Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Фондовые и валютные рынки » Краткий курс IPO-географии. Небольшие российские компании осваивают Варшаву и Франкфурт

 

Краткий курс IPO-географии. Небольшие российские компании осваивают Варшаву и Франкфурт

 

 

В ближайшее время небольшие и средние по объему капитализации отечественные компании все чаще станут проводить публичные размещения акций в Варшаве и Франкфурте. Для крупных компаний финансовой Меккой останется Лондон.

Краткий курс IPO-географии. Небольшие российские компании осваивают Варшаву и Франкфурт

Европейцы уже давно ведут среди претендентов на IPO активную пропаганду.

Ведущие фондовые площадки мира наперебой зазывают украинских эмитентов. Нью-Йоркская фондовая биржа проведет для отечественных предпринимателей семинары — объяснит свои требования к регистрируемым компаниям.

загрузка...

 

 

Об этом договорились премьер-министр Украины Виктор Янукович и главный управляющий Нью-Йоркской фондовой биржи Джон Тейн.

Европейцы уже давно ведут среди претендентов на IPO активную пропаганду. Представители Лондонской и Варшавской фондовых бирж — завсегдатаи отечественных инвестиционных конференций. Франкфуртская фондовая биржа даже организовала в рамках прошедшего в конце ноября Немецкого инвестиционного форума украинский день.

Взаимным интересом зарубежных бирж и украинских компаний стремятся воспользоваться посредники. Так, ожидая всплеска активности на рынке IPO, инвестиционно-финансовая группа «Сократ» договорилась о сотрудничестве с Варшавской фондовой биржей, а инвесткомпания Concorde Capital сделала ставку на Франкфуртскую фондовую биржу.

По прогнозам инвестиционных компаний, в следующем году на IPO выйдет более десяти предприятий. Однако аудиторы ожидают лишь от двух до четырех полноценных первичных публичных размещений за рубежом. Украинский IPO-бум грянет только в 2008- 2010 годах, но биржи и посредники уже начинают готовиться.

Выгодная публичность

Ни одно из четырех международных IPO компаний, работающих в Украине («Укрпродукт», Cardinal Resources и «ХХI Век» разместились на альтернативной площадке Лондонской фондовой биржи, «Астарта-Киев» — на Варшавской фондовой бирже), особенно успешным назвать нельзя. Наши компании в общей сложности привлекли на зарубежных площадках около 200 млн долларов. При этом издержки составили 8—12% от суммы привлечения. С начала размещения котировки акций всех этих компаний снизились, а «Укрпродукта» и Cardinal Resources подешевели на 31 и 56% соответственно (по состоянию на 11 декабря). Зачем компаниям столь дорогой способ привлечения ресурсов, а биржам — акции, приносящие инвесторам убытки?

Размещая свои акции среди неограниченного количества инвесторов, компании вынуждены полностью раскрывать информацию о своей деятельности. К столь дорогому способу привлечения ресурсов они прибегают потому, что публичность и хорошие котировки на респектабельной площадке открывают дорогу и на рынок заимствований. Компания «ХХI Век» (провела крупнейшее украинское публичное размещение ровно год назад) долго не раздумывала, где взять деньги. На момент принятия решения об IPO ее самый малобюджетный проект стоил 40 млн долларов и требовал 25 млн долларов кредита. Одолжить такие средства способны всего несколько отечественных банков. Да и то под высокие проценты. «Выпуск еврооблигаций обошелся бы нам не дешевле, чем выход на биржу с IPO. Благодаря выходу на AIM, а также единожды приведя в порядок отчетность и корпоративное управление, мы получили постоянный доступ ко всем финансовым инструментам», — рассказывает член совета директоров компании «ХХI Век» Ярослав Кинах. Публичность приносит предприятиям и имиджевые дивиденды. «Кто вообще раньше слышал о компании „Астарта“? Теперь она у всех на слуху», — говорит сотрудник одной из консалтинговых компаний.

Снижение котировок акций представители публичных компаний объясняют коррекцией фондового рынка в мае-июле и несколькими неудачными IPO фирм из Восточной Европы. Однако предприятия, объявившие себя публичными, сознательно или нет ограничивают свою информационную кампанию набором обязательных сообщений для инвесторов через биржу, где котируются их акции, а также участием в инвестиционных конференциях. Например, на сайте компании «Укрпродукт» размещено лишь пять сообщений за 2006 год. Но ведь большинство украинцев до сих пор так и не знают, что именно эта компания осуществила прорыв на международный рынок, хотя это знание могло бы сделать ее бренд гораздо дороже и привести к повышенному спросу на продукцию предприятия. В то же время на рынке периодически появляется информация о сложностях компании «XXI Век» в получении земельных участков под реализацию своих проектов. Увеличивает инвестиционные риски компании и то, что ее возглавляет политик: Лев Парцхаладзе как лидер партии «Европейская столица» в начале этого года вел агрессивную избирательную кампанию в Киевсовет и парламент.

