Многие фирмы продают свои товары покупателям из других регионов. Если продавец по договору о поставке обязуется передать покупателю товар со своего склада, то дальнейшая судьба груза его уже не волнует. В той ситуация, когда по контракту товар должен быть передан покупателю по указанному им адресу, то проблема доставки груза целиком ложится на плечи продавца.
Желание партнера – закон
Зачастую при заключении с организациями договоров купли-продажи покупатель изъявляет желание, чтобы перевозку приобретенного товара выполнил сам поставщик.
Об этом делается соответствующая запись в контракте на поставку.
Напомним, что особенности этого вида соглашения записаны в главе 30 Гражданского кодекса. В таком документе стороны должны оговорить сроки поставки, момент перехода прав собственности на товар, а также предусмотреть вид транспорта, которым будет доставлен груз.
Если у фирмы-продавца нет своего автомобильного парка, предназначенного для перевозок, она может воспользоваться услугами транспортной компании. В настоящее время на рынке достаточно фирм, которые с готовностью доставят груз в любую точку страны. Однако следует помнить о том, что деятельность, связанная с транспортировкой грузов, подлежит обязательному лицензированию. Это установлено статьей 17 Закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ.
Договорные отношения перевозчика и отправителя регулируются главой 40 Гражданского кодекса, уставом автомобильного транспорта, утвержденного постановлением СМ РСФСР от 8 января 1969 г. № 12 (далее – Устав), и Законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Контракт предполагает, что фирма-перевозчик исполняет обязательство доставить груз по назначению и выдать его получателю. Заказчик за такую услугу должен заплатить установленную сумму (ст. 785 ГК).
Погрузка – дело тонкое
Перевозимый товар является материальной ценностью, и за нее кто-то должен нести ответственность. Иногда такая ответственность возлагается на экспедитора, с которым заключается договор транспортной экспедиции. В тех случаях, когда фирма не желает привлекать к перевозке экспедитора, за сохранность груза отвечает автотранспортная организация в лице водителя. Именно он и является главным приемщиком товара при погрузке. Поэтому, прибыв на склад отправителя, водитель должен предъявить служебное удостоверение и путевой лист, заверенный печатью фирмы-перевозчика (п. 50 Устава).
Транспортный процесс при договоре автомобильной перевозки начинается на территории заказчика. Главная его обязанность состоит в том, чтобы подготовить груз к транспортировке. Штучный товар скомплектовать в грузовые места и замаркировать. При этом особое внимание необходимо уделить таре и упаковке, чтобы они были целыми и исправными (п. 52 Устава). После того как все погружено, водитель обязан проверить соответствие укладки и крепление груза. Специалисты по логистике советуют при погрузке следовать указаниям водителя, сделав при этом соответствующую запись в товарно-транспортной накладной, например такую: «погрузка осуществлена в соответствии с указаниями водителя». Эту надпись должен заверить водитель своей подписью. Тем самым фирма защитит себя от ответственности, если в результате неправильной погрузки товар будет поврежден.
Если товарные ценности перевозится в крытых автомобилях, прицепах, контейнерах и предназначены одному грузополучателю, то они должны быть опломбированы, а образец (или номер) оттиска указаны в товарной накладной. Процесс погрузки считается завершенным после вручения шоферу товарно-транспортной накладной и всех документов на груз (п. 53 Устава).
Путевые документы
Как и всякие расходы, затраты на перевозку товарно-материальных ценностей можно принять для целей налогообложения, только если они документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК). Поэтому особое внимание нужно уделить оформлению бумаг.
Основным перевозочным документом является товарно-транспортная накладная. Без нее товарные грузы к перевозке не принимаются. Для грузов нетоварного характера составляется акт замера или взвешивания.
Для товарно-транспортной накладной предусмотрен типовой бланк по форме № 1-Т. Он утвержден постановлением Госкомстата от 28 ноября 1997 г. № 78. Накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного.
Товарный раздел заполняет продавец (грузоотправитель). Данные этого раздела служат основанием для списания товаров у продавца и для оприходования их у покупателя (грузополучателя). Транспортный раздел заполняют продавец и водитель. На основании данных этого раздела автоперевозчик и продавец рассчитываются между собой.
Накладная составляется в четырех экземплярах. Первый остается у продавца, второй – у покупателя, третий и четвертый передают автоперевозчику. Все четыре экземпляра продавец заверяет печатью, а подписи ставят работник, отпустивший товар, и водитель, принявший груз для перевозки.
