Основной целью моей командировки во Владимирскую область был закрытый г. Радужный, бывший Владимир-30. Именно работа бухгалтера на «закрытой» территории интересовала меня в первую очередь, но позднее выяснилось, что специфики в бухгалтерской жизни предостаточно и в других городах этой области.
Радужный бизнес
Маршрутка везла меня в город, который получил в 1971 году статус закрытого территориального образования (ЗАТО) и лишь в 1991-м название Радужный (в память об опытно-конструкторском бюро «Радуга», которое занималось исследованием лазерных и оптико-электронных систем оборонного значения). Сейчас город закрыт лишь формально, никаких сложностей с проездом на «территорию» не возникло.
Лишь на контрольно-пропускном пункте в маршрутку заглянул милиционер и мельком посмотрел документы у пассажиров.
В городе меня встречала Татьяна Камолова, местный предприниматель. Оказалось, что она, как и большинство горожан, бывшая работница «Радуги». «С началом перестройки финансирование стало намного хуже, к нам в центр не поступали заказы, работы не было совсем. Многие уволились. Я долго держалась, но потом поняла, что ждать от государства помощи можно очень долго и решила открыть свое дело», – рассказала Татьяна.
С открытием бизнеса в ЗАТО есть свои сложности: одной регистрацией и постановкой на учет в налоговой здесь не обойдешься. Желающему начать свое дело нужно сначала получить разрешение у мэра. Впрочем, даже просто поселиться в таком городе можно тоже только с разрешения мэра.
«Наверное, это даже к лучшему, ведь здесь все на глазах, и можно быть уверенным в том, что не появятся чужие люди. А все вопросы, связанные с милицией и контролирующими структурами, решаются гораздо быстрее, чем в том же Владимире, ведь мы здесь всех знаем, – утверждает Татьяна. – Про взятки мы тут тоже не слышим – слава и о том, кто дает взятки, и о том, кто их берет, мигом разлетится по всему городу, а репутация стоит гораздо дороже, чем самая крупная взятка.
Бывший руководитель налоговой инспекции Екатерина Баланцева раньше сама работала на “Радуге” и знает почти всех бухгалтеров и директоров фирм в лицо».
Заметив мое удивление при слове «бывший», Татьяна объяснила, что сейчас в городе своей инспекции нет – она угодила под каток реорганизации. От нее осталось только ТОРМ – территориально обособленное рабочее место.
Сдать отчетность по-прежнему можно в Радужном. А вот получить справку об отсутствии задолженности или сделать сверку здесь уже нельзя, нужно ехать во Владимир. Льгот для фирм, работающих в ЗАТО уже нет, единственное чем отличается город от других – его все еще финансируют из федерального бюджета.
Взгляд с налоговой стороны
Мой вопрос, почему Екатерина Ивановна Баланцева (чего стоит практически бухгалтерская фамилия собеседницы!) стала замруководителя одной из инспекций во Владимире, был прерван на полуслове:
– Вы хотите спросить, как я докатилась до жизни такой? Надо сказать спасибо нашим властям и реформам. Посчитали, что инспекция в Радужном слишком маленькая и нерентабельная и совсем не вписывается в новые стандарты. Вот нас и преобразовали в «обособленное место». А пострадали больше всех налогоплательщики, потому что связь у нас с головной инспекцией только «курьерная», доступа к базе данных у нас тоже нет.
Вот ждем, когда нас подключат к системе электронного документооборота. Раньше нам хотя бы раз в месяц базу обновляли, а теперь и этого нет. Люди там работают как слепые котята – тыкаются, а информацию получить не могут. Надеюсь, что нас все-таки подключат к общей сети – тогда проблемы должны уладиться.
– Так, значит, надо на электронную отчетность переходить, – нашла «простой» выход из положения
Ольга Красотина, начальник отдела по работе со СМИ и налогоплательщиками, которая сопровождала меня в этой поездке.
– Я разговаривала с нашими крупными плательщиками, они пока считают, что ни налоговая, ни оператор, ни они сами технически не готовы к этому. А просто так платить деньги никто не хочет. И это естественно! – парировала Екатерина Ивановна.
Дальнейшая беседа показала, что замруководителя очень трепетно относится не только к своим плательщикам, но и к исследовательскому центру «Радуга».
– Я в налоговую пришла после 15 лет работы на этом предприятии. И сейчас мне очень больно смотреть, как руководство и бухгалтеры борются за выживание этого уникального предприятия. Хорошо, что пока им сохраняют льготы по налогам на землю и на имущество, благодаря статусу этого центра.
