В 1970-е гг. экономист Милтон Фридман выступил со знаменитым тезисом, что "единственная ответственность бизнеса — это получение прибыли". При условии соблюдения закона и общественных норм менеджеры, работающие за зарплату, не должны тратить ресурсы компании ни на что, кроме финансовых интересов акционеров. Щель бизнеса в самом бизнесе, а поиском средств на социальные нужды должны заниматься правительство, общество и сами граждане.
Mы с полным правом можем рассчитывать на то, что национальные правительства, вооруженные законами и правилами, будут принимать более активное участие в решении растущих социальных и экологических проблем.
|
Но несмотря на запрет Фридмана злоупотреблять корпоративными ресурсами, интерес к социальной ответственности бизнеса растет поистине с космической скоростью. На это, в частности, указывает появление громадного количества этических кодексов и отчетов, дискуссий среди акционеров, новых инвестиционных продуктов и полисов, предусматривающих социальную ответственность, а также инициативы ЕС, принципы Салливана, принципы Global Compact ООН, глобальная инициатива по отчетности в области устойчивого развития и множество неправительственных инициатив, направленных на усиление социальной ответственности бизнеса.
Что же это за силы, которые порождают все новые и новые требования к корпоративной ответственности? Фридман исходит из того, что существуют национальные правительства, у которых есть и воля, и возможности задавать правила игры, в рамках которых станут действовать компании. Эти же правительства с помощью налоговой политики и социальных программ сглаживают некоторые социальные и экологические последствия жизнедеятельности бизнеса. Однако из-за глобализации рынка товаров и рынка капитала акценты сместились. Теперь правительства конкурируют между собой, пытаясь привлечь инвестиции глобальных корпораций, которым нужны дешевые рынки труда и не слишком строгий налоговый режим и надзор. Поскольку защитить интересы общества правительства не особенно стремятся или не могут, эту роль взяли на себя различные социальные организации, которые научились грамотно использовать некоторые СМИ, чтобы в черном цвете представить влияние компании на общество и экологию. Их первыми жертвами стали добывающие компании — нефтяные, газовые, металлургические, а также глобальные ритейлеры, но в последнее время все больше компаний осознают свою уязвимость перед лицом кампаний в средствах массовой информации. А поскольку все большая часть стоимости компаний приходится на нематериальные активы, например бренд, менеджерам приходится учиться управлять этим новым "репутационным риском".
Но с новыми требованиями корпоративной ответственности справиться не так-то просто, потому что менеджерам одновременно с этим приходится решать задачи, связанные с ростом глобальной конкуренции, и думать, как увеличить стоимость компании, поскольку этого хотят влиятельные институциональные инвесторы. В результате значительная часть того, что преподносится как социальная ответственность бизнеса, оказывается просто хорошим пиаром. Кое-какие средства тратятся на написание новых этических кодексов и публикацию глянцевых отчетов о социальной и экологической деятельности компании. Все это можно использовать для борьбы с критикой в адрес компаний, но и такая "социальная ответственность" не более чем косметические меры, которые совершенно не предполагают перемен в работе корпораций. Небольшая часть компаний демонстрирует более серьезный подход. Они признают, что забота об интересах акционеров имеет огромное значение как условие роста стоимости компании в долгосрочной перспективе. В таких случаях изменения в корпоративной риторике сопровождаются значительными изменениями приоритетов компании. Вместо того чтобы гнаться исключительно за краткосрочными финансовыми результатами, компании стараются привлекать внимание к нефинансовым источникам роста стоимости, в том числе корпоративной этике и ценностям. При новом подходе сотрудников любого уровня предостерегают от получения прибыли любой ценой — за счет клиентов, поставщиков или окружающей среды. Однако еще более глубокий подход демонстрируют компании, которые не только меняют свои традиции внутреннего управления, но и стараются контролировать опосредованное влияние своего бизнеса на социальную среду. В таких случаях на смену использованию корпоративной филантропии для пиара компании приходит активное отношение к собственной роли в обществе. Это способствует вовлечению бизнеса в диалог с общественностью, когда компания способствует решению проблемы занятости, организует тренинги, инвестирует в развитие местной экономики.
У себя в Кембридже нам тоже предстоит еще многое сделать, чтобы социальная ответственность бизнеса стала не просто публичной политикой. Многие слушатели, поступая к нам на программу MBA, уже убеждены в том, что проблеме ответственности бизнеса следует уделять больше внимания. Программа MBA в Кембридже интернациональна — в нынешнем наборе учатся студенты из 37 стран. Слушатели из Британии и США, возможно, привыкли думать о результатах деятельности компании только с точки зрения финансовых показателей. А вот студенты из стран, где больше уважают интересы акционеров, например из Германии и Японии, или развивающихся и переходных экономик, в частности Индии и Китая, хорошо осознают существование связей между экономическим ростом и его воздействием на социум и экологию. Вопросы социальной ответственности бизнеса рассматриваются у нас в нескольких основных курсах — операционном менеджменте, маркетинге, в курсе по управлению репутационными рисками, по корпоративному управлению и этике, а также в отдельных предметах, имеющих отношение к устойчивому развитию. На социальной ответственности бизнеса основана наша программа по общественному предпринимательству, пользующаяся большим спросом у корпоративных клиентов.
Конечно, мы с полным правом можем рассчитывать на то, что национальные правительства, вооруженные законами и правилами, будут принимать более активное участие в решении растущих социальных и экологических проблем, являющихся следствием экономической активности корпораций. Однако глобализация вносит свои коррективы в привычное разделение обязанностей. Теперь и бизнес должен взять на себя больше ответственности за последствия своей деятельности. Вне всякого сомнения, на создание новых систем управления, новых законодательных механизмов и образовательных программ, которые станут настойчиво доносить до студентов идею ответственности бизнеса, потребуется много времени и огромные усилия. Однако это единственный путь, который позволит создать прочную основу для стабильного и прочного бизнеса.