Фирма может передать в качестве вклада в уставный капитал другой организации не только деньги, но и любое другое имущество. Как отразить эту операцию в бухгалтерском и налоговом учете, читайте в статье.
Т.А. Евдокимова, эксперт АГ «РАДА»
Как учесть передачу имущества
Вкладом в уставный капитал могут быть основные средства, товары, материалы, ценные бумаги и т. д.
Для этого участники общества должны согласовать между собой их стоимость и утвердить ее решением общего собрания учредителей. Об этом сказано в пункте 2 статьи 15 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (Далее – Закон № 14-ФЗ) и пункте 3 статьи 34 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон № 208-ФЗ).
В некоторых случаях для определения стоимости имущественного вклада фирма должна пригласить независимого оценщика. Согласно пункту 3 статьи 34 Закона № 208-ФЗ, при создании акционерного общества это нужно делать в обязательном порядке. Кроме того, независимая оценка проводится тогда, когда фирма вносит в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью имущество стоимостью более 20 000 рублей.
Вклад в уставный капитал другой организации является финансовым вложением фирмы. На это указано в пункте 3 Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. № 126н. Его следует учитывать по стоимости, согласованной между участниками, на счете 58 «Финансовые вложения». Для этого нужно составить проводку:
Дебет 58 субсчет «Паи и акции» Кредит 10 (41, 43 …)
– имущественный вклад в уставный капитал отражен в составе финансовых вложений.
Если фирма решила передать в качестве вклада в уставный капитал основные средства, то в учете нужно сделать следующие проводки:
Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01
– списана первоначальная стоимость основного средства;
Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– списана сумма начисленной амортизации;
Дебет 58 субсчет «Паи и акции» Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– отражена передача основного средства в уставный капитал другой организации.
Передача имущества в качестве вклада в уставный капитал не признается реализацией. Об этом сказано в пункте 3 статьи 39 Налогового кодекса. А значит, что сумма вклада не облагается НДС. Следовательно, если «входной» НДС по передаваемому имуществу уже принят к вычету, его нужно восстановить и перечислить в бюджет. При этом в учете делаются проводки:
Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– восстановлен НДС по передаваемому в качестве вклада в уставный капитал имуществу;
Дебет 41 (01, 10) Кредит 19
– восстановленный НДС учтен в стоимости передаваемых материальных ценностей.
Обратим внимание, что по основным средствам нужно восстановить ту часть «входного» НДС, которая приходится на их недоамортизированную стоимость.
Пример
ЗАО «Дело+» является одним из учредителей ООО «Проект». В качестве взноса в уставный капитал «Проекта» фирма передала ксерокс.
По данным бухучета, первоначальная стоимость ксерокса составляет 12 000 руб., сумма начисленной амортизации – 4000 руб. Остаточная стоимость ксерокса – 8000 руб. (12 000 – 4000). Фирма считает амортизацию линейным методом и в бухгалтерском, и в налоговом учете.
На общем собрании участники общества договорились, что ксерокс передается в уставный капитал по договорной стоимости 9600 руб.
Это решение было отражено в протоколе общего собрания учредителей так:
Протокол № 4
Общего собрания учредителей Общества с ограниченной ответственностью «Проект»
г. Москва «10» октября 2003 г.
Собрание проводится по адресу: г. Москва, ул. Подольская, дом 5, стр. 1
Дата и время проведения собрания: 10 октября 2003 года, 11.00
Председатель собрания Н.В. Степанов.
Секретарь собрания Е.Л. Круглова.
На собрании присутствовали следующие участники ООО «Проект»:
– генеральный директор ЗАО «Дело+» С.Е. Федоров – 30% уставного капитала;
– Н.В. Степанов – 70% уставного капитала.
Кворум соблюден.
Повестка дня:
1. Оценка имущества, вносимого ЗАО «Дело+» в уставный капитал ООО «Проект».
Постановили:
1. Оценить ксерокс, вносимый ЗАО «Дело+» в уставный капитал ООО «Проект», в 9600 рублей.
Решение принято единогласно.
Подписи учредителей: Степанов (Н.В. Степанов)
Федоров (С.Е. Федоров)
Председатель Степанов (Н.В. Степанов)
Секретарь Круглова (Е.Л. Круглова)
НДС, заплаченный при приобретении ксерокса, ко времени его передачи уже был принят к вычету. Бухгалтер «Дело+» рассчитал подлежащую восстановлению сумму НДС так:
8000 руб. х 20% = 1600 руб.
