Как известно, некоторые виды деятельности могут быть переведены на вмененный режим. Их закрытый перечень представлен в Налоговом кодексе. Однако полной картины главный налоговый документ все равно не дает. Ведь каждая область своеобразна. Специфических вопросов, возникающих у фирм и предпринимателей, — большое множество.
В прошедшем году на многие из них в своих комментариях ответили работники Минфина. Авторский коллектив книги «Налоги 2007» подробно рассмотрел последние письма финансистов, затрагивающие наиболее проблемные ситуации.
«Бытовые» проблемы
Основной документ, по которому «вмененщик» идентифицирует бытовые услуги населению, подпадающие под спецрежим, — это Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Правда, однозначный ответ в нем удается найти не всегда. Некоторые спорные ситуации комментируют работники Минфина.
Так, к бытовым финансисты не рекомендуют относить такие востребованные населением услуги, как услуги по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию домофонов и услуги кабельного телевидения, считая их прочими (по коду ОКУН 808000). А поскольку «Прочие услуги населению» не поименованы в статье 346.26 Налогового кодекса, то применять к таким услугам ЕНВД не нужно (письмо Минфина России от 26 октября 2006 г. № 03-11-05/240).
Также финансисты не рекомендуют относить к бытовым услуги по ремонту систем отопления, водоснабжения, канализации и электромонтажные работы, выполняемые по заказам населения в рамках комплексного ремонта помещений (письмо Минфина России от 20 октября 2006 г. № 03-11-04/3/464).
Поговорим о торговле...
Теперь поговорим об организациях, которые оказывают услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств. Бывает, что они отпускают запчасти и расходные материалы для ремонта с торговой наценкой, выделяя их стоимость в заказ-нарядах отдельной строкой. В этом случае им нужно платить ЕНВД еще и с розничной торговли (письмо Минфина России от 12 октября 2006 г. № 03-11-04/3/449).
В письме от 15 августа 2006 г. № 03-11-04/3/375 Минфин России уточняет новое понятие розничной торговли, поскольку оно вызвало у предпринимателей ряд вопросов. Финансисты отмечают, что главное отличие розничной торговли от оптовой — это использование покупателем товара для «личного, семейного, домашнего потребления» (ст. 492 ГК РФ). К счастью, Налоговый кодекс не обязывает продавца отслеживать эту цель. И никакого контракта в буквальном смысле розничный продавец и покупатель не подписывают. Договор розничной купли-продажи считают заключенным в момент выдачи покупателю документа, подтверждающего оплату: товарного или кассового чека (ст. 493 ГК РФ). Но если при покупке, например, канцтоваров или оргтехники вместе с чеком покупатель (неважно, частное это лицо или представитель какой-то фирмы) потребовал на товар накладную и счет-фактуру, то по этой сделке налицо «предпринимательский» интерес. Значит, и ЕНВД такую сделку облагать нельзя.
А как быть торговой организации, которая арендует торговый зал площадью до 150 квадратных метров и применяет ЕНВД, если она возьмет в аренду еще один такой же торговый зал в том же здании? В этом случае «судьба» «вмененщика» будет зависеть от того, сколько договоров аренды он заключит. Если на оба торговых зала будут отдельные договоры и в каждом зале будет свой кассовый аппарат, то эти помещения можно облагать ЕНВД как самостоятельные объекты (письмо Минфина России от 14 апреля 2006 г. № 03-11-04/3/200).
Организациям, которые изготавливают так называемую выпечку и продают ее в розницу в торговой точке, не оборудованной местами, где булочку или пончик можно съесть, ЕНВД платить не нужно. Во-первых, эту деятельность нельзя отнести к общественному питанию. А во-вторых, реализацию продукции собственного изготовления нельзя отнести к розничной торговле (письмо Минфина России от 21 июля 2006 г. № 03-11-04/3/359).
Многоликая реклама
Множество вопросов налогоплательщиков связано с распространением и (или) размещением рекламы.
Подчеркнем, что под налогообложение ЕНВД подпадает деятельность фирмы, связанная только с наружной рекламой. А если предприниматель размещает рекламу внутри помещений торгового центра, например, на плазменных панелях, то такая деятельность облагается налогами или в общеустановленном порядке, или по упрощенной системе (письмо Минфина России от 13 октября 2006 г. № 03-11-04/3/453).
«Вмененка» касается рекламы, которая размещена на машине: на крыше, боковой поверхности кузова и т. п. (ст. 346.27 НК РФ). То есть рекламы, размещенной снаружи транспортного средства. А размещение рекламы внутри транспорта этой статьей не предусмотрено. Значит, такая деятельность не подпадает под ЕНВД, и в данном случае учет надо вести по обычной системе налогообложения (письмо Минфина России от 17 марта 2006 г. № 03-11-04/3/140).
