Встречные налоговые проверки являются одной из форм налогового контроля, установленного главой 14 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
Согласно ст. 87 НК РФ если при осуществлении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, у этих лиц могут быть истребованы документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора).
Согласно ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.
При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном ст. 92 НК РФ.
При наличии у осуществляющих проверку должностных лиц налоговых органов достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, они производят выемку этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ, по акту.
Пунктом 2 ст. 101 НК РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Так, по результатам камеральной, выездной или повторной выездной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о проведении встречной проверки.
Таким образом, встречная налоговая проверка производится в рамках камеральной, выездной и повторной выездной налоговых проверок. Решение о назначении встречных проверок влечет продление сроков проведения вышеуказанных налоговых проверок.
Если при осуществлении налоговой проверки у налогового органа возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента, связанной с иными лицами, он может истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, с последующим сопоставлении ем их данных с данными, отраженными в документах проверяемого налогоплательщика, с целью оценки достоверности данных.
Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля выносится по результатам рассмотрения материалов выездной проверки и является по отношению к этой проверке результирующим этапом. Поэтому дополнительные мероприятия налогового контроля могут проводиться за пределами двухмесячного срока, ограничивающего проведение выездной налоговой проверки.
Встречная проверка может осуществляться налоговым органом вне зависимости от местонахождения контрагентов налогоплательщика, поскольку проводится посредством запроса необходимых документов и не предусматривает присутствия проверяющих на территории контрагентов.
Встречная проверка с истребованием у контр-агента проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) и иных лиц документов о деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора), имеющих отношение к предмету соответствующей налоговой проверки, может осуществляться как налоговым органом, на территории которого стоит на учете проверяемое лицо, так и налоговым органом, проводящим проверку налогоплательщика (плательщика сбора).
При этом согласно п. 15 приказа МНС России от 27.12.2000 N БГ-3-03/461 руководители УМНС России по субъектам Российской Федерации должны организовывать в десятидневный срок оперативное проведение подведомственными налоговыми органами по месту учета соответствующих налогоплательщиков - поставщиков экспортеров встречных налоговых проверок по запросам налоговых органов в целях обеспечения организации работы по возмещению НДС, фактически уплаченного экспортерами поставщикам за приобретенные материальные ресурсы (работы, услуги), использованные при производстве экспортной продукции (работ, услуг), в порядке и сроки, предусмотренные законодательством.
Порядок назначения встречной проверки в рамках камеральной проверки и отражения ее результатов в отношении декларации по акцизам на подакцизные товары установлен Методическими рекомендациями по проведению камеральной налоговой проверки декларации по акцизам на подакцизные товары (по формам N 1, 2, 3), утвержденными приказом МНС России от 28.08.2003 N БГ-3-03/478 (далее - Методические рекомендации), с целью контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты акцизов по операциям с подакцизными товарами, признаваемым объектом обложения акцизами в соответствии со ст. 182 НК РФ.
Согласно п. 1.4.3 Методических рекомендаций проверка правильности арифметического подсчета итоговых сумм акциза включает проверку показателей налоговых деклараций с использованием системы контрольных соотношений показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности, в том числе взаимосвязь отдельных показателей декларации по акцизам на подакцизные товары между собой (внутридокументные контрольные соотношения).
По результатам проверки с использованием контрольных соотношений определяются только предварительные данные, служащие основанием для отбора налогоплательщиков для проведения камеральной налоговой проверки, которую необходимо проводить с истребованием необходимых документов и сведений, и других мероприятий налогового контроля (встречные проверки, участие свидетелей, экспертиза и т.д.).
В рамках камеральной налоговой проверки показателей формы N 1 декларации на соответствие нормам законодательства при необходимости подтверждения передачи сырья на переработку согласно п. 3.1.3.1 Методических рекомендаций у налогоплательщика могут быть истребованы документы, подтверждающие факт передачи сырья, а также проведены встречные проверки. Если при производстве одного подакцизного товара используется другой подакцизный товар, имеющий отличную от него единицу измерения налоговой базы, то вся стоимость использованного подакцизного товара, включая акциз, должна быть отнесена на затраты по производству товара.
Согласно п. 3.1.3.2 Методических рекомендаций при проверке правильности применения налоговых вычетов сумм акцизов по приобретенным подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, необходимо проверить наличие расчетных документов и счетов-фактур, предъявленных налогоплательщиком и подтверждающих уплату им соответствующих сумм акциза.
Порядок отражения результатов встречной налоговой проверки в акте выездной налоговой проверки установлен в инструкции МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах", утвержденной приказом МНС России от 10.04.2000 N АП-3-16/138.
Предметом встречной проверки являются документы организаций (индивидуальных предпринимателей и физических лиц), выступающих контрагентами проверяемого налогоплательщика, с целью выяснения фактов совершения определенной сделки (сделок), полноты оприходования полученной по этой сделке (сделкам) продукции (товаров) или выручки от их реализации. Встречные проверки проводятся в случае, если имеются основания предполагать неоприходование полученных по сделкам с иными лицами продукции (товаров), выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и иных денежных средств, неотражение на счетах реализации зачетов погашения взаимных требований, результатов товарообменных и иных безденежных операций, операций по уступке прав требования, и в иных аналогичных случаях.
Кроме того, в рамках встречной проверки запрашиваются документы у тех контрагентов проверяемого налогоплательщика, приобретение продукции (товаров) у которых или отгрузка продукции (товаров) которым осуществлена по документам, оформленным с нарушением установленных требований (с допущенными исправлениями, подчистками, расплывчатыми, нечеткими подписями, печатями, штампами организаций и т.п.), без заключенных договоров в письменной форме и т.д.
В случае выявления встречной проверкой контрагента и иного лица фактов неотражения (неправильного отражения) в учете налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента отдельных финансово-хозяйственных операций, влияющих на формирование налоговой базы, материалы встречной проверки прилагаются к акту камеральной, выездной или повторной выездной налоговой проверки налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента или к решению, принятому по результатам рассмотрения материалов проверки (если материалы встречной проверки получены в ходе проведения дополнительных мероприятий), и используются в качестве доказательства по делу о налоговом правонарушении в отношении проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента.
Так, например, в п. 3 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации, доведенного до сведения арбитражных судов информационным письмом Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71, указывается, что при рассмотрении дела о предъявлении требования о взыскании задолженности по налогам, пеням и штрафам, числящейся за организацией, являющейся зависимым (дочерним) обществом (предприятием), в суде в качестве доказательств рассматривались материалы встречной проверки, проведенной налоговым органом в рамках выездной налоговой проверки организации, в ходе которой была выявлена задолженность по НДС в части неправомерного зачисления выручки за отгруженный предприятием (третьим лицом) товар.
Согласно п. 2 ст. 126 НК РФ непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
Согласно части 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 ст. 15.6 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); на должностных лиц - от трех до пяти МРОТ.
Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности отдельных положений части второй ст. 89 НК РФ и в постановлении от 16.07.2004 N 14-П указал, что встречные проверки, назначенные во время проведения выездной налоговой проверки, продлевают время проведения выездной налоговой проверки при условии, если проверяющие во время встречной налоговой проверки не находятся на территории проверяемого налогоплательщика.
Л.А. Панина,
советник налоговой службы I ранга
Статья получена: Клерк.Ру