Не менее сознательными должны быть и посредники. Так, компания Dragon Capital сообщает, что уже провела десяток IPO. Большинство этих размещений в лучшем случае можно отнести к категории частных, поскольку круг инвесторов был определен заранее. К тому же свободная купля-продажа акций таких эмитентов затруднена, а мониторинг их котировок и новостей ведется несистемно.

Однако иностранцы, изучая цифры экономического роста в странах СНГ, верят в потенциал наших активов. Поэтому борьба площадок и посредников за IPO эмитентов из бывшего Союза ужесточается.

Престижный и дорогой лидер

Бесспорный лидер — Лондонская фондовая биржа (LSE) — представлена основной (main market) и альтернативной (alternative investment market, AIM) площадками. С начала года на обеих площадках проведено 315 публичных размещений — больше чем на американских Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) и NASDAQ вместе взятых. Годовые объемы публичных размещений на LSE исчисляются десятками миллиардов долларов. По данным информационного агентства Thomson Financial, за девять месяцев 2006-го на LSE было проведено IPO на общую сумму около 35 млрд долларов (тогда как объем размещений на втором мировом лидере — NYSE — составил всего 17 млрд долларов).

Многие отечественные компании привлекает именно престиж лондонского рынка. Пока большинству из них доступна лишь альтернативная площадка — менее ликвидный рынок для более рисковых инвесторов. Требования к компаниям, выходящим на AIM, значительно мягче. На эту площадку лучше выходить, если стоимость размещаемого пакета акций превышает 70 млн долларов, иначе расходы будут слишком высокими. К примеру, компания «Укрпродукт», продав акций всего на 6 млн фунтов стерлингов, на организацию IPO потратила более 12% от суммы размещения.

Недостаток AIM — в меньшей ликвидности. Объемы размещений здесь меньше, цены ниже, а колебания котировок намного резче. К тому же размещение на альтернативной площадке стоит намного дороже (8—15% против 3—5% от суммы размещения на основной площадке).

На основной площадке украинцы дебютируют, скорее всего, уже в следующем году. Недавно о намерении в середине следующего года провести IPO на main market объявил крупнейший производитель продукции птицеводства «Мироновский хлебопродукт». Минимальный объем размещения на main market — 200 млн долларов. Для «Мироновского хлебопродукта» он вполне реален — в ноябре компания первой из украинских пищевиков разместила еврооблигации на сумму 250 млн долларов. Еще одним претендентом на выход на основную площадку Лондона считается входящий в финансово-промышленную группу System Capital Management холдинг «Метинвест».

Сейчас на основной площадке LSE блистают российские компании — только в этом году IPO в Лондоне провели десять российских эмитентов. В июле 2006-го размещение бумаг компании «Роснефть» (10,4 млрд долларов) стало самым крупным в истории LSE.

Менее требовательные и дешевые

За право стать более доступной альтернативой Лондону борются Варшава и Франкфурт. В том, что пока в Польше проведено всего одно украинское IPO, а в Германии — ни одного, виновата маркетинговая политика бирж. Они взялись продвигать свои услуги среди наших компаний сравнительно недавно, тогда как Лондонская фондовая биржа приглашает украинцев уже долго и упорно. LSE всегда славилась активными PR-кампаниями, благодаря которым наши предприятия прекрасно осведомлены о правилах размещения и стоимости услуг на этой площадке.

На Франкфуртской фондовой бирже с начала этого года было проведено 83 публичных размещения. Немцы пытаются привлечь эмитентов низкой стоимостью листинга. Расценки действительно конкурентоспособные: 750-30-00 евро разово и 5—10 тыс. евро ежегодно (в зависимости от выбранного компанией стандарта размещения). Однако предприятиям, осуществляющим IPO во Франкфурте, придется потратиться еще и на услуги аккредитованных при бирже консультантов (listing partners), а это намного дороже листинга.

Кроме того, немецкая биржа декларирует самый быстрый процесс допуска. Если к размещению в Лондоне нужно готовиться годы, то во Франкфурт можно попасть в течение пяти месяцев. Сейчас на Франкфуртской фондовой бирже котируются депозитарные расписки самых ликвидных украинских акций: открытых акционерных обществ «Укрнафта», «Укртелеком», «Стирол», «Нижнеднепровскийтрубопрокатный завод», «Центрэнерго», «Днепрэнерго», «Западэнерго», «Полтавский ГОК». Фондовая площадка во Франкфурте обеспечивает доступ к инвесторам всего мира через торговую систему XETRA.