Но это только пока, а со следующего года неизвестно что будет – мы просто прикинули, что у них только один налог на имущество получается 1,5 миллиона в год. Нет у центра сейчас таких денег. С единым социальным налогом тоже проблема – задолженность уже три месяца, соответственно и зарплату столько же сотрудникам не платят. И не потому что скрывают, а потому что заказов у них нет. Хотя «Радуга» – уникальное предприятие с уникальными сотрудниками, – сетовала Екатерина Ивановна.
Помимо «Радуги» налоговикам есть на ком остановить свой взгляд. Из 19 тысяч населения города 1,5 тысячи – индивидуальные предприниматели, а фирм зарегистрировано примерно 360. И хотя большая часть из них занята в торговле, есть и уникальные: одна из фирм занимается производством оборудования для нефтедобычи, и заказы к ней идут даже из-за рубежа. На мой вопрос о поддержке таких фирм, Екатерина Ивановна ответила: «Сегодня они у нас просят только одного – не мешать. И власти города как раз этим и заняты. А меня даже упрекают в том, что я избаловала своих плательщиков».
В верхах власти
Поняв, что между налоговыми инспекторами и бухгалтерами г. Радужный отношения самые что ни на есть «радужные», а во всех проблемах виновато начальство, я направилась к нему. «Им» оказался Виктор Арефьев, руководитель налогового управления по Владимирской области.
«У нас сейчас меняется сам принцип работы, мы переводим инспекции на систему электронного документооборота, при которой небольшие налоговые – до 60 человек – просто не смогут нормально действовать. Но это не моя прихоть – есть указания Федеральной налоговой службы о реорганизации, и мы должны их выполнять, – обрисовал ситуацию г-н Арефьев. – Из-за реорганизации конфликтов сейчас много. Вот буквально перед вами была целая делегация, главы администраций возмущаются: как же так, вот у него будет, а в моем районе не будет налоговой инспекции. А мы не можем всех оставить, вот и приходится выбирать.
И выбираем не по принципу большая или маленькая инспекция, а по тому, есть ли там удобное здание, есть ли условия для строительства сети. И проблемы я здесь не вижу – просто у многих глав районных администраций слишком большие амбиции, которым в этой ситуации не место.
Область у нас компактная. Из одного конца в другой за два часа доедешь. В Москве люди дольше на работу добираются. А чтобы не ездить, нужно переходить на электронную отчетность. Тем более что завтрашний день именно за ней, а сегодняшние проблемы – это временные издержки», – заключил Виктор Арефьев.
Но на местах налоговики оказались не столь оптимистичными. Например Александр Мартьянов, руководитель межрайонной инспекции № 4 по Владимирской области. В эту инспекцию, расположенную в славном городе Муроме, мы поехали на следующий день.
«Не хватает у нас инспекторов. Не хочется, конечно, жаловаться, но я считаю, что эта модернизация и реорганизация сейчас отрицательно сказываются и на нашей работе, и на наших плательщиках, – посетовал в личной беседе Александр Мартьянов. – Вот 29 ноября вышел приказ о том, что к нашей инспекции присоединяют Меленковский район. В инспекции этого района был 41 человек, оставили только 23. Почти 50 процентов сократили. А у нас и так люди работают по 12 часов в сутки, ни один отдел вовремя не уходит с работы.
Конечно, модернизация нужна, трудности временные – я все понимаю. Мы в ноябре на электронный документооборот перешли, надеюсь, что с этой системой с объемом работы будет легче справиться. По крайней мере положительные перспективы просматриваются. Но тут опять же проблема возникает – меленковская инспекция к электронному документообороту еще не подключена. Как будем строить свою работу, – ума не приложу. Но надеюсь, что результат будет достоин той цены, которую за реформы платим и мы, и бухгалтеры.
Такая головная боль с этим присоединением, одно радует, хоть здание у них хорошее, не такая теснота, как здесь. Мы, конечно, постараемся максимально сохранить всех людей: в Меленках не то что 20 специалистам, там одному сложно найти работу».
На этом проблемы муромской инспекции не заканчивались – в кабинете ее начальника даже не было компьютера. Оказалось, что он отдал его в операционный зал, который был открыт недавно. По словам Александра Мартьянова, с техникой у них вообще напряженка: компьютеров не хватает, а в операционный зал отдали не только его компьютер, но и компьютер заместителя.
«Новые рабочие места появились, а резерва техники у нас никакого, поэтому пришлось жертвовать своими машинами. Утешает, что операционный зал один из первых в области появился, налогоплательщикам опять же удобно», – пояснил Александр Анатольевич.