В учете ЗАО «Дело+» были сделаны следующие проводки:
Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01
– 12 000 руб. – списана первоначальная стоимость ксерокса;
Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– 4000 руб. – списана сумма начисленной амортизации;
Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 1600 руб. – восстановлен НДС по переданному в уставный капитал ксероксу;
Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 19
– 1600 руб. – восстановленный НДС учтен в стоимости ксерокса;
Дебет 58 субсчет «Паи и акции» Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– 9600 руб. – отражен вклад в уставный капитал ООО «Проект».
– конец примера –
Налог на прибыль
Взносы в уставный капитал, в том числе в виде имущества, не учитываются при расчете налога на прибыль у принимающей стороны. На это указано в пункте 3 статьи 270 Налогового кодекса. Кроме того, в налоговом учете разница между стоимостью приобретаемых долей (акций) и учетной стоимостью передаваемого имущества не признается прибылью (убытком) фирмы. Считается, что стоимость доли в уставном капитале другой фирмы равна стоимости внесенного имущества. Об этом говорится в подпункте 2 пункта 1 статьи 277 Налогового кодекса.
В бухгалтерском учете разница между договорной стоимостью вклада и балансовой стоимостью имущества, передаваемого в уставный капитал, относится к операционным доходам (расходам) фирмы. На это указано:
– в пункте 7 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н;
– в пункте 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина Росси от 6 мая 1999 г. № 33н.
В учете это отражается проводкой:
Дебет 58 субсчет «Паи и акции» Кредит 91-1
– отражено превышение договорной стоимости переданного имущества над его учетной стоимостью
или
Дебет 91-2 Кредит 58 субсчет «Паи и акции»
– отражено превышение учетной стоимости переданного имущества над договорной стоимостью вклада.
То, что разница между согласованной и учетной стоимостью имущества не отражается в налоговом учете, приводит к возникновению постоянной разницы. Это следует из пункта 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н (далее – ПБУ 18/02). Для ее учета необходимо открыть специальный субсчет к счету 91 «Прочие доходы и расходы».
Из-за постоянной разницы у фирмы не совпадает бухгалтерская и налоговая прибыль. Если договорная стоимость вклада меньше учетной, у предприятия возникает постоянное налоговое обязательство, а если больше – постоянный налоговый актив. Они учитываются на счете 99 «Прибыли и убытки». Для расчета этих показателей следует воспользоваться формулой:
Постоянная разница | х | Ставка налога на прибыль | = | Постоянное налоговое обязательство (постоянный налоговый актив) |
В бухгалтерском учете нужно сделать проводки:
Дебет 99 субсчет «Постоянные налоговые обязательства» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– отражено постоянное налоговое обязательство
или
Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 99 субсчет «Постоянные налоговые активы»
– отражен постоянный налоговый актив.
ПБУ 18/02 не применяет понятия «постоянный налоговый актив». Однако превышение бухгалтерской прибыли над налоговой является не чем иным, как налоговым активом. Подтверждение тому – новый бланк формы №2 «Отчет о прибылях и убытках», где в разделе «Справочно» необходимо указать не только постоянные налоговые обязательства, но и активы.
Пример
Изменим условия предыдущего примера и предположим, что учредители оценили ксерокс в 7000 рублей.
Это привело к образованию в бухгалтерском учете фирмы постоянной разницы. Ее сумма составила 2600 руб. (9600 – 7000). Указанная разница увеличивает расходы фирмы только в бухгалтерском учете. При расчете налога на прибыль она не учитывается.
В результате у ЗАО «Дело+» образуется постоянное налоговое обязательство. Бухгалтер фирмы рассчитал его сумму так:
2600 руб. х 24% = 624 руб.
В бухгалтерском учете фирмы возникшая постоянная разница была отражена следующим образом:
Дебет 91-2 Кредит 58 субсчет «Паи и акции»
– 2600 руб. – отражено превышение учетной стоимости ксерокса над его договорной ценой;
Дебет 91 субсчет «Постоянные разницы» Кредит 91-2
– 2600 руб. – отражена постоянная разница;
Дебет 99 субсчет «Постоянные налоговые обязательства» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 624 руб. – отражено постоянное налоговое обязательство.
– конец примера –
Статья получена: Клерк.Ру