В. Котов, аудитор
Если компания получила вклад в уставный капитал имуществом, то его налоговый учет будет зависеть от нескольких факторов. В частности, от того, кто именно внес активы: российская компания, иностранный инвестор или физическое лицо. Представляем вашему вниманию обзор последних разъяснений Минфина по этому вопросу.
В прошлом году порядок налогового учета имущества, полученного в качестве вклада в уставный капитал, претерпел значительные изменения (ст.
277 НК РФ в редакции Федерального закона от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ). Об этом мы уже писали в статье «Взносы в уставный капитал: новые проблемы» (ПБ № 7, 2005). Поправки вступили в силу задним числом с 1 января 2005 года.
С российскими учредителями, которые ведут налоговый учет, ситуация прояснилась – в Налоговом кодексе были узаконены правила из методички по налогу на прибыль. Теперь при наличии подтверждающих документов вклад в уставный капитал учитывается у принимающей стороны по остаточной стоимости по данным налогового учета учредителя. Поскольку в статье 277 Налогового кодекса точно не указан документ, которым можно подтвердить несамортизированную налоговую стоимость, фирмам придется самим выбирать «доказательства». По мнению экспертов, это могут быть выписка из регистров налогового учета, бухгалтерская справка, акт приема-передачи, заверенные компанией-учредителем.
Если же имущество вносят физические лица (резиденты или нерезиденты РФ) или иностранная компания, то стоимость будет равна документально подтвержденным расходам на приобретение активов. За вычетом амортизации (износа), начисленной по данным налогового учета в «родном» государстве учредителя. При этом стоимость вклада не может быть выше рыночной стоимости, подтвержденной независимым оценщиком, который действует по законам указанного государства.
Новые правила оценки вкладов вызывают новые вопросы. Прежде всего они касаются ситуаций, когда имущество ввезено из-за границы либо инвестором выступила иностранная компания или физическое лицо.
Учет дополнительных расходов
Рассмотрим случай, когда учредитель внес в качестве вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью основное средство. При этом передающая сторона понесла дополнительные расходы, связанные с ввозом имущества на территорию РФ (таможенные пошлины, транспортные расходы и т. п.). Куда следует включить такие расходы?
В письме от 10 марта 2006 г. № 03-03-04/ 1/206 Минфин России напомнил, что обязанность по внесению вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью лежит на учредителях данного общества. При этом сделана ссылка на пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Там сказано, что каждый учредитель общества должен полностью внести свой вклад в уставный капитал. А следовательно, вновь созданная организация не может учесть у себя в расходах по налогу на прибыль затраты, связанные с внесением имущества в виде вклада в уставный капитал. Надо отметить, что и раньше, в письме от 16 ноября 2005 г. № 03-03-04/1/371, финансовое ведомство придерживалось того же мнения (тогда речь шла о таможенных пошлинах и оплате услуг таможенного брокера).
В то же время в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 277 Налогового кодекса дополнительные расходы могут быть учтены в первоначальной стоимости имущества – при условии, что эти расходы определены в качестве взноса в уставный капитал. Получается, что если последнее требование соблюдено, то «сопутствующие» затраты все же будут учтены при расчете налога на прибыль вновь созданной организации, но не сразу, а по частям в течение всего периода амортизации имущества.
Услуги иностранного оценщика
Особенно много вопросов вызывает новое положение статьи 277 Налогового кодекса, благодаря которому появилось новое «действующее лицо» – иностранный оценщик. В письме от 3 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/84 Минфин России пояснил это понятие на примере общества с ограниченной ответственностью с американским капиталом.
В примере иностранная организация, созданная по законодательству США, является участником российского общества. Она планирует внести дополнительный вклад в уставный капитал общества имуществом, а именно технологической линией. При этом различные машины и агрегаты, из которых состоит технологическая линия, закупаются иностранной организацией в различное время и в разных странах. Оценочные нормы законодательства каких государств должны применяться в подобном случае?
Специалисты Минфина предъявили следующие требования к независимому оценщику, который будет определять рыночную стоимость вносимого имущества. Он должен действовать в качестве оценщика в соответствии с законодательством того государства, налоговым резидентом которого является учредитель. В рассматриваемом случае независимый оценщик должен быть признан таковым по законодательству США и руководствоваться американскими законами. Как сообщили специалисты Минфина, иные критерии для выбора независимого оценщика не установлены. В случае если оценщик – частное лицо, его гражданство и постоянное местопребывание (резидентство) не важны. Главное, чтобы он осуществлял деятельность в соответствии с законодательством страны учредителя, в частности имел бы соответствующую лицензию в случаях, когда этого требует закон.
Про «спецрежимы» забыли
Как показал опыт применения новых правил, в целом ситуация стала более ясной, чем раньше. Однако «за бортом» остались те фирмы, которые не ведут налоговый учет основных средств (фирмы на УСН и ЕНВД). Для них законодатель забыл предусмотреть специальную норму на случай получения имущества в уставный капитал от юридических лиц. Теперь таким организациям придется самим решать, откуда взять и как подтвердить стоимость полученного вклада.
И напоследок обратите внимание: если компания не сможет документально подтвердить стоимость полученного имущества, то для расчета налога на прибыль она будет признана нулевой (подп. 2 п. 1 ст. 277 НК РФ). Следовательно, у фирмы не будет права списывать амортизацию на расходы по налогу на прибыль вне зависимости от того, кто внес имущество – российская компания, иностранный инвестор или физическое лицо.
внимание
В отличие от налоговых правил бухгалтерский учет имущества у вновь созданных организаций не изменился. По-прежнему первоначальной стоимостью полученного основного средства будет считаться стоимость, согласованная учредителями (п. 9 ПБУ 6/01). При этом необходимо помнить, что пункт 2 статьи 15 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ требует, чтобы стоимость вклада в ООО, если она составляет более 200 МРОТ (20 000 рублей), была подтверждена независимым оценщиком. Для акционерных обществ такое требование предъявляется вне зависимости от величины неденежного вклада (п. 3 ст. 34 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).
внимание
Минфин считает, что по имуществу, которое получено в качестве вклада в уставный капитал, компании не имеют права единовременно списать 10 процентов от стоимости на амортизационные расходы.
Статья получена: Клерк.Ру