Владимирский колорит
Вдоволь наговорившись с инспекторами, я решила узнать мнение еще одной «пострадавшей» от налоговых преобразований стороны. И во Владимире встретилась со знакомым бухгалтером, имеющим свой бизнес. Андрей работает в городе уже давно, и всю «кухню» изучил на собственном опыте. Фамилию свою публиковать он наотрез отказался, мол, город маленький, мало ли чего...
«Сейчас у меня небольшой семейный бизнес, – рассказал Андрей, – параллельно я веду бухгалтерию одного крупного предприятия. Там я работаю с февраля. Сказать, что у меня возникают проблемы с налоговой инспекцией, я не могу.
У нас достаточно ровные отношения. Отчетность сдаем как удобно – есть время, везу на бумаге прямо в инспекцию, нет времени – отправляю по почте.
Впрочем, мне приходится следить не только за бумажками, но и за всеми сопутствующими нашей работе проблемами. Вот как раз сейчас одна нарисовалась: мы котельную строим, пришли проверяющие из госэнергонадзора, изъявили желание постучать по трубам и выдать заключение об их звучании, потому как без этой бумаги котельная работать ну никак не может! И предложили нам за их услуги заплатить ни много, ни мало – 30 тысяч рублей. Вот сейчас думаем, что делать, ищем варианты, потому что такие деньги мы отдавать не собираемся.
А не так давно, когда я работал в строительной фирме, уже другие контролеры обнаружили у нас нехватку обязательной литературы. И сказали, что приобрести ее можно в «дружественной» им организации по сходной цене – всего 500 рублей. Причем в брошюрке этой было листов 20 от силы. А просто отксерокопировать ее нельзя было – уже не тот образец! Тогда нам пришлось раскошелиться, не могли же мы не работать».
Андрей рассказал еще одну историю, связанную с местными властями. В городе есть организация с чудным названием – Управление реставрации исторического ядра (УРИЯ). Ядром во Владимире называется центральная улица, которая сама по себе является памятником истории и архитектуры – здесь до сих пор сохранились постройки XVII и XVIII веков. Власти города дали задание вышеназванному управлению следить за тем, чтобы здания не приходили в упадок и выглядели на должном уровне. Нынешним летом УРИЯ именно этим и занялось – его сотрудники начали «активно» штукатурить стены, мазать все краской и даже пытались залезть на крыши этих зданий.
«У меня офис на центральной улице, и я видел, как происходила эта “реставрация” – два полупьяных мужика помахали кисточками полдня, и на этом все закончилось, – поделился воспоминаниями Андрей. – Все бы ничего, если бы через некоторое время всем фирмам, которые имеют офисы на “красной линии” города, не выставили огромные сметы на услуги управления. А так как в договоре об аренде муниципального имущества есть неприметная строчка о том, что фирмы “обязаны вносить посильную помощь в реставрацию города”, им предложили выплатить суммы, указанные в сметах.
Естественно, все отказались – “реставрация” проходила у нас на глазах, и мы все знали, сколько она реально может стоить. Был большой скандал, но никто так и не заплатил. А через некоторое время начальника управления сняли, а нам выставили новые сметы, сумма в которых была в три раза меньше».
Еще одна проблема, по словам Андрея, – московская бизнес-экспансия. Многие фирмы в городе вынуждены сворачивать свой бизнес из-за того, что сюда приходят крупные сетевые компании. Поэтому часть местных бухгалтеров остаются без работы.
«В принципе найти работу бухгалтера у нас можно, – говорит Андрей. – Но найти такую, за которую будут хорошо платить, сложно. Тут уже нужны знакомые, которые смогли бы пригласить тебя в свою фирму или порекомендовать своим друзьям. Стандартная для небольших городов ситуация. Но по московским меркам такую работу тоже сложно назвать хорошооплачиваемой – у нас главный бухгалтер получает раза в три меньше».
Защитники
Слова Андрея о московской экспансии и произволе контролирующих структур подтвердили в некоммерческом партнерстве предпринимателей Владимирской области «Единение». Его директор Александр Коробушин рассказал, что еще в прошлом году предприниматели городка Судогды выдвинули властям необычное требование: закрыть их родной город от иногородних бизнесменов.
Впрочем, ситуация, сложившаяся в области, показывает, что без иностранного и московского капитала многие заводы давно бы стали банкротами. А благодаря инвестициям фабрики и заводы в Покрове, Гороховце, Суздале и других городах области работают и приносят неплохие налоги в местный бюджет.
«С контролирующими структурами у нас ситуация непростая, – говорит Александр Коробушин. – Например, сейчас мы боремся за то, чтобы ветеринарной службе запретили требовать у фирм дополнительные сертификаты на продукты питания и ставить на них вторичное клеймо. А то получается, что фирма закупает мясо или консервы, скажем, в Мордовии, где ей выдают сертификаты качества, а наши ветеринары их не признают и требуют наличия местных заключений. Мы подготовили необходимое письмо, направили его областным властям, теперь ждем результатов».