Есть вопросы и у «вмененщиков», располагающих свою информацию на таких специфических носителях, как воздушные шары и аэростаты. С одной стороны, новый Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» эти объекты причисляет к наружной рекламе. А с другой, Налоговый кодекс в статье 346.27 и письмо ФНС России от 7 апреля 2005 г. № 22-2-14/520@ относят к рекламным только стационарные технические средства. В целях применения ЕНВД под ними признают любые выполненные в виде конструкций носители информации, размещенные на недвижимых объектах, то есть прочно с ними связанные. Таким образом, видно явное противоречие между Налоговым кодексом и Федеральным законом № 38-ФЗ. Будут приняты соответствующие поправки в главный налоговый документ, или законодатели решат вопрос иным образом — неизвестно. Пока же фирмам можно посоветовать действовать в рамках налогового законодательства.
А платит ли ЕНВД организация, на транспортных средствах которой размещена наружная реклама? Финансисты ответили и на этот вопрос. Если такое предприятие получает доход только от предоставления в аренду поверхностей своего транспорта, то и платить ему следует общие налоги. Непосредственным же размещением рекламы для заказчика занимается другая организация. Именно она по договору аренды (субаренды) получила во временное владение или пользование поверхности транспортных средств и извлекает доход от рекламной деятельности. Такая деятельность и подпадает под ЕНВД (письма Минфина России от 27 марта 2006 г. № 03-11-04/3/156 и от 13 апреля 2006 г. № 03-11-04/3/198).
Ох, уж это загадочное стационарное место!
Много трудностей возникает у фирм и предпринимателей, которые ведут деятельность, связанную со сдачей в аренду стационарных торговых мест. Ведь в Налоговом кодексе такого определения нет, хотя это понятие и фигурирует в названии вида «вмененной» деятельности (подп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
Логично предположить, что стационарное торговое место должно относиться к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов. А определение такой торговой сети есть в Налоговом кодексе. Этим местом могут быть «рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски и другие аналогичные объекты». Главное условие, чтобы эти объекты находились в зданиях, строениях или сооружениях, то есть в крытом помещении, и чтобы у них не было залов обслуживания посетителей.
Соответственно, стационарным местом на таком рынке, в торговом комплексе и т. п. может быть прилавок, витрина или просто выделенное помещение, отсек (контейнер).
Сдавая в аренду именно такие виды торговых мест, вы можете использовать ЕНВД.
Заметьте, изложенные выводы основаны исключительно на Налоговом кодексе, однако с ними не согласен Минфин. Например, в письме Минфина России от 1 декабря 2005 г. № 03-11-04/3/155 чиновники указали, что ЕНВД должны использовать рынки в случае сдачи в аренду тентовых палаток и в случае сдачи в аренду «земельных участков для организации стационарного торгового места».
Однако этот вывод противоречит Налоговому кодексу. Во-первых, тентовая палатка не «стационарна». Ее можно передвигать с места на место. К тому же такого рода предметы устанавливают, как правило, на улицах, а не в помещениях. Во-вторых, земельные участки — это уж никак не «стационарные торговые места». Это понятно и без объяснений. Что побудило чиновников выпустить такое противоречивое письмо, остается загадкой.
В 2006 году Минфин продолжил свои разъяснения по поводу налогообложения единым налогом на вмененный доход отдельных случаев «торговой» арендной деятельности, связанной именно со стационарными торговыми местами.
Таковыми, в частности, не признают передаваемые в аренду бутики (как обособленные помещения с торговыми залами) и бетонированные площадки, на которых арендаторы планируют установить палатки, киоски, контейнеры. Не применяют «вмененку» и к передаче в аренду здания торгового павильона, поскольку его нельзя признать стационарным торговым местом (письма Минфина России от 14 апреля 2006 г. № 03-11-04/3/209 и 03-11-04/3/210).
В этих же письмах финансисты уточнили понятия объектов стационарной торговой сети. Под ними следует понимать такие объекты, которые размещены на земельных участках и не перемещаемы в течение всего срока действия договора об их установке или аренде. В первом из указанных выше писем под налогообложение ЕНВД «подвели» аренду стационарных торговых мест за прилавками в торговых павильонах. А во втором — уточнили характеристики тентовых модулей, аренда которых подпадает под «вмененку». Они должны состоять из стального каркаса и листов металлического профнастила.
Статья получена: Клерк.Ру