Перед отправкой груза продавец должен передать водителю второй, третий и четвертый экземпляры накладной. Доставив груз, водитель передает их покупателю. Все три экземпляра подписывает и заверяет печатью фирмы-покупателя ее работник, принявший товары. Третий и четвертый экземпляры он возвращает водителю, который затем сдает их в бухгалтерию перевозчика.
Товарно-транспортную накладную нужно составлять для каждого покупателя и на каждую поездку автомобиля. Если на одном автомобиле одновременно перевозят несколько грузов в адрес разных покупателей, выписывается накладная для каждого отдельно.
Кроме общих сведений о себе и своем покупателе (название, адрес и телефон) продавец в специальной таблице указывает всю информацию о грузе (наименование, количество, цена, единица измерения, вид упаковки, масса и т. д.). Если в товарно-транспортной накладной невозможно перечислить все наименования и характеристики перевозимых товаров, нужно заполнить и приложить к ней простую накладную по форме № ТОРГ-12. В этом случае в незаполненных строках товарно-транспортной накладной следует написать, что в качестве товарного раздела приложена простая накладная, без которой товарно-транспортная недействительна, и указать ее номер и дату выписки.
В товарно-транспортную накладную также вписывается номер путевого листа, наименование транспортной организации, фамилия и инициалы водителя, марки и номера автомобиля и прицепов, время прибытия к заказчику.
Также необходимо указать наименование и номера документов, которые прикладываются к товарно-транспортной накладной (железнодорожных накладных, сертификатов, удостоверений, свидетельств и т. д.). Эти документы водитель обязан передать вместе с товаром покупателю.
Перевозчик в товарно-транспортной накладной заполняет строки «Код заказчика», «Маршрут №» и «Гаражные номера прицепов». В строке «Вид перевозки» записывают наименование вида перевозки, например: сдельный тариф, повременный тариф, покилометровый тариф, оплата за поездку и т. д. В разделе «Прочие сведения» транспортная организация указывает расстояние перевозки с разбивкой по группам дорог, стоимость транспортных услуг и заработную плату водителя.
Кто в ответе за товар?
После того как водитель принял груз и получил все документы, ответственность за утрату, недостачу, повреждение и порчу товара за весь период поездки и до выдачи его грузополучателю возлагается на перевозчика (ст. 796 ГК). Если в указанное время грузу причинен ущерб, то автотранспортная фирма должна возместить его отправителю в размере стоимости утраченного или недостающего груза. При повреждении или порче выплачивается та сумма, на которую понизилась стоимость товарно-материальных ценностей. Если же товар поврежден целиком, например, в результате дорожного происшествия, автоперевозчик оплачивает его полностью, исходя из цены, указанной в счете или предусмотренной договором. В транспортных отношениях широко применяется практика объявления ценности груза. Такое право дает пункт 46 Устава. Прибегая к такому способу, организация-поставщик полагает, что перевозчик проявит большую заботу о грузе. Так как в случае утраты ему придется заплатить владельцу товара сумму объявленной ценности.
Учет расходов
В договоре между продавцом и покупателем может быть указано только место передачи груза (например, склад покупателя), а условия возмещения расходов перевозчику не оговорены. В таком случае поставщик относит транспортные затраты на коммерческие расходы.
В налоговом учете эти суммы можно отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (п. 49 п. 1 ст. 264 НК). Пример
ООО «Вектор» продал ООО «Искра» товары на сумму 354 000 руб. в том числе НДС – 54 000 руб. В договоре предусмотрено, что товар будет доставлен на склад покупателя.
Для доставки товаров покупателю «Вектор» заключил договор на перевозку грузов с транспортной компанией ООО «Гранд». Услуги перевозки обошлись ему в 29 500 руб. в том числе НДС – 4500 руб.
В учете ООО «Вектор» операция отражена следующими проводками:
Дебет 62 Кредит 90-1
– 354 000 руб. – отгружены товары покупателю;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 54 000 руб. – начислен НДС с отгрузки;
Дебет 44 Кредит 60
– 25 000 руб. – приняты к учету транспортные расходы;
Дебет 19-3 Кредит 60
– 4500 руб. – принят к учету НДС по транспортным расходам;
Дебет 51 Кредит 62
– 354 000 руб. – поступила от покупателя оплата за товары;
Дебет 60 Кредит 51
– 29 500 руб. – оплачены перевозчику транспортные услуги;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19-3 – 4500 руб. – принят к вычету НДС по транспортным услугам.
М.И. Кулькова, экспертСтатья получена: Клерк.Ру