По оценкам инвесткомпании Concorde Capital, в следующем году в Германии может состояться до десяти украинских IPO. Первыми претендентами считаются девелоперская компания ТММ Real Estate и производитель молочной продукции Milkiland. «Раньше Франкфуртская биржа не проявляла особого интереса к украинским компаниям, но в ближайшее время ситуация изменится. Думаю, многие отечественные эмитенты оценят более дешевый и быстрый доступ на эту площадку по сравнению с альтернативным рынком Лондонской и Варшавской фондовых бирж», — говорит генеральный директор Concorde Capital Игорь Мазепа.

Варшавская фондовая биржа тоже пытается заманить эмитентов прежде всего ценой. Она декларирует, что в среднем расходы на размещение здесь составляют 5% от привлеченной суммы. Однако компании «Астарта» пришлось раскошелиться на 7,83% от объема размещения. Поляки акцентируют внимание на том, что их рынок регулируем, поэтому потом можно будет разместиться и на других регулируемых национальными комиссиями по ценным бумагам мировых площадках. Благодаря этому на нем работают три группы инвесторов: физлица, польские и иностранные институциональные инвесторы. Однако возможности рынка все еще невелики — Варшава может быть привлекательной лишь для компаний со скромными запросами (около 50 млн долларов). Эмитентам, желающим продать акции на сумму, составляющую хотя бы 100—200 млн долларов, в Польше пока делать нечего. Тем не менее нишу для небольших размещений Варшавская фондовая биржа заняла: по итогам прошлого года она стала третьей в Европе после Лондона и Осло по числу IPO. «Мы считаем Варшавскую фондовую биржу своим главным конкурентом. В последнее время она стала слишком активной на украинском рынке. А в ментальном и культурном планах Польша, конечно, ближе Украине, чем Великобритания», — обеспокоен старший менеджер по международному развитию бизнеса стран Восточной Европы Лондонской фондовой биржи Джон Эдвардс.

На руку украинцам и то, что на Варшавской фондовой бирже котируются акции только десяти иностранных эмитентов. В отличие от Лондона, где публичных иностранцев сотни, в Варшаве легче привлечь внимание инвесторов. Именно на это и рассчитывала «Астарта».

Потенциальные конкуренты

Небольшое количество иностранцев — особенность многих европейских площадок: львиную долю доходов они получают от листинга внутренних эмитентов. Хотя далеко не все площадки пытаются всерьез бороться с Лондоном за иностранцев. Отнять у британцев часть рынка публичных размещений пытаются панъевропейская биржа Euronext (Амстердам-Брюссель-Лиссабон-Париж), Франкфуртская фондовая биржа, Варшавская фондовая биржа, а также североевропейская биржа ОМХ (Копенгаген-Стокгольм-Хельсинки-Рига-Таллин-Вильнюс). Биржа ОМХ позиционирует себя как площадку для иностранцев, однако в Украине о ней мало знают даже IPO-консультанты. Американские биржи NASDAQ и NYSE сдали лидерские позиции еще три года назад. Принятый в 2002 году (после скандала с корпорацией Enron) закон Сарбейнса-Оксли значительно усложнил правила выхода иностранных компаний на американский фондовый рынок (выдвигаются жесткие требования к корпоративному управлению и финансовым показателям). Поэтому инвестиционщики скептически оценивают заявление министра экономики Украины Владимира Макухи о том, что претендовать на выход на NYSE могут «Укрнафта» и металлургические компании. Ликвидность американского фондового рынка очень высока, поэтому так же высоки требования и расходы. После 2002 года в Нью-Йорке разместилась всего одна российская компания — «СТС Медиа» (на NASDAQ).

Такое положение дел американцев, конечно, не устраивает. Поэтому NYSE завершает покупку Euronext, а NASDAQ настойчиво пытается поглотить Лондонскую фондовую биржу. На прошлой неделе NASDAQ, которой принадлежат 28,75% акций LSE, предложила акционерам британской биржи по 12,43 фунтов стерлингов за каждую акцию и надеется до 11 января получить ответ. Обострить конкуренцию между биржами может и недавно проанонсированное семью ведущими инвестбанками (Citigroup, Credit Suisse, Deutsche Bank, Goldman Sachs, Merrill Lynch, Morgan Stanley и UBS) создание собственной площадки.

А нам слабо?

