Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Банки и кредиты » Фронтальная технологизация

 

Фронтальная технологизация

 

 

«Банковское обозрение» /

Несколько лет назад позволить себе масштабную автоматизацию фронт-офиса могли не более десяти банков, а теперь — почти сотня

Сейчас многие банки активно осваивают новые технологии. Поэтому банковские фронт-офисы постепенно переходят на дистанционное и автоматическое обслуживание клиентов. А вот «живая» часть, а именно персонал фронт-офиса, постепенно переходит от проведения банковских операций к решению нестандартных проблем, которые не по зубам технике, например консультирование клиентов по вопросам использования дистанционного обслуживания.Наталья Логвинова

Курс на продажи

Понятие «фронт-офис» для банков расширяется», — говорит начальник коммерческого отдела банка «Балтийское финансовое агентство» (банк БФА) Федор Зобнев. Все больше кредитных организаций рассматривают фронт-офис не как самостоятельное подразделение, а как бизнес-процесс по обработке заявки клиента на получение банковской услуги. Причем обращение может быть осуществлено как через отделение банка или выделенную точку продажи, так и через банкомат, интернет-ресурс, посредством получения заявки из CRM-системы или call-центра.

загрузка...

 

 

Банки постоянно расширяют ассортимент сервисов и способы обслуживания клиентов, а поэтому постепенно перерождаются в финансовые супермаркеты.

Однако универсальность и многообразие сервисов не могут возникнуть на пустом месте, поэтому постоянно происходит усложнение процесса работы фронт-офисных подразделений и увеличение затрат банка на организацию автоматизированных систем, а также на покупку новых технологических решений. Все это приводит к росту требований работодателя к персоналу, обслуживающему клиентов.

Понятно, что найти персонал, который бы и операции проводил, и качественно мог проконсультировать клиентов, не просто. А ситуация с бурным развитием банковских сетей лишь ужесточает кадровый дефицит. Возможно, поэтому в построении фронт-офисных подразделений наметилась тенденция по усилению специализации сотрудников. Как пояснил заместитель начальника управления банковских технологий РосЕвроБанка Андрей Резников, теперь часть сотрудников все более ориентируется на предоставление консультативных услуг, а другая часть — на непосредственное обслуживание клиентов при проведении операций. Такое разделение позволяет оптимизировать оба процесса и предоставлять клиентам более качественные услуги.

Ответственность за технологичность

Большинство опрошенных «БО» экспертов сошлись во мнении, что основная тенденция развития банковского фронт-офиса заключается в повышении его уровня технологичности. Происходит быстрое увеличение числа кредитных организаций, активно развивающих современные методы обслуживания клиентов. «Если еще несколько лет назад создание филиальной и банкоматной сети, продвижение систем удаленного обслуживания клиентов было доступно только банкам из первой десятки, — рассказывает Федор Зобнев (банк БФА), — то в настоящий момент большинство кредитных организаций из первой сотни имеют возможность развивать перечисленные направления». Таким образом, формируется рынок, обеспечивающий достаточный спрос IT-компаниям для разработки новых, более совершенных технологических решений.

Эту тенденцию подтвердил директор департамента маркетинга Русь-Банка Дмитрий Юрцвайг: «Чем меньше времени клиент проводит в банке с операционистами и больше с машинками типа банкомата и платежного терминала, а еще лучше дома — с интернет-банком, тем дешевле обходится кредитной организации содержание фронт-офиса. Поэтому сейчас инфраструктура связи и ее оптимизация — это критически важное для России направление развития, в том числе в целях достижения эффективной работы фронт-офисов банков».

Как считает руководитель направления консультирования и интеграции компании NCR Марк Орлов, существенный шаг на пути развития банковских офисов — их «заточка» под перекрестную продажу услуг, в первую очередь через системы самообслуживания. Сейчас существует техника, позволяющая проводить платежи даже клиентам, не имеющим карточек и банковских счетов, а также устройства, принимающие депозиты покупюрно и обеспечивающие зачисление средств на счет в режиме он-лайн, а еще машины, считывающие штрих-коды и автоматически выполняющие платежи по кодированным платежным документам. По мнению Марка Орлова, такие устройства — важнейший канал предоставления розничных банковских услуг.

Помимо установки новой техники в своих офисах, кредитные организации все больше применяют в своей деятельности системы дистанционного обслуживания клиентов, такие как интернет-банкинг, вап-банкинг, телефон-банкинг. «Для развития такого спектра услуг необходимо как увеличение пропускной способности каналов связи, используемых банком, так и внедрение новых систем автоматизации обслуживания клиентов», — объясняет Андрей Резников (РосЕвроБанк). Не последнюю роль в таких системах играют различные элементы CRM, помогающие банку определять, какие продукты следует предлагать конкретному клиенту и какие услуги будут интересны целевым группам клиентов банка.

Однако появление высокотехнологичных продуктов у кредитной организации, таких как, например, управление счетом через Интернет или call-центр, имеет свои недостатки. С одной стороны, новые принципы работы фронт-офисов призваны упростить контакт с клиентом, с другой — потребитель должен научиться пользоваться этими услугами. «Развивая розничный бизнес в регионах, мы видим, что уровень финансовой грамотности населения пока довольно низкий, — сетует начальник управления развития продаж и работы с клиентами Альфа-Банка Алексей Степанов. — Поэтому наша цель — воспитать, вырастить клиента, который будет воспринимать банк как финансового партнера на всю жизнь».

