Уже месяц как МНС окончательно прекратило свое существование. Но не стоит списывать налоговых специалистов со счетов. Их разъяснения могут пригодиться.
Еще несколько месяцев назад толковать фискальное законодательство могли только налоговые специалисты. Теперь благодаря Закону от 29 июня 2004 г.
№ 58-ФЗ, внесшему изменения в Налоговый кодекс, эта привилегия оказалась в подвешенном состоянии: «просветительские» полномочия ФНС и Минфина перемешались.
Согласно новой редакции Налогового кодекса, письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства уполномочен давать Минфин (п. 1 ст. 34.2 НК РФ).
Однако и у налоговой службы эту обязанность никто не отнимал (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). Так какое из ведомств на какие вопросы может отвечать? А главное, чье толкование законодательства оградит коммерсанта от штрафа (ст. 111 НК РФ)? Провести более четкую грань между сферами влияния финансистов и налоговиков взялся Минфин России в письме от 21 сентября 2004 г. № 03-02-07/39.
Кто за вас в ответе?
Он пояснил, что с вопросами начисления налогов в конкретных ситуациях фирма может обратиться в налоговую инспекцию по месту регистрации.
Если ответ вам нужен срочно, минфиновцы разрешили не дожидаться персональных разъяснений инспекции. Освободить фирму от ответственности может и официальная точка зрения налоговиков, высказанная ими ранее по аналогичному вопросу. Единственное условие - обстоятельства ситуации, вызвавшей у вас интерес, должны совпадать с рассматриваемыми в опубликованном письме.
Не забыли финансовые работники отметить, что при расчете налогов коммерсанты должны руководствоваться прежде всего нормами налогового законодательства. Что же касается ведомственных писем, минфиновцы дают понять, что это всего лишь их частная точка зрения. Соответственно прислушиваться к опубликованным разъяснениям фирмам не обязательно. Но наверняка им будут следовать контролеры...
Истина где-то рядом...
На первый взгляд может показаться, что порядок разъяснительной работы остался прежним. Но это не совсем так. Полномочия по разъяснению порядка начисления налогов Минфин отделил от разъяснений порядка применения налогового законодательства. Как и прежде, фирма с любым вопросом может обратиться в инспекцию. Но, если закон прямого ответа на него не дает, инспекторы отвечать не вправе. Поскольку законотворческие функции окончательно отошли к Минфину.
Таким образом, если необходимое фирме разъяснение требует хоть немного «творческого подхода», рассчитывать на ответ инспекции не стоит. Она вправе сообщать коммерсантам только ту информацию, которая дополнительной аналитики не требует. Например, они могут процитировать Налоговый кодекс. Иными словами, в налоговую стоит адресовать лишь самые элементарные вопросы - как заполнить декларацию, когда заплатить налог и т. д. Давать же правовую оценку ситуации, вызвавшей интерес налогоплательщика, вправе только финансовые работники. Поэтому, если поставленный вопрос требует дополнительной аналитики, ему прямая дорога в Минфин.
Как видите, прежде чем задать вопрос чиновникам, коммерсанты должны определиться, кому его адресовать. Сложность заключается в том, что для начисления налога по конкретной хозяйственной операции часто требуется проанализировать не одну статью Налогового кодекса. А иногда еще и увязать обстоятельства ситуации с гражданским законодательством. Более того, многие налоговые нормы толковать однозначно просто нельзя. Как в этом случае определиться, где заканчивается порядок расчета налога и начинается порядок применения законодательства? Сделать это подчас невозможно.
Вот простой пример. Оплатив товар по безналу, вы в платежке не выделили НДС. Но счет-фактуру от продавца вы получили, оформленный по всем правилам. Возникают сомнения в правомерности зачета уплаченного налога. С кем из чиновников этими сомнениями поделиться? С одной стороны, ситуация касается начисления НДС по конкретной операции. А подобные разъяснения входят в компетенцию налоговой службы. С другой стороны, для ответа на вопрос потребуется проанализировать не одну статью главы 21 Налогового кодекса. А аналитическая работа - удел Министерства финансов.
Складывается впечатление, что в этом случае вопрос попадает в область компетенции обоих ведомств. Но «право на творчество» имеют только специалисты Минфина. Поэтому давать какие-либо разъяснения по этой проблеме могут только они.
Старые письма еще пригодятся
Минфиновское письмо пролило свет и на судьбу писем, выпущенных налоговым ведомством до передачи их разъяснительных полномочий Минфину. Чиновники подразделяют их на документы нормативного и ненормативного характера. Первые прошли регистрацию в Минюсте и были официально опубликованы, вторые - нет. К нормативным, в частности, относят приказы МНС, утвердившие бланки налоговой отчетности. Они продолжают действовать до их отмены. Ненормативные документы включают в себя различные методические рекомендации и письма. Минфин отметил: в случаях когда они нарушают права налогоплательщиков (вы так считаете), их следует обжаловать в суд. Так что, если по результатам проверки инспекторы вас оштрафовали, основываясь на письмах или методичках своего ведомства, знайте - в суде вас поддержат.
Пишите, и вам ответят
Итак, рассматривать неоднозначные ситуации налоговые инспекторы не могут. И, если вы по этим вопросам обратитесь к ним, скорее всего они «завернут» ваш запрос со словами, что он «...не относится к компетенции налоговых органов» (п. 4.3.2.2 приказа МНС России от 10 августа 2004 г. № САЭ-3-27/468). Зря потратите время.
Есть и еще один нюанс. Минфин подчеркнул, что при расчете налогов компания должна учитывать и мнение налоговиков, и позицию финансистов. То есть фактически минфиновцы уравняли старые разъяснения МНС со своими. Поэтому, если какие-то письма налогового ведомства содержат позицию, для фирмы выгодную, вы вполне можете их взять на вооружение. Ведь - как сказали финансовые работники в письме - они считаются разъяснениями компетентного должностного лица. А значит, последовавший им коммерсант освобождается от ответственности (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).
С. Бездорожева, эксперт ПБ
Материал предоставлен журналом «Практическая бухгалтерия», №11 2004 г.
Статья получена: Клерк.Ру