Пожелав удачи Александру и его организации, я отправилась в город Суздаль, где расположено одно из самых уникальных предприятий и области, и всей России.
Гордость Суздаля
Суздаль, входящий в Золотое кольцо, славен не только своими церквями, монастырями и кремлем. «Суздальский медоваренный завод» производит продукцию, аналогов которой нет во всем мире – старинный русский напиток медовуху.
Оказалось, что главный бухгалтер этого завода находится в Москве – предприятие куплено на столичные деньги. Но управляющий и бухгалтер, ведущий текущую отчетность, работают непосредственно на территории завода.
«Цех по производству этого напитка начал работать еще в 70-е годы и благополучно развивался до 90-х. Потом началось «смутное» время и завод в буквальном смысле распилили на кусочки – оборудование, станки, линии сами рабочие сдали в пункты приема цветного металла. В 2000 году завод начали восстанавливать. А в 2003 году, аккурат на 9 мая, мы выпустили первую продукцию», – рассказал Сергей Годунин, управляющий завода.
С налоговой инспекцией у завода отношения – теснее не придумаешь. Во время розлива продукции здесь постоянно сидит инспектор. Это налоговый пост. Инспектор пристально следит за количеством бутылочек, их емкостью и крепостью содержимого.
А во время экскурсии по цехам завода Сергей Борисович показал мне оборудование, которое было облеплено голографическими марками, как елка – новогодними игрушками: «Только на этом технологическом узле у нас более 27 “налоговых меток”, – прокомментировал мой провожатый. – Если вдруг у нас потечет кран или случится какая-нибудь мелкая авария, ликвидировать ее до прихода инспектора мы не сможем – марки можно снимать только в его присутствии.
Не скажу, что для нас это большая проблема, но мне непонятно другое. У нас в городе очень много “левых” производителей медовухи, которые не платят ни акцизов, ни других налогов, а уж качество их продукции не выдержит никаких проверок. Так почему же им местная власть позволяет работать и нарушать законы, а нас, – предприятие, которое не скрывается, которое на виду и честно платит все налоги, государство не устает жаловать своим пристальным вниманием?» – с усталым возмущением произнес Сергей Борисович.
К нашей беседе присоединилась Татьяна, бухгалтер, занимающийся «текучкой» на заводе: «У нас бумаг очень много – бывает, закажут по два-три литра разных сортов, а мне документы нужно на каждый сорт отдельно выписывать.
Когда мы начинали, было очень сложно – у меня столько вопросов было по акцизам, по всей отчетности. Наша налоговая инспекция поначалу к нам очень настороженно отнеслась: видимо, думали, что мы тоже будем “левую” продукцию разливать.
Сейчас общий язык нашли, я по всем вопросам могу позвонить в налоговую, мне все объяснят. Все-таки мы – одни из самых крупных плательщиков, отношения с инспекторами у нас хорошие и человеческие».
Татьяне нужно было убегать, чтобы оформить очередной счет-фактуру, да и Сергея Борисовича уже ждал коллега. Я же, побродив еще немного по Суздалю и насладившись красотой старинных русских церквей, отправилась в столицу.
Денежный вопрос
Во Владимире главбухи получают около восьми тысяч рублей, если повезет. В остальных городах области и того меньше. Правда, многие находят выход из положения – ведут отчетность нескольких фирм или предпринимателей, благодаря чему зарабатывают в месяц до 12 тысяч рублей.
Электронные достижения
Фирмы, сдающие отчетность в электронном виде, во Владимирском налоговом управлении знают наперечет – на 1 декабря 2004 года их было 93. Поэтому инспекторы вместе с представителями операторов связи устраивают спецрейды по городам и весям области. Заманивают бухгалтеров в электронные сети, в местных инспекциях, где и проходят собрания агитаторов. Бухгалтеры вроде и не против, но пока опасаются – техническая оснащенность и налоговых инспекций, и предприятий оставляет желать лучшего.
Нестандартный подход к взяткам
Древний Суздаль славился своими огурцами – крепкие, хрустящие, все как на подбор. А купцы тех времен использовали эту славу в своих целях – взятки нужным людям они давали семенами суздальских огурцов. От такого подарка редко кто отказывался, благодаря чему «потомки» суздальских огурцов теперь распространены по всей России.
Ксения БАТАНОВА
Материал предоставлен журналом «Расчет», №1 2005 г.
Статья получена: Клерк.Ру