На кредитную организацию при внедрении новых функций фронт-офиса (продуктов) ложится ответственность не только за доведение внутренних процессов деятельности до нужного уровня, но еще и за консультационную работу с клиентами. Эта работа предусматривает вовлечение их в продукт, обучение и помощь в нестандартных ситуациях. До клиента важно донести суть продукта, чтобы потребитель правильно и максимально эффективно пользовался услугами банка.

Иногда излишнее стремление внедрять высокие технологии во фронт-офисе может и вовсе обернуться для банка бесполезными расходами. «Например, при внедрении CRM-системы сейчас можно даже приобрести систему идентификации клиентов на входе в банк, — объясняет Алексей Степанов. — Но при этом важно понимать, какой уровень сервиса устраивает клиента, и не переборщить с технологиями. Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда в понимании клиента качественный сервис — это чтобы не нахамили». Как утверждает эксперт, вежливого персонала и качественного обслуживания может оказаться вполне достаточно, чтобы фронт-офис позволял кредитной организации успешно конкурировать с остальными структурами, особенно в регионах, где потребители пока еще не избалованы борьбой за клиентов, которую ведут туристические агентства, отели, авиакомпании, автосалоны, кафе и рестораны.

Кадровая недостаточность

Получается, что, несмотря на возрастающий уровень автоматизации банковских фронт-офисов, сотрудники этих подразделений вовсе не становятся ненужными и их не заменяет техника. Наоборот, обязанностей у работников становится больше, а требования к профессиональному уровню возрастают. Получается, что персонал продолжает быть ключевым элементом в структуре фронт-офиса и со временем лишь набирает значимость.

На фоне быстрого развития банковских сетей эта тенденция породила кадровый дефицит. Дошло до того, что для банков подбор сотрудников во фронт-офисы становится проблемным вопросом. «Квалифицированных кадров мало, а еще — не хватает просто приятных и образованных людей, что иногда важнее, чем профессиональная квалификация, — сетует Дмитрий Юрцвайг (Русь-Банк). — Научить человека работать можно, а привить хорошие манеры — почти нереально».

Кадровый дефицит диктует банкам новую политику формирования штата фронт-офисных подразделений. Например, в РосЕвроБанке наряду с опытными специалистами рассматриваются кандидаты с небольшим опытом работы. По словам начальника отдела подбора и адаптации персонала РосЕвроБанка Юлии Серегиной, в поле зрения часто попадают студенты профильных высших учебных заведений, которые приходят на практику, а потом остаются работать. У банка даже есть специальная программа — «Карьера студента», которая предусматривает для учащихся сотрудников такой график работы, который позволяет совмещать труд и учебу. Дополнительно для таких работников банк проводит своими силами профильные семинары и тренинги. В ходе этих занятий опытные сотрудники повышают уровень профессионализма «новичков».

Похожая программа работает в банке БФА. Как рассказал Федор Зобнев, банк имеет костяк из опытных высококвалифицированных работников, которые способны обучить молодого специалиста в короткие сроки, а именно за два-три месяца. При этом банк БФА старается поддерживать партнерские отношения с ведущими экономическими высшими учебными заведениями и принимает на практику и на работу выпускников и студентов старших курсов.

Наряду с проблемой поиска квалифицированных специалистов не менее актуальна проблема их удержания. Причем интерес к банковским специалистам проявляют как крупные банки, активно развивающие свои сети продаж, так и небанковский сектор, который в большинстве случаев в состоянии предлагать более высокий уровень оплаты труда. Способы решения этой проблемы традиционны, считает Федор Зобнев, — это конкурентоспособная оплата труда, социальные пакеты, система премирования, поддержание нормального психологического климата в коллективе.

В ИНГ-Банке суровые реалии рынка персонала тоже заставили перестроить кадровую политику в отношении фронт-офиса. «За последний год мы серьезно переставили акценты, — рассказывает начальник отдела по работе с персоналом ING Wholesale Banking Россия Юлия Cосновская. — В отношении руководителей фронт-офиса при прочих равных профессиональных качествах для нас очень важны мотивация и драйв кандидатов». Поэтому в банке стараются исключить стереотипное представление о том, как должно в идеале выглядеть предыдущее развитие карьеры кандидата. «Мы хотим, чтобы в команде были те, кто разделяет наше видение стратегии развития банка и кому близка корпоративная культура ING, — объясняет Юлия Cосновская. — Но не желаем просто принимать участие в тендере, когда кандидаты раскладывают «пасьянс» из предложений в поисках более выгодных финансовых условий». Однако при таком подходе банк не требует от кандидатов показать внушительное резюме и при наборе персонала и менеджеров среднего звена для фронт-офисов фокусируется на возможностях профессионального развития и обучения, которые сам банк может предложить соискателям. «Зачастую мы берем кандидатов «на вырост», создавая им таким образом долгосрочную мотивацию», — заключает Юлия Cосновская.

Есть кредитные организации, которые честно признались, что им даже приходилось брать людей со стороны, то есть из сфер, не связанных напрямую с банковским делом. «В значительной части формирование кадрового состава происходит за счет прихода сотрудников из небанковской сферы, — рассказывает директор департамента продаж московского региона Московского банка реконструкции и развития Александр Денисенко. — Однако эти кадры должны обладать высокими коммуникативными способностями и клиентоориентированностью».


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Фронтальная технологизация":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

You have an error in your SQL syntax; check the manual that corresponds to your MariaDB server version for the right syntax to use near ')' at line 1