В «Главбухе» № 10, 2007 мы писали, что в мае ФНС отменила новые правила сверки, которые начали действовать с апреля этого года. Однако многие положения регламента продолжают применяться на практике. Впрочем, сложности, связанные со сверкой, также сохранились. В этой статье инспекторы Москвы и Подмосковья дают практические советы налогоплательщикам, как упростить сверку.
Что нового ожидает бухгалтеров при сверке?
С 1 апреля московские и подмосковные инспекции проводят сверку с налогоплательщиком с помощью нового программного продукта, который называется «Сверка ЭОД (электронная обработка данных) местного уровня».
Для налогоплательщиков новые правила означают, что сначала ИФНС выдает по запросу краткий акт сверки. А если организация не согласна с данными, отраженными в программе инспекции, то бухгалтер готовит свои возражения. Только после этого инспекция будет разбираться с платежами и подготовит полный акт сверки.
Комментирует Елена Котельникова,
начальник отдела работы с налогоплательщиками МРИ ФНС России № 2 по Московской области:
– Проводя сверку, мы руководствуемся письмом ФНС России от 8 мая 2007 г. № СК-6-25/375@. Этот документ в мае до нас довело подмосковное УФНС. Собственно, приказ налогового ведомства подтвердил, что мы обязаны оформлять документы по новым формам, которые применяются с 1 апреля 2007 --года в новой программе. Согласно новым правилам, организации сначала выдается краткий акт сверки платежей – в течение пяти дней. А уж если организация не согласна с результатами, отраженными в краткой форме, мы готовим полную форму по сверке платежей.
Но, как считают налоговики, новый порядок позволяет организациям оптимизировать сверку платежей.
Инспекторы отмечают, что новый порядок увеличил объем бумаг, которые следует оформить проверяющим. Например, оформить полный акт сверки, не распечатав краткий вариант, новая программа не позволяет. Кроме того, в акте нельзя, как раньше, отразить платежи по разным налогам на одном листе. Для каждого налога своя страница документа. И еще один новый момент. Краткий акт сверки готовит отдел по работе с налогоплательщиками. А полную форму – отдел ввода данных и урегулирования задолженности. И теперь инспекторам приходится обмениваться служебными записками по поводу сверки с компанией.
Чтобы лишний раз не ходить в инспекцию...
...налоговики советуют, прежде чем запрашивать краткий акт сверки, позвонить и узнать остаток по данным налоговой. Если окажется, что расхождений нет или они незначительные, то можно попросить инспектора подготовить акт сверки. Сотрудник инспекции скажет, когда будет готова краткая форма. Таким образом, предварительный звонок позволит не приезжать в налоговую несколько раз. Только, отправляясь в ИФНС, не забудьте принести заявление с просьбой провести сверку – его форма утверждена приказом ФНС России от 11 января 2007 г. № САЭ-3-25/2@. Напомним: приказ отменен, но утвержденные им формы документов применяются.
Комментирует Ирина Харитонова, руководитель отдела по работе с налогоплательщиками МРИ № 17 по Московской области:
– Чтобы ускорить процедуру прохождения сверки, лучше всего заранее заполнять заявление и уже с ним приезжать в инспекцию. Иногда договариваемся по телефону о подготовке краткого акта сверки. И тогда сотрудник организации приезжает в назначенный день, забирает акт.
Чтобы быстрее разобраться с возражениями...
...инспекторы рекомендуют сразу приходить с документами, подтверждающими спорные суммы. Речь идет, конечно, о ситуациях, когда налогоплательщик не согласен с данными краткого акта.
Комментирует Елена Котельникова,
начальник отдела работы с налогоплательщиками МРИ ФНС России № 2 по Московской области:
– Новые правила удобны и для тех, у кого есть возражения по краткому акту. Тогда можно прийти в ИФНС за полным актом уже с документами, подтверждающими платежи. То есть получение краткого акта позволяет налогоплательщику понять, по каким суммам придется разбираться.
Некоторые расхождения между данными инспекции и организации возникают из-за особых правил, по которым налоговая вводит данные о задолженности налогоплательщиков. Поэтому, прежде чем готовить возражения, поинтересуйтесь в инспекции, из-за чего висит задолженность.
Комментирует Ирина Сенченкова, заместитель руководителя по камеральным проверкам ИФНС № 24 по г. Москве:
– Новые формы, реализованные в системе «Сверка ЭОД местного уровня», не дают возможности избежать личного общения между бухгалтером и инспектором. После того как бухгалтер получает документ на руки, у него обычно остаются вопросы, решить которые можно только попав к инспектору на прием. Какие-то суммы могут числиться у ИФНС в составе задолженности, потому что срок уплаты не подошел. Да еще по некоторым налогам (например, НДФЛ) бухгалтер у себя отражает начисления ежемесячно, а мы только по итогам налогового периода. Поэтому все заканчивается тем, что после выдачи новых форм документов инспектор и бухгалтер, как и раньше, подробно разбираются с каждым платежом.
Как избежать очереди?
Сейчас во многих столичных и подмосковных инспекциях на сверку платежей следует записываться заранее. Причем в Подмосковье можно стоять в очереди на сверку 1–2 месяца.
В таких ситуациях лучше всего решать вопросы с начальником инспекции. Получив от него разрешение на прохождение сверки без очереди, направляйтесь к специалисту из отдела урегулирования задолженности налогоплательщиков. Сейчас сотрудники таких отделов, как правило, сидят на первом этаже ИФНС в одном из окошек, обслуживающих налогоплательщиков.
Но есть некоторые инспекции в Подмосковье, где сверка осуществляется в порядке живой очереди. Так обстоят дела, например, в ИФНС по г. Зарайску.
Комментирует Ирина Харитонова, руководитель отдела по работе с налогоплательщиками МРИ № 17 по Московской области:
– В нашей инспекции сверку проводят четыре специалиста по юридическим лицам и два – по физическим, обслуживаем без предварительной записи. У тех налогоплательщиков, которые сверяются с ИФНС регулярно, процедура проходит быстро. Они сдают заявления, и мы им акты сразу выдаем на второй день. Сложно с теми, кто появляется в инспекции редко. Ну и, конечно, если есть в карточках неполадки, то этот процесс затягивается. И еще бывают периоды, когда меняются реквизиты для уплаты налогов, КБК: тогда организации допускают много ошибок, суммы висят на невыясненных, приходится долго разбираться. Хотя мы стараемся наших налогоплательщиков сразу информировать об изменениях.
В столичных инспекциях, как правило, журналы для записи на сверку платежей находятся на первом этаже налоговой. В журнале открывается запись на 7–10 дней вперед.
Статья получена: Клерк.Ру