Специалисты Минфина разработали несколько критериев, по которым бухгалтер должен безошибочно определить относится или нет данный актив к основным средствам. Попробуем разобраться так ли это просто на самом деле.
Л. Изотова
ПБУ 6/01 (утвержденный приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н) устанавливает правила бухгалтерского учета имущества.
В этом документе перечислены признаки, по которым объект считают основным. Критериев всего четыре, причем выполняться они должны одновременно (п. 4 ПБУ 6/01). Итак, имущество принимают к учету как основное средство, если:
- Актив «предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату»;
- Срок его службы больше года;
- Фирма не собирается это имущество перепродавать;
- Актив может приносить доход.
На первый взгляд условия просты и понятны. Однако на практике бухгалтеры частенько ошибаются. Бывают ситуации, когда к учету принимают основное средство, которое вовсе таковым не является. Иногда же, наоборот, имущество на счет 01 не ставят, а при проверке потом оказывается, что объект должен быть учтен как основной. В результате — штрафы.
Важность этой проблемы заключается не только в необходимости соблюдения правил бухгалтерского учета. Дело еще и в том, что от факта признания средства основным зависит налог на имущество (п. 1 ст. 374 НК).
Рассмотрим на примерах, с какими просчетами в учете основных средств сталкиваются проверяющие. Быть может, это убережет вас от неправильных решений. Ведь известно, что учиться гораздо лучше на чужих ошибках.
Предназначен или используется
Одна из производственных фирм Санкт-Петербурга купила станок. Однако сразу вводить его в эксплуатацию необходимости не было. Встал вопрос, на каком счете учитывать имущество: 08 «Вложения во внеоборотные активы» или 01 «Основные средства».
Бухгалтер компании обратился к плану счетов. Из документа следовало, что счет 01 «предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации» (приказ Минфина от 31 октября 2000 г. № 94н). Но ведь фирма станок решила пока не использовать. Получается, что оборудование можно оставить на счете 08.
Однако аудиторская компания, которая курировала фирму, не поддержала решение главного бухгалтера. Консультанты указали на то что, во-первых, по правилам учета для признания актива основным средством не требуется его обязательное использование в производстве. Достаточно, чтобы станок был предназначен для этого (подп. «а» п. 4 ПБУ 6/01 в ред. приказа Минфина от 27 ноября 2006 г. № 156н). Во-вторых, бухгалтерский стандарт является нормативным документом более высокого уровня, чем план счетов.
Поэтому аудиторы предложили открыть к счету 01 субсчет «Основные средства, не введенные в эксплуатацию» и учесть на нем купленное оборудование. Ну и, конечно, отразить данный подход в учетной политике фирмы.
Аналогичную ошибку допустила главбух одной из московских компаний. Автомобиль, купленный для доставки товаров покупателям, оказался с заводским браком. Водитель обнаружил неполадки в двигателе и отдал машину в гарантийную мастерскую. Бухгалтер решила, раз грузовик не используют по назначению, то его не надо учитывать на счете 01 «Основные средства».
При проверке налоговики не одобрили позицию главбуха. Они указали на то, что вне зависимости от того используется автомобиль или нет, он предназначен для эксплуатации на фирме и удовлетворяет всем условиям ПБУ 6/01 (утвержденный приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н). Следовательно, необходимо признать машину основным средством. В итоге проверки фирме доначислили налог на имущество и пени. Главбуха обвинили в грубом нарушении правил ведения бухгалтерского учета (ст. 15.11 КоАП).
внимание
В правилах бухгалтерского учета нет стоимостного критерия для отнесения объекта к основным средствам (п. 4 ПБУ 6/01). Однако в пункте 5 ПБУ 6/01 указано, что активы, которые стоят не более 20 000 рублей за единицу, можно отражать в составе МПЗ. И для «обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением».
Использовать или нет такую возможность фирма решает самостоятельно. Результат должен быть обязательно отражен в учетной политике. Там же надо указать выбранный лимит стоимости (менее 20 000 рублей).
Те, кто установят максимальный лимит, с одной стороны, сэкономят на налоге на имущество. Но с другой стороны, им придется вести учет разницы между бухгалтерским и налоговым учетом по правилам ПБУ 18/02. Дело в том, что по Налоговому кодексу списать можно основные средства стоимостью всего лишь до 10 000 рублей (п. 1 ст. 256 НК).
Будем продавать
Другой пример. Компания построила здание для продажи. Это была не единственная стройка фирмы. Правда, все остальные объекты она возводила для собственных нужд. Учет затрат по строительству велся на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», исключения для дома, который затем должен был быть продан, сделано не было. По окончании работ все готовые объекты учли на счете 01 «Основные средства».
Логика бухгалтера была весьма простой. Она ссылалась на пункт 5 ПБУ 6/01 (утвержденный приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н). Там записано, что все здания и сооружения надо относить к основным средствам.
На фирме проходила аудиторская проверка. В своем заключении контроллеры предложили внести исправления в учет строительства дома, предназначенного для реализации. Аудиторы указали, что подобный объект не может быть принят к учету как основное средство. Нарушено одно из необходимых условий о том, что фирма не должна планировать продажу актива (подп. «в» п. 4 ПБУ 6/01).
В данной ситуации здание должно быть принято к учету на счет 43 в состав материально-производственных запасов как готовая продукция (п. 2 ПБУ 5/01, утв. приказом Минфина от 9 июня 2001 г. № 44н). Затраты на строительство надо вести, например, на счете 20 «Основное производство» как расходы по обычному виду деятельности строительной организации. Соответственно доход от продажи будет отражен на счете 90 «Продажи».
Для того чтобы не было лишних вопросов со стороны налоговиков, аудиторы предложили руководству фирмы подтвердить свои намерения о продаже здания документом. Например, издав распоряжение о поиске покупателя на этот объект.
Из анализа приведенных примеров можно сделать вывод, что в каждой конкретной ситуации подход к учету имущества должен быть индивидуальный.
Статья получена: Клерк.Ру