Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Банки и кредиты » Скрытые факторы. Переуступка

 

Скрытые факторы. Переуступка

 

 

Журнал «Финанс.»

Стоимость факторинговых услуг за последние полгода снизилась, но осталась неприемлемой для многих потенциальных клиентов. Передавать дебиторскую задолженность поставщики не спешат и по причине различных подводных камней.

Кирилл Гуманков

Вознаграждение банку (фактору) за факторинговые операции складывается из нескольких составляющих – процентной ставки, процентов от суммы счета-фактуры, платы за ее обработку, а также платы за работу с дебиторской задолженностью. По словам заместителя гендиректора по финансам и маркетингу компании i RU (производит ноутбуки) Сергея Ковригина, средняя процентная ставка с учетом НДС сегодня составляет 14% годовых в рублях, тогда как полгода назад она равнялась 18%. Процент, взимаемый фактором от счета-фактуры, снизился с 0,3% до 0,1%.

загрузка...

 

 

« В конце прошлого года наш банк разработал программное обеспечение, позволяющее снизить трудозатраты при обработке документов, – рассказывает начальник управления факторинга Промсвязьбанка Евгений Калужин, – в результат комиссии за обработку документов удалось снизить в 5 раз». Сергей Ковригин, компания которого обслуживается в этом банке, подтвердил, что раньше плата за обработку счета-фактуры составляла 50 рублей, а теперь – 10. Однако он добавил, что указанный компонент не играет значительной роли в формировании общей стоимости услуги.

В Номос-банке сообщили, что если полгода назад эффективная процентная ставка (в которую закладываются все дополнительные комиссии) варьировалась от 30 до 36%, то сегодня она составляет 21-28%. В данном случае речь идет о стоимости факторинга с регрессом, когда риски неуплаты долга дебитором лежат на поставщике.

Но, несмотря на снижение ставок, факторинг остается одним из самых дорогих способов финансирования. К примеру, рублевый кредит корпоративный клиент может получить под 15-18% годовых. «Ставки по факторингу в России сегодня абсолютно неэффективны, – считает финансовый директор компании «Комус» (поставщик канцелярских товаров) Геннадий Ломасов, – к примеру, стоимость подобных услуг для нашей компании выше 10% в рублях неинтересна». По его словам, из-за недостаточного доверия в российском бизнесе и отсутствия надежных законодательных гарантий для инвесторов даже давно существующие на рынке компании с хорошей репутацией не могут рассчитывать на приемлемые условия по факторингу. «Доступный факторинг дал бы нам возможность увеличить долю товарного кредита в торговых операциях, приблизив ее к 100% от заключаемых сделок», – сетует Геннадий Ломасов.

В компании Kraftway , производящей компьютеры, «Ф.» сообщили, что не пользуется факторинговыми услугами именно по причине их высокой стоимости. Причем поскольку плата за факторинг складывается из разных компонентов, фактор может привлекать клиента якобы невысокой процентной ставкой, не раскрывая изначально информацию о дополнительных комиссиях. «Клиенту необходимо очень детально подходить к изучению договора финансирования под уступку денежного требования, где должно быть конкретно прописаны все комиссии, взимаемые банком», – говорит начальник отдела лизинговых и факторинговых операций банка Центрокредит Елена Уколова.

При факторинговых операциях после получения счета-фактуры банк возмещает поставщику до 90% от указанной в нем суммы. После того, как покупатель выплатит долг, фактор выплачивает своему клиенту оставшуюся часть, вычитая из нее проценты и комиссии. Подобная схема может принести клиенту дополнительные издержки. «Во время прошлогоднего кризиса Промсвязьбанк предоставлял финансирование только на 60% от суммы счета-фактуры, – вспоминает Сергей Ковригин, – комиссии же в любом случае взимаются от всей суммы. Так что при снижении объема финансирования плата за услугу может возрасти на 2-3 процентных пункта». Если же покупатель, получивший товарный кредит, вернет долг досрочно (обычно рассрочка предоставляется на 3-4 месяца), то поставщику в любом случае придется выплатить комиссию (процент от счета фактуры) полностью.

По мнению Геннадия Ломасова, привлекательность факторинга снижается также из-за того, что банки отказываются предоставлять финансирование, если сумма сделки составляет менее $30 тыс. «Большая часть товарных кредитов предоставляется оптовым и розничным компаниям в пределах $5-30 тыс.», – утверждает финансовый директор.

Еще один нюанс факторинга заключается в том, что банк предоставляет финансирование только после получения оригинала счета-фактуры. «Зачастую, особенно при работе с региональными клиентами, получается, что товар уже отгружен, а оригиналы счетов с подписями попадают к фактору лишь через 2-3 недели, – рассказывает Сергей Ковригин, – т ем самым срок финансирования сокращается в зависимости от работы логистики, почты и оперативности бухгалтерии покупателя».

Факторинг без регресса, который предполагает, что все риски по невозврату долга покупателем перекладываются на банк, по-прежнему не пользуется популярностью, несмотря на очевидные преимущества для поставщиков. «Сделки такого рода носят единичный характер, – комментирует Сергей Ковригин. – Факторинг без регресса пока слишком дорог для того, чтобы стать популярной банковской услугой». По его словам, высокие ставки ( 40–50 % годовых) объясняются тем, что сами банки не желают брать на себя риски и страхуют такие сделки. Страховые компании, в свою очередь, оказывают эти услуги по завышенным ставкам.

СПРАВКА

Факторинг – переуступка поставщиком банку дебиторской задолженности покупателя, получившего товарный кредит. Подобные сделки позволяют поставщику пополнять оборотные средства.

