Специалист службы безопасности банка — это фантом. Нет такой профессии, нет такого образования. И в российском законодательстве о таких спецах нет ни слова. Тем не менее банковская безопасность существует и работает. И положение фантомов все меньше устраивает банковских «особистов».
Однако сейчас, действуя по закону, ни банк, ни банкиров защитить невозможно. А за гранью закона обеспечивать безопасность банка становится все более опасно и все менее эффективно.
Всем выйти из сумрака
Государственные силовики никогда не признаются в том, что относятся к негосударственным службам безопасности (НСБ) крайне настороженно и даже несколько ревниво. Однако у них есть основания и для настороженности, и для ревности. С одной стороны, по оценке МВД РФ, в частном охранном бизнесе уже занято на сегодняшний день около 1 млн человек — немалая армия слабо контролируемых вооруженных людей. С другой стороны, кто является костяком и мозгом этой армии? Бывшие работники, отставники государственных ведомств: милиции, министерства обороны, КГБ—ФСБ (в зависимости от стажа), ФАПСИ, даже космических войск. Разумеется, действующие генералы понимают, кто именно и с каким багажом ушел в отставку, и им небезразлично, кому служат отставники, повесив в шкаф мундир с погонами.
Возможно, формирование нового рынка труда для отставников было воспринято в начале 90-х годов еще болезненнее, чем может показаться на первый взгляд. Возможно, приватизация понятия «служба безопасности», сама мысль о том, что безопасностью может заниматься частная контора, не укладывалась в мозгах начальников-службистов. Как бы то ни было, но в законе об охранно-детективной деятельности от 1992 года нет ни слова о негосударственных службах безопасности, нет такого понятия, порядка их создания и перечня полномочий. То есть все, что сегодня называется служба безопасности компании, в том числе СБ банков, по сути — вне закона. Закон разрешает частные охранные предприятия (ЧОП), самостоятельные юридические лица, которые, как следует из их названия, могут охранять. Закон понимает частную безопасность как человека с ружьем, караульного на посту, вахтера. В крайнем случае — как бодигарда.
Без охраны, физической вооруженной охраны банковская безопасность обойтись не может, хотя само понятие безопасности современного бизнеса, особенно такого высокотехнологичного, каким является банковский бизнес, — неизмеримо шире. Но даже и физическую охрану, по признанию руководителей служб безопасности банков, без нарушения закона об оперативно-розыскной деятельности эффективно осуществлять невозможно. И такое полулегальное положение дел тяготит руководителей банковских СБ все больше. Отсутствие легальных, прозрачных и действенных механизмов отрицательно сказывается на качестве работы и статусе банковских служб безопасности.
Самокритика
По понятным причинам банковские спецы по безопасности не хотят или не могут выступать публично и от своего лица. Но в частной беседе на условиях анонимности они согласились прокомментировать «БО» причины своего внезапного стремления к легальности.«Мы занимаемся безопасностью по-дилетантски, на свой страх и риск, — признается руководитель СБ одного банка. — Самодеятельность сплошь и рядом. Да, мы все прошли серьезную школу на государственной службе. И в какой-то своей узкой области мы — отличные специалисты. Но, приходя в банк, мы иногда не знаем даже простейших вещей. Я, например, знал, что такое валюта и что такое баланс. Но что такое валюта баланса, для меня было полнейшей тайной. И таких пробелов в элементарных знаниях, необходимых для любого работника банка, очень много. Ведь служба безопасности — это не просто охрана. Против экономического захвата предприятия не пойдешь с дубинкой или пистолетом. Банковская безопасность — это информационно-аналитическая деятельность, включающая в себя конкурентную контрразведку, вопросы внутренней кадровой безопасности, проверку клиентов и многое другое.
Специальные профессиональные навыки у работников и руководителей банковских СБ тоже неоднородны. Один пришел из космических войск или Счетной палаты и отлично разбирается в информационных технологиях или финансах, но не имеет ни малейшего представления об оперативной работе, а другой, в чине полковника запаса, начинал «на земле» в райотделе милиции и в банке поначалу чувствует себя как на Луне. А третий из ФСБ (громко звучит!), но президенту банка неведомо, что он всю жизнь работал на складе — сапоги выдавал. Сегодня единственный способ для них стать по-настоящему полезными банку — это обмен опытом. Путь хотя и эффективный, но долгий, от мастера к ученику. Мы же хотим реальной возможности массовой переквалификации, повышения профессионального уровня, обучения и четких прозрачных правил игры».
Прозрачность, по версии банковских секьюрити, заключается в том, чтобы в отдельном законе было написано, на что имеют право госорганы, та же милиция, и на что распространяются полномочия негосударственных СБ. «Легально проверить партнера, заемщика невозможно, — говорит руководитель банковской СБ, — и побеседовать с ними, выяснить интересующие факты у них напрямую тоже не получится. Они даже разговаривать с нами не станут, потому что у нас нет прав на такие интервью».
Оказывается, заветная мечта спецов банковских СБ — не покупать «левые» базы, не искать обходных путей, а прийти к потенциальному партнеру банка и с полным правом задать вопросы. Или получить базу — но на законных основаниях, в милиции или у налоговиков, которые сегодня с банкирами даже разговаривать не станут… просто так.
Закон для выхода на свет
Дорогие контракты, привлекательные клиенты, положим, стоят, чтобы претерпеть указанные трудности. Но такие стоящие во всех смыслах клиенты встречаются не каждый день. Повседневным и рядовым клиентом банка становится «физик», маленький человек, темная лошадка. Стоимость выпуска кредитной карты для него — 10 долларов, и такие деньги частник согласен платить. И то конкурентные и рекламные мотивы толкают иные банки на бесплатное предоставление кредитных карт. А проверить одного клиента-физлицо в сегодняшних «непрозрачных» условиях стоит 50 долларов. Пока кредитные ставки, может, и позволяют окупить такие расходы, но процентные доходы банков падают и будут падать — конкуренция. Значит, банкам придется или не проверять клиента, рискуя в данном случае суммой кредитного лимита (в среднем от 1 тыс. долларов), или оптимизировать процессы обеспечения безопасности и расходы на безопасность. Закон о полномочиях банковских служб безопасности — и есть главное средство оптимизации.Специалисты банковских СБ понимают, что отдельный закон о банковской безопасности никто писать не будет. Они надеются на разработку и принятие закона о защите частного предпринимательства в России, где будет раздел, посвященный особенностям обеспечения безопасности банков. Инициативная группа из 17 банков вынесла этот вопрос на X Международный форум «Технологии безопасности», который проходил в начале февраля в Москве, а также провела серию консультаций с профильными комитетами Госдумы и сенаторами. Как сообщил «БО» исполнительный директор Ассоциации международного сотрудничества негосударственных структур безопасности (АНСБ) Анатолий Евдокимов, банкиры и спецы по безопасности не имеют права законодательной инициативы. На Думу они тоже в этом смысле особенно не надеются. Более реальным им кажется вариант, если за разработку закона о защите предпринимательства возьмутся в Совете Федерации.
Иллюзий руководители банковских СБ не питают, они понимают, что силовики будут подспудно сопротивляться появлению такого закона. Легальное расширение полномочий негосударственных СБ вряд ли придется им по вкусу, потому что НСБ многим видится питательной почвой для разного рода криминала. Банковские секьюрити, напротив, уверены, что на прозрачном рынке криминалу не найдется места.
Коллективная безопасность
Пока закона нет даже в черновых набросках, службы безопасности некоторых банков ищут возможность реализовать свои идеи по цивилизованной защите бизнеса в рамках существующего правового поля. Например, самым первым, самым простым барьером против кредитных мошенников мог бы стать доступ банков к базе утерянных паспортов. С отдельными банками МВД, у которого есть постоянно обновляющаяся база, и разговаривать не станет. Но с Ассоциацией НСБ, которая будет представлять интересы многих банков, по словам Анатолия Евдокимова (АНСБ), милиция готова сотрудничать. То же самое с налоговой службой: самое верное и быстрое мнение о заемщике-юрлице можно получить, посмотрев его баланс, и у коллективного переговорщика больше шансов прийти к согласию с налоговиками.Следует особо отметить, что в числе банков, стремящихся коллективно решать проблемы безопасности, нет крупных кредитных организаций. Методы, которые нащупывает складывающееся сообщество, подходят небольшому банку с ограниченным финансированием собственной СБ и дефицитом кадров: в службе могут работать всего 1—2 человека, не считая специалиста по инфобезопасности. Их задача — обеспечить небольшому банку возможность получать необходимую информацию с минимальными затратами. Самый дешевый способ — обмен информацией в доверительном режиме. Сегодня это распространенная практика, когда лично доверяющие друг другу специалисты банковских СБ и другие работники банка обмениваются информацией о неблагонадежных клиентах. Но, как сказал «Банковскому обозрению» руководитель СБ банка, входящий в инициативную группу, информацией можно поделиться со своим приятелем. Но «слить» информацию приятелю приятеля откажется каждый первый спец СБ. Потому что цепочка получается слишком длинной, а за такими запросами всегда стоят чьи-то финансовые интересы, и лить воду на чужую мельницу, не зная подоплеки, не будет ни один специалист по безопасности.
Поэтому одна из центральных идей сотрудничества в рамках Ассоциации НСБ — добровольный и доверительный обмен информацией о неблагонадежных клиентах, формирование своего рода «черных списков» — пока представляется проблематичной. Если только банкам-участникам инициативной группы не удастся договориться о минимальном объеме и формате информации для «общего котла».
Вырастить смену за 90 часов
Еще одна проблема, которой крайне обеспокоены руководители банковских СБ, — кадровый резерв. В начале 90-х был массовый исход профессиональных кадров из госорганов в связи с резким изменением экономической и политической ситуации. Тогда службы безопасности формировались достаточно молодыми, но опытными людьми в возрасте 45—50 лет. Сегодня, по наблюдениям коллег, четверть всех тех отставников уже на пенсии либо умерли.Численность специалистов по безопасности продолжает сокращаться, а средний возраст — увеличиваться. И пополнения за счет сокращения штатов в МВД или Минобороны не стоит ждать — у этих ведомств и так дефицит кадров. Какая-то миграция кадров, конечно, происходит, но и в количественном, и в качественном отношении она, как правило, оставляет желать лучшего.
Кардинально решить эту проблему можно только с помощью специального образования для специалистов банковских служб безопасности. Сегодня в России нет специализированных учебных учреждений, занимающихся подготовкой специалистов для банковских СБ. Вообще, на территории СНГ, по сведениям ведущего специалиста Департамента по взаимодействию с органами государственной власти АРБ Олега Казакевича, такая школа есть только на Украине. Да и в мире их немного: в Англии, Германии, Израиле и США. В России же предлагаются 30—35-часовые курсы, что, по мнению руководителей НСБ, просто профанация образования. Ассоциация НСБ совместно с Институтом переквалификации и переподготовки финансовых специалистов (ИПКиПФС) сейчас разрабатывают 90-часовой учебный курс для спецов по банковской безопасности. Он включает в себя как специфические вопросы обеспечения безопасности банка, например кадровая безопасность, режимные мероприятия, так и смежные дисциплины — основы экономической безопасности и управления рисками, защита от недружественного поглощения. Хотя и 90 часов — это очень мало для того, чтобы из человека с ружьем сделать специалиста по безопасности.
Таисия Мартынова
"Банковское обозрение", №3, март 2005 г.
Статья получена: Клерк.Ру