Ольга Мацнева
С 1 мая изменился минимальный размер оплаты труда. На федеральном уровне он составляет 1 100 рублей, в Москве – 4 100 рублей, в Московской области – 13 500 рублей.
Установленная федеральным законом величина МРОТ применяется исключительно для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности.
Какова ответственность за выплату заработной платы меньше МРОТ?
Административная ответственность за выплату заработной платы меньше МРОТ установлена ст.
5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Штраф на должностных лиц и предпринимателей составляет от 500 до 5 000 руб., на организацию - от 30 000 до 50 000 руб., кроме того, может быть приостановлена деятельность организации на срок до 90 суток. При повторном нарушении, руководитель организации может быть дисквалифицирован на срок от одного до трех лет (п. 2 ст. 5.27 КоАП).
Правомерны ли региональные МРОТ?
Статьей 2 Федерального закона № 82-ФЗ субъектам РФ (за исключением дотационных регионов) предоставлено право устанавливать на своей территории повышенный размер МРОТ, являющийся обязательным для всех категорий работодателей. Установление регионального МРОТ допускается исключительно путем принятия регионального закона.
Однако, региональные власти предпочитают другой порядок - подписывают трехсторонние региональные соглашения между органами власти субъекта РФ, профсоюзами и объединениями работодателей, в которых определяется размер МРОТ. Такая процедура позволяет избежать излишних трат для региональных бюджетов. Дело в том, расходы на повышение зарплаты бюджетникам должны нести именно регионы, а повышение минимального размера оплаты труда при помощи социального партнерства позволяет с одной стороны - обязать работодателей коммерческих организаций повысить размер оплаты труда, с другой – избежать подобных трат из регионального бюджета. Трехсторонние соглашения в части повышенного МРОТ, для организаций, финансируемых из бюджета устанавливают пониженные требования, либо вовсе на них не распространяются.
Например, в соответствии с Московским областным трехсторонним соглашением на 2006-2008 годы, региональная власть приняла обязательство до конца этого года довести уровень среднемесячной заработной платы специалистов в организациях бюджетной сферы до 10 000 рублей. И принять меры по приближению размеров заработной платы младшего обслуживающего персонала и технических работников организаций бюджетной сферы к величине прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в Московской области.
При этом, коммерческие организации должны установить с 1 января 2006 года минимальный уровень заработной платы в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Московской области, и обеспечить в первом полугодии 2006 года доведение среднемесячной заработной платы работникам до 13 500 рублей, а в четвертом квартале 2006 года - до 15 000 рублей.
Таким образом, региональная власть обещает повысить зарплату отдельным категориям бюджетников до 10 000 рублей (обратите внимание – не всем), при этом требует от коммерческих организаций обеспечить среднемесячную заработную плату работникам – 13 500 рублей.
В Москве трехсторонним соглашением на 2006 год установлен городской минимум оплаты труда в коммерческих организациях с 1 мая 2006 года – 4 100 рублей, а с 1 сентября 2006 года - 4 900 рублей.
Работникам бюджетной сферы Москвы с 1 мая 2006 года установлена тарифная ставка первого разряда 2 200 рублей, а с 1 сентября 2006 года - 2 530 рублей.
Все ли организации обязаны выполнять требования региональных трехсторонних соглашений?
Положения региональных трехсторонних соглашений о повышенном МРОТ распространяются только на те организации, которые присоединились к их условиям.
Статьей 9 Закона г. Москвы от 22.10.1997 № 44 «О социальном партнерстве» определено, что действие Московского трехстороннего соглашения распространяется на все организации в Москве, не заявившие письменно в Московскую трехстороннюю комиссию о своем несогласии с его содержанием в тридцатидневный срок со дня его опубликования.
Аналогичный порядок установлен законодательством Московской области (ст. 19 Закона Московской области от 31.03.1999 № 15/99-ОЗ «О социальном партнерстве в Московской области»). Работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения вправе представить в федеральный орган исполнительной власти по труду письменный мотивированный отказ присоединиться к соглашению. Если такой отказ не представлен, соглашение распространяется на этих работодателей со дня официального опубликования предложения.
Таким образом, региональные власти применяют принцип участия в соглашении «по умолчанию».
Насколько законно присоединение «по умолчанию»?
В соответствии со статьей 48 ТК РФ, возможность присоединения «по умолчанию» (те, кто не отказался, считаются присоединившимися) предусмотрена только для отраслевых соглашений заключенных на федеральном уровне, например, письмо от 20.10.2004 Роспечати № 17/1-15-4906 «О Федеральном отраслевом соглашении по организациям печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций на 2004 - 2006 годы».
Во всех иных случаях, в том числе и к соглашению в сфере социального партнерства работодатель может присоединиться изъявив желание в прямой форме.
Какая ответственность предусмотрена законодательством за невыполнение соглашения о региональном МРОТ?
Ответственность за невыполнение соглашения о «региональном» МРОТ существенно отличается от ответственности за невыполнение «федерального» МРОТ.
В соответствии со статьей 55 ТК РФ лица, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных соглашением, подвергаются штрафу в размере от 3 000 до 5 000 рублей (ст. 5.31 КоАП). При повторных нарушениях санкции остаются теми же.
Статья получена: Клерк.Ру