Любая компания может заработать на сотрудниках как минимум один раз, воспользовавшись результатами их труда. Однако куда рачительнее зарабатывать на сотрудниках дважды или трижды.
![]() МТС предложили сотрудникам перевести накопительную часть пенсии из Пенсионного фонда РФ в НПФ «Система», управляемую общим с МТС акционером — АФК «Система». В течение 10 дней сотрудников ознакомили с документами, а руководителям дали указание обеспечить их подписание. |
Полтора месяца назад повысить эффективность системы негосударственного пенсионного обеспечения решился крупнейший российский сотовый оператор — МТС.
Сотрудникам предложили перевести накопительную часть пенсии из Пенсионного фонда РФ в НПФ «Система», управляемую общим с МТС акционером — АФК «Система». В течение 10 дней сотрудников ознакомили с документами, а руководителям дали указание обеспечить их подписание. Так как в государственный пенсионный фонд отчисления с зарплат производятся автоматически, то новый приказ был воспринят некоторыми сотрудниками как ограничение свободы. «Народ ругался, но подписывал. Однако то, что отказавшихся сразу отправляли писать заявление об уходе, — слухи, я реально ни одного отказавшегося не знаю. Все было на уровне «надо — значит, надо», — рассказывает один из сотрудников МТС. Другой сотрудник, с которым удалось пообщаться «Ведомостям», заявил, что просто «выбросил бумажки в корзину».
Система работает
В МТС пояснили, что никого не принуждают. Перевод накопительной части пенсии из Пенсионного фонда РФ в НПФ «Система», разумеется, осуществляется только на добровольной основе. Система социального обеспечения, в том числе дополнительного пенсионного, существует в МТС уже много лет, рассказывает президент компании Леонид Меламед. При переводе пенсионных накоплений из Пенсионного фонда России в НПФ «Система» МТС перечисляет на индивидуальный счет сотрудника 10% от накопленной им суммы. Это элемент стимулирования работников, так называемые «золотые наручники», поэтому никакого принуждения сотрудников здесь нет и быть не может, говорит Меламед. По его словам, у многих крупных компаний в России и мире есть свои НПФ и собственные программы финансового стимулирования сотрудников. «Компания находится на стадии реструктуризации, и мы заинтересованы в сохранении самых квалифицированных и перспективных сотрудников, поэтому и используем современные системы стимулирования их продолжительного труда в МТС», — отмечает Меламед.
Подобная система действует и в «Росно», где раньше трудился президент МТС. С момента ее внедрения в прошлом году половина сотрудников «Росно» перевела свои пенсионные накопления из ПФР в НПФ «Система». По словам Ирины Ушаковой, пресс-секретаря «Альянс Росно управление капиталов», НПФ «Система» — один из 12 подобных фондов, с которыми «Росно» имеет контракты. По корпоративному договору с НПФ «Система» у сотрудников «Росно» также есть ряд преференций.
«Привлечение средств сотрудников в основной бизнес компании может играть серьезную роль на стадии ее формирования, — считает Павел Панин, старший менеджер отдела финансового консультирования аудиторской компании KPMG. — Но это имеет отношение лишь к малому и среднему бизнесу. Для крупных компаний с финансовой точки зрения это капля в море». По мнению Панина, часть средств, которые страховые компании и НПФ получают от клиентов, формирует так называемые страховые резервы, которые данные финансовые институты могут инвестировать в акции, облигации и ряд других финансовых инcтрументов. Таким образом, часть полученных средств компания или НПФ вполне может вложить в акции или облигации своего корпоративного клиента.
В другой компании, управляемой АФК «Система», — «