). Так, Конвенция МОТ от 28.06.1952 № 103 «Относительно охраны материнства» допускает установление максимальных пределов размера заработка женщины, учитываемого при определении суммы денежного пособия, выплачиваемого в связи с предоставлением отпуска по беременности и родам (п. 6 ст. 4).
Кроме того, в пунктах 23, 24 своих Рекомендаций от 12.05.1944 № 67 «Об обеспечении дохода» МОТ допускает снижение пропорции пособия по отношению к предшествующему заработку высокооплачиваемых работников. Для них любое превышение среднего заработка над заработком, преобладающим среди квалифицированных трудящихся, может не приниматься во внимание.
На основе приведенных положений международного права Конституционный Суд сделал следующее важное заключение: «…самим по себе установлением максимального размера пособия по беременности и родам в федеральных законах о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации конституционные права граждан не нарушаются». То есть Конституционный Суд вовсе не предлагает законодателю при осуществлении правового регулирования в сфере социального обеспечения пособием по беременности и родам отказаться от установления его максимальных пределов.
К чему готовиться?
По мнению судей, главная задача законодателя заключается в следующем: при установлении ограничения размера пособия по беременности и родам не допускать
существенных диспропорций между платежами, которые вносятся работодателями в ФСС РФ, и указанным пособием.
В течение шести месяцев законодателю необходимо найти вариант, который бы обеспечил более справедливую пропорцию между платежами в Фонд социального страхования, с одной стороны, и страховым обеспечением женщин, которое должно в максимально возможной мере компенсировать им утраченный в связи с использованием отпуска по беременности и родам заработок, – с другой. И если в течение указанного периода времени такой вариант не будет найден, признанная судом не соответствующей Конституции РФ норма просто утратит силу.
Конституционный Суд предлагает федеральному законодателю применить уже действующий алгоритм, который используется в правовом регулировании единого социального налога. Ведь именно данный налог является основой для формирования бюджета Фонда социального страхования.
Как известно, налоговые ставки по ЕСН устанавливаются в зависимости от величины налоговой базы2. Причем ставка этого налога, поступающего с базы, превышающей 600 тыс. руб., не изменяется. Значит, максимальный размер пособия по беременности и родам, считают судьи, также можно было бы привязать к сумме ЕСН, поступающей в ФСС с налоговой базы в 600 тыс. руб. и более. Все это позволит сделать критерии установления максимальных размеров пособия по беременности и родам «конституционно оправданными».
И последнее. Все выводы, содержащиеся в Постановлении, касаются только пособия по беременности и родам. Поэтому нет никаких оснований распространять их на пособие по временной нетрудоспособности, даже несмотря на то что его максимальный размер за полный календарный месяц равен предельной величине пособия по беременности и родам.
1) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 11.02.2002 № 17-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2002 год
2) ст. 237–241 НК РФ
Автор - главный эксперт-консультант компании «ПРАВОВЕСТ Аудит», куратор по вопросам трудового права
Статья получена: Клерк.Ру