Запрет на указание определенных брендов в документации госзаказов на закупки компьютерного оборудования не разрушил гегемонию Intel в этом секторе и не добавил очков его главному конкуренту AMD. Если раньше препятствием для экспансии AMD на этом сегменте рынка эксперты считали мощное лобби Intel, то сейчас указывают на консерватизм закупщиков.
Свободный выбор поставщиков комплектующих не принес AMD желаемого результата. Как отмечают эксперты, госорганы не перестали отдавать предпочтение Intel. |
Преобладание компьютеров с микропроцессорами Intel в структуре закупок российских государственных учреждений долгое время было головной болью для главного конкурента Intel AMD.
Еще год назад при составлении тендерной документации госорганы часто указывали в качестве одного из требований определенный процессор от Intel. В этом не было ничего противозаконного, и специалисты Intel, отвечавшие за контакты с госорганами, работали, по признанию участников рынка, чрезвычайно эффективно.
«В этом году ситуация изменилась: в соответствии с новым российским законодательством при проведении тендеров на поставку оборудования государственные учреждения не могут указывать бренды поставщиков. Этот шаг устранил дискриминацию и сделал нас полноправными участниками поставок», — объяснил РБК daily вице-президент Advanced Micro Devices (AMD) по продажам и маркетингу в СНГ, Восточной Европе и Турции Пьер Брансвик.
С 1 января 2006 года вступил в силу федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание слуг для государственных и муниципальных нужд». Он накладывает запрет на заказ комплектующих у определенных производителей, предоставляя возможность подрядчику самостоятельно выбирать поставщиков, отвечающих требованиям госзаказа. «Сторонняя экспертиза и стандарты очень важны для избегания протекционизма в государственных заказах. Но эти процедуры еще не устоялись, они только начинают появляться», — считает директор по производству группы компаний «Формоза» Абулферз Абачев.
Свободный выбор поставщиков комплектующих тем не менее не принес AMD желаемого результата. Как отмечают эксперты, госорганы не перестали отдавать предпочтение Intel.
«Пока нововведение не отразилась на объемах поставок компьютеров с процессорами AMD в госсектор, — уверяет генеральный директор Depo Computers Сергей Эскин. — Лоббистские возможности Intel оказались сильнее. Часто в документации к тендеру можно встретить требования к таким технологическим возможностям, которые в AMD еще не успели освоить». С главой Depo соглашается и старший эксперт IT-Research Дмитрий Шульгин, но он склоняется к тому, что госзаказчики консервативны в подходе: «Не только государственный, но и корпоративный рынок довольно консервативны в подходе к выбору вендора тех или иных решений».
В Intel соглашаются со своим особым положением на госрынке. «Корпоративные закупки всегда были нашим коньком. И дело вовсе не в консерватизме, а в том, что такие клиенты умеют считать деньги и соотносить затраты на покупку оборудования и его дальнейшее обслуживание», — уточняет специалист по связям с общественностью Intel Всеволод Семенцов. По его словам, Intel при поддержке госорганов работает над несколькими крупными программами по продаже компьютеров частным пользователям: «Сейчас, например, мы работаем над программой «Компьютер в каждый дом», а ранее у нас были локальные кампании в Перми и Новосибирске с компьютерами для врачей и учителей».
Тем не менее в этом году доля AMD на российском рынке продолжала увеличиваться. По данным IDC Russia, доли компьютеров (настольных, ноутбуков, серверов архитектуры Intel) с процессорами Intel и AMD за три квартала 2006 года распределились как 77,5% у Intel и 21,8% AMD. В первые три квартала 2005 года разрыв между вендорами был выше: 83,3 и 15,8% соответственно.