В ближайший год отечественные компании будут по-прежнему предпочитать альтернативный рынок Лондонской фондовой биржи. Участятся и выходы на Варшавскую фондовую биржу. Первые IPO наших эмитентов могут пройти во Франкфурте. К конкурентной борьбе за украинские публичные компании может подключиться и Россия, если Госдума примет закон о российских депозитарных расписках (в июне проект прошел первое чтение).

Частые IPO на внутреннем рынке произойдут еще не скоро. По мнению партнера аудиторской компании Deloitte & Touche USC Андрея Булаха, продавая акции в Украине, эффективно можно привлечь 15—20 млн долларов, за бо/льшими же суммами придется выходить за пределы страны, поскольку крупные западные институциональные инвесторы вряд ли заинтересуются акциями, предложенными на ПФТС. Репутация наших бирж невысока из-за их лояльности к эмитентам. Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку пытается изменить ситуацию — инициирует такое новшество как два уровня листинга вместо трех. Предполагается, что в первый уровень листинга попадут компании с рыночной капитализацией не менее 100 млн гривен и не менее чем пятьюстами акционерами. Во второй — компании с капитализацией не менее 50 млн гривен и как минимум сотней акционеров.

Попытки чиновников стимулировать внутренние размещения ограничением внешних провалились. Согласно Закону «О ценных бумагах и фондовом рынке», компании должны эмитировать акции только в гривнях и регистрировать проспект эмиссии в ГКЦБФР. При этом доступ на международные площадки получают только эмитенты, уже прошедшие листинг на одной из отечественных бирж. Однако компании легко обходят все эти ограничения, выходя на зарубежные площадки через зарегистрированные за рубежом дочерние компании (special purpose vehicle, SPV). Сейчас у ГКЦБФР появилась еще одна идея: разрешить эмитентам размещать на зарубежных площадках не более 20—30% акций. Но без закона об акционерных обществах, а также совершенствования системы валютного регулирования эта мера вряд ли поможет увеличить объемы внутренних размещений.

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Краткий курс IPO-географии. Небольшие российские компании осваивают Варшаву и Франкфурт":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Народные IPO российских компаний и банков: первые блины - не комом

В течение последнего года российские компании и банки резко активизировали выход на публичный рынок ценных бумаг, осуществив несколько десятков первичных публичных размещений (IPO) акций. В прошлом году их объем превысил $17,742 млрд. против $4,551 млрд. в 2005 году. На показатели общего объема проведенных в 2006 году размещений сильно повлияло IPO "

» Банки и кредиты - 2535 - читать


Российские компании и банки ведут эксперименты по внедрению систем мгновенных микроплатежей

Граждане, имеющие счета в банках, хотят расплачиваться своими картами не только за крупные покупки, но и за всякую мелочь. Эксперименты по внедрению систем мгновенных микроплатежей ведут сейчас многие компании и банки. Но похоже, что приживутся в обиходе технологии и схемы, которыми занимаются международные платежные системы.

» Банки и кредиты - 2243 - читать


Российские компании полюбили синдицированные кредиты

Газета "Бизнес" / Юрий Веретенников Российским заемщикам понравилось брать синдицированные кредиты у западных банков. Во втором квартале этого года объем таких кредитов, выданных в России, превысил $4,8 млрд, что стало абсолютным рекордом квартала за всю историю рынка. Синдикации позволяют привлечь «длинные» деньги по более низким ставкам.

» Банки и кредиты - 2837 - читать


Российские компании осваивают технологии имитационного моделирования

"Ведомости" / Компании, которые уже освоили автоматизацию документооборота и управления бизнес-процессами, на этом не останавливаются. Они привлекают в помощь менеджерам системы, которые помогают принимать стратегические решения, — инструменты на основе имитационного моделирования. Пока таких компаний единицы — очень немногие готовы к глубокому анализу бизнеса, да еще и с помощью машины.

» Управление и менеджмент - 2088 - читать


Российские компании осваивают западный способ начисления зарплат.

"Ведомости" / Анастасия Дагаева Российские компании осваивают западный способ начисления зарплат. В отличие от советской тарифной сетки, система грейдов выстроена таким образом, что работодатели платят сотрудникам за результат. “В нашей компании люди, которые работают на одной и той же должности, например менеджера проектов, могут получать совершенно разную зарплату. В зависимости от их грейда, — рассказывает Леонид Забежинский, заместитель генерального директора по организ ...

» Управление и менеджмент - 1890 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Фондовые и валютные рынки » Краткий курс IPO-географии. Небольшие российские компании осваивают Варшаву и Франкфурт

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru