Только в июле при проверке 107 организаций сотрудники областного Госадмтехнадзора выявили 45 правонарушений. Почему количество выписанных штрафов бьет все рекорды? Лютуют контролеры? Или предприятия просто не знают и не выполняют своих обязанностей? В ситуации разобрался корреспондент «Московского бухгалтера».
Юлия Трошина
Руководство контролера
Госадмтехнадзор — это государственное ведомство, которое следит за соблюдением правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории Московской области. В компетенцию инспекторов входит контроль за содержанием: земельных участков, строений, нежилых зданий и сооружений, а также мест производства земляных, ремонтных, строительных и иных видов работ. Требования к надлежащему содержанию объектов и местам проведения работ на территории Подмосковья регламентированы Законом от 29 ноября 2005 г. № 249/2005-ОЗ «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области» (текст этого документа можно посмотреть в справочной правовой системе КонсультантПлюс).
По словам заместителя начальника организационно-правового управления Госадмтехнадзора Московской области Василия Русановского, порядок проведения проверки фирмы сотрудниками ведомства регламентирован Законом от 30 ноября 2004 г. № 161/2004-ОЗ «О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области». Кроме того, документ определяет административную ответственность за ненадлежащее содержание фирмами мест их функционирования. При исполнении своих обязанностей инспекторы руководствуются также положением о Главном управлении Госадмтехнадзора (утверждено постановлением правительства Московской области от 31 декабря 2004 г. № 828/53).
При проверке сотрудники Госадмтехнадзора вправе: беспрепятственно посещать объекты, подлежащие административно-техническому надзору, составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ. Кроме того, инспекторы могут проводить фото- и видеосъемку, а также применять другие позволенные законодательством способы получения и фиксирования доказательств для решения вопросов, входящих в их компетенцию. Также контролеры могут привлекать для оказания содействия внештатных административно-технических инспекторов (п. 2 ст. 30 закона № 161/2004-ОЗ).
Должностные лица, осуществляющие административно-технический надзор, имеют право получать в установленном порядке от собственников поднадзорных объектов документы, объяснения и другую информацию, в том числе письменную, по вопросам, возникающим в ходе осуществления надзорных функций (ст. 9 ст. 32 закона № 161/2004-ОЗ). Фирма обязана представить проверяющим документацию, подтверждающую право собственности, владения, пользования объектом, не позднее 5 дней с момента обращения контролеров.
Плановые надзорные мероприятия Госадмтехнадзор осуществляет ежедневно. Кроме того, периодичность проверок одной и той же организации действующим законодательством не установлена, утверждает Василий Русановский:
— Требования закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ регламентируют периодичность проведения проверок в отношении одной и той же организации — не более 1 раза за 2 года. Однако эти требования не распространяются на надзорные мероприятия, проводимые Госадмтехнадзором Московской области.
Сотрудники Госадмтехнадзора для большей эффективности контрольных мероприятий взаимодействуют с другими государственными органами. Как правило, это ГУВД по МО и ФНС.
Наказание за преступление
Немногие руководители организаций обладают достаточной информацией о том, в каком состоянии необходимо поддерживать территорию предприятия и чем грозит нарушение установленных норм. По словам Василия Русановского, организация несет административную ответственность (ст. 10—29 закона № 161/2004-ОЗ) за ненадлежащее содержание объектов. К нарушениям относятся: несоблюдение чистоты и порядка в местах общественного пользования; складирование и хранение крупногабаритного мусора, различной специальной техники вне отведенных для этих целей мест. Также компания отвечает за загрязнение территории, связанное с эксплуатацией и ремонтом транспортных средств, ненадлежащее состояние или содержание нежилых зданий, размещение объявлений вне отведенных для этих целей мест. Контролеры могут проверить, как фирма соблюдает правила установки, содержания, размещения и эксплуатации средств наружного освещения и оформления.
При выявлении указанных нарушений сотрудники Госадмтехнадзора привлекут организацию к ответственности. В частности, за повреждение зеленых насаждений, не входящих в лесной фонд, организации вынесут предупреждение или штраф за каждое поврежденное дерево, куст, газон, цветник в размере 500—1500 рублей для руководителя фирмы и 1000—3000 рублей для предприятий (п. 1 ст. 26 закона № 161/2004-ОЗ). За уничтожение газонов и цветников руководитель предприятия будет наказан на 1000—5000 рублей, а сама организация потеряет от 2000 до 30 000 рублей (п. 3 ст. 26 закона № 161/2004-ОЗ). В случае самовольного размещения и использования временных объектов, предназначенных или приспособленных для осуществления торговли или оказания услуг, фирма будет наказана на 20 000—40 000 рублей. Руководителей организации оштрафуют на сумму от 3000 до 5000 рублей (п. 1 ст. 28 закона № 161/2004-ОЗ).
Производство по делам, относящимся к компетенции Госадмтехнадзора, осуществляется в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, отмечает Василий Русановский:
— Главный государственный административно-технический инспектор Московской области и его заместители вправе рассматривать дела, предусмотренные законом, если совершенное правонарушение влечет наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере до 100 тысяч рублей.
Сумма взыскиваемого административного штрафа подлежит зачислению в областной бюджет в размере 50 процентов. Вторая часть денежных средств отправляется в местный бюджет муниципального образования Московской области по месту нахождения должностного лица, принявшего решение о наложении административного штрафа, уточняет Василий Русановский. Административный штраф должен быть уплачен организацией, привлеченной к ответственности, не позднее 30 дней с момента вынесения постановления. При отсутствии квитанции Госадмтехнадзор направляет материалы дела судебному приставу.
Права компании
Если компания не согласна с вынесенным сотрудниками Госадмтехнадзора решением, то она вправе обжаловать его в арбитражном суде. Это необходимо сделать в течение 10 дней с момента получения вынесенного постановления, разъясняет адвокат Антон Шевелевич:
— Организации необходимо знать свои права при процедуре проверки. Если дело дошло до составления протокола, то его оформляют в присутствии представителя фирмы. Производство по делу считается открытым с момента составления протокола, поэтому должностное лицо, в отношении которого ведется дело, вправе рассчитывать на защиту. Если стороны не согласны с обстоятельствами, то проводится административное расследование, после которого выносится постановление либо решение о прекращении дела по причине отсутствия состава административного правонарушения.
В любом случае если у организации в наличии все документы и лицензии, разрешающие тот или иной вид деятельности, то ей не грозит приезд сотрудников Госадмтехнадзора, считает специалист компании «Рестлэнд» Светлана Ларькова:
— Контролеров обычно интересует профиль деятельности компании. Если она подлежит лицензированию, то инспекторы проверяют, получила ли фирма лицензию. И если нет, то организацию ждет проверка.
Зная все законы, регламентирующие полномочия контролеров и собственные права, фирма может не бояться проверок.
Запрещено и грозит административной ответственности:
- несоблюдение чистоты и порядка в местах общественного пользования;
- размещение объявлений вне отведенных для этих целей мест;
- складирование и хранение крупногабаритного мусора, различной специальной техники вне отведенных для этих целей мест;
- загрязнение территории, связанное с эксплуатацией и ремонтом транспортных средств;
- несоблюдение правил установки, содержания, размещения и эксплуатации средств наружного освещения и оформления;
- ненадлежащее состояние или содержание нежилых зданий.
Статья получена: Клерк.Ру