ВАДИМ БИРУЛИН, начальник управления факторинга Роспромбанка:

– Факторинг во всем мире объективно дороже кредитования, так как кроме финансирования оборотного капитала банк предоставляет клиенту дополнительные услуги, такие как инкассация дебиторской задолженности, проверка покупателей, работа с должниками, а также обеспечение клиента подробными отчетами в реальном режиме времени. Стоимость денег у нас сопоставима с кредитными ресурсами, а за факторинговые услуги мы берем 0,3%–1% от суммы уступаемого требования за весь срок пользования деньгами. В пересчете доплата составляет 1-5% годовых, мы этого не скрываем.

Сегодня банк совместно с одной из крупных страховых компаний работает над страхованием финансовых рисков. Это позволит в ближайшем будущем предоставлять клиентам факторинг без регресса, при котором клиент не несет ответственности за невозврат денег своими покупателями.

Одним из основных преимуществ факторинга является его беззалоговая сущность, что позволяет сделать эту услугу доступной малому и среднему бизнесу. Мы глубоко изучаем перспективы компании, и если видим положительные тенденции, то готовы сотрудничать даже с небольшими фирмами. Используя факторинг, компания реализует одно из главных конкурентных преимуществ в современном бизнесе – возможность предоставлять покупателям товарные кредиты.

ВЛАДИМИР КОЛОДЯЖНЫЙ, начальник отдела развития факторинговых операций Номос-банка:

– Среди подводных камней, с которыми может столкнуться клиент, пользующийся услугой факторинга, следует отметить комиссию за факторинговое обслуживание, которая в отличие от платы за предоставление денег, берется от суммы уступленной фактору дебиторской задолженности. При презентации услуги потенциальному клиенту может называться одна ставка, а если посчитать все расходы в совокупности, то издержки могут возрасти в 1,5–2 раза. Вторая проблема – установление лимитов финансирования на клиентов и его дебиторов. Клиенту декларируется, что объем финансирования будет расти синхронно росту его оборотов, однако на определенном этапе объем финансирования может упереться в установленные лимиты. Несмотря на активное развитие факторинга в России все еще случается, что дебиторы отказываются переводить деньги на счет фактора, продолжая погашать задолженность путем перечисления средств на расчетный счет поставщика. Обычно трудно понять мотивацию их отказа. И что удивительно, среди таких дебиторов встречаются крупные, известные на рынке компании. В рамках факторинга без регресса м ы постоянно сталкиваемся с тем, что дебиторов, которых клиенты хотят передать на факторинговое обслуживание, банк не готов брать из-за повышенных рисков. В то же время надежные дебиторы, которые подходят для безрегрессноого факторинга, не готов передавать сам клиент, поскольку придется платить повышенную комиссию.

МАРИЯ ОРЛОВА, ведущий специалист Национальной факторинговой компании «Уралсиб-Никойл»:

- За последнее полугодие появилась новая тенденция, которая заключается в повышении интереса к нефинансовой части факторингового сервиса. Это, в частности, связано с тем, что финансовые ресурсы стали более доступны, и поэтому большее значение в факторинговом сервисе начали приобретать покрытие рисков и административное управление дебиторской задолженностью. Хотя это больше характерно для крупных компаний. Средние и малые предприятия по-прежнему нуждаются именно в финансировании. Развитию факторинга в России препятствует необходимость приобретения банковской лицензии, что в нашей стране довольно сложно. А с учетом последних тенденций переноса интереса с финансовой составляющей на нефинансовую часть сервиса, факторинг все более отдаляется от чисто банковского продукта.


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Скрытые факторы. Переуступка":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Mazda CX-7: Скрытая угроза

В тесте участвуют автомобили: Mazda CX-7 Наконец-то выдался случай испытать на улицах родного города хит Московского международного автосалона — кроссовер от компании «Mazda», или, как сейчас принято говорить, автомобиль класса SUV — СХ-7. Что нынче за мода!

» Японские автомобили - 1953 - читать


Fiat Panda: Скрытая тяга

В тесте участвуют автомобили: Fiat Panda Настоящая вьюга закружила город и выстроила многокилометровые пробки. Для столицы – маленькая катастрофа, зато раздолье для «Панды» с тягой на четыре колеса. «Только бы выбраться из Москвы», – думал, увязнув в еле-еле ползущей змее автомобилей.

» Французские автомобили - 1798 - читать


12 правил скрытого маркетинга на форумах

На сегодняшний день скрытый маркетинг, в частности, на форумах становится одним из наиболее востребованных инструментов продвижения. Это неудивительно - при минимальных затратах эффективность маркетинга такого рода весьма высока. Форум сам по себе предполагает режим диалога, который идеально подходит для проведения кампаний скрытого маркетинга.

» Продвижение и оптимизация - 2632 - читать


Фактор “свежести” информации в Google

Наряду с уже патентованными терминами, как PageRank и TrustRank, возможно появление нового, а именно “FreshRank” (пока неофициального), фактора, определяющий «свежесть» документов. В патентной заявке от Моники Хензингер в адрес Патентного ведомства США утверждается, что одной из проблем, связанных с определением «свежести» документа, индексируемого в поисковой системе, являются данные о «дате последнего изменения», которые не всегда верны. Веб-мастера могут вносить изменени ...

» Продвижение и оптимизация - 1643 - читать


Факторы ранжирования Google

Предисловие Данный документ является коллективным трудом 37 лидеров области поисковой оптимизации. Совместно они оценили степень важности основных факторов, влияющих на алгоритм ранжирования Google, на основе которого определяется порядок результатов поиска. Результатом работы стал невероятно ценные данные, несмотря на то, что не все из рассмотренных факторов (более 200) включены в данный материал.

» Продвижение и оптимизация - 3184 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Банки и кредиты » Скрытые факторы. Переуступка

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru