На российском строительном рынке заработал новый регулирующий орган. Вчера Ростехнадзор впервые приостановил в Москве строительство жилого комплекса — "Аэробус" компании "Капитал групп". Участники рынка опасаются, что деятельность новой госструктуры может серьезно повлиять на рынок бурно развивающегося высотного строительства, а на практике — мало чем отличаться от экологических проверок Росприроднадзора.
Контролем возведения высотных зданий Ростехнадзор начал заниматься только в этом году, после вступления в силу постановления правительства. Фото Василия Шапошникова, «Коммерсантъ».
|
Как рассказал Ъ глава юридического управления московского подразделения Ростехнадзора Илья Сидоров, проверка "Аэробуса" проводилась с 31 октября по 15 ноября. "Выявлен ряд нарушений: отсутствует разрешение на подключение бытового городка к электросети и на установку башенного крана, заключение государственной экологической экспертизы",- пояснил господин Сидоров. По его словам, застройщик будет оштрафован на 100 тыс. руб., готовится обращение в прокуратуру для возможного отзыва у компании лицензии. В "Капитал груп" вчера отказались от комментариев.
"Капитал груп" основана в 1993 году. Построила около 50 объектов в Москве общей площадью более 5 млн кв. м. Основные проекты: "Город столиц", "Барвиха Хиллс", "Авеню 77", "Эко". Входит в пятерку крупнейших застройщиков Москвы в сегменте жилья бизнес-класса. Финансовые показатели и структура акционеров не раскрываются.
Господин Сидоров признает, что разрешение на установку крана на новой площадке "Капитал груп" сможет получить в течение месяца, однако говорит, что аналогичные проверки ведомство готовит в отношении и других крупных застройщиков. Контролем возведения высотных зданий Ростехнадзор начал заниматься только в этом году, после вступления в силу постановления правительства #54 от 1 февраля 2006 года. Тогда было решено передать этому ведомству контроль на строительством зданий свыше 75 м или имеющих более двух подземных этажей. Контролировать остальные по-прежнему должны городские власти. Один из чиновников Ростехнадзора объяснил принятие этого документа тем, что после обрушения крыши аквапарка "Трансвааль" 14 февраля 2004 года "стало ясно, что контролем за соблюдением строительных норм в Москве должен заниматься независимый оценщик федерального уровня".
"Местные власти не соблюдают необходимые юридические нормы при разрешении на строительство",- говорит собеседник Ъ. В стройкомплексе Москвы с этими обвинениями не согласны. "В Москве есть нормы высотного строительства, они соблюдаются. Застройщики часто жалуются: слишком много контрольных ведомств, теперь же появляется еще одно. Думаю, Ростехнадзор пытается громко заявить о себе, ведь пока никто из застройщиков с ним не считается",- говорит чиновник стройкомплекса Москвы.
У Ростехнадзора не так много рычагов влияния на застройщиков. Прекратить строительство объекта ведомство может лишь на пять суток, а по решению суда — максимум на 90, признает источник в Ростехнадзоре. "Но мы ведем переговоры с прокуратурой, чтобы признать факт начала строительства объекта без необходимых разрешений 'незаконной предпринимательской деятельностью', по которой предполагаются уголовные наказания",- предупредил он.
Впрочем, участники рынка уже сейчас всерьез обеспокоены появлением нового контролирующего органа. Пока действия Ростехнадзора напоминают деятельность замглавы Росприроднадзора Олега Митволя, говорят на условиях анонимности представители нескольких крупных девелоперских компаний.
В официальных комментариях участники рынка менее категоричны. Гендиректор российского представительства компании Strabag (занимается реконструкцией гостиницы "Москва") Александр Ортенберг говорит, что Ростехнадзор уже провел проверку этой площадки и не обнаружил у застройщика заключения экспертизы по наземной части строительства, также, по его словам, ведомство требует от компании выплаты "экологических сборов": "Мы до сих пор согласовываем схему транспортной развязки в ГАИ, несмотря на положительную резолюцию общественного градостроительного совета Москвы". "Если нам скажут, сколько и куда перечислить экологические сборы, мы это сделаем", обещает господин Ортенберг.
"В Москве у многих застройщиков получение документации часто отстает от начала строительства. Разрешительные документы постоянно находятся в процессе корректировки из-за бюрократических ведомственных проволочек. Однако у застройщиков есть обязательства перед городом по началу строительства, а также финансовые риски, которые подталкивают начинать строительство до официального поступления документов",- объясняет член совета директоров Mirax Group Дмитрий Луценко.
По оценке замдиректора департамента оценки и консалтинга компании Colliers International Александра Крутова, сейчас в Москве в процессе строительства находится порядка 15 высотных зданий. По подсчетам Дмитрия Луценко, каждая третья компания, ведущая высотное строительство в Москве, может "не иметь хотя бы один из документов на руках". "Надеюсь, новый контролирующий орган будет не только проводить проверки площадок, но и поспособствует ускорению процедуры получения разрешительных документов",- рассчитывает господин Луценко. У любой компании, ведущей строительство крупного объекта, при желании всегда можно найти недостачу одной из "разрешительных бумаг", соглашается гендиректор "Миэль-Недвижимости" Григорий Куликов. "Логичным было бы со стороны Ростехнадзора выявить наиболее массовые нарушения московских застройщиков и определить, что мешает компаниям получать тот или иной документ",- добавляет один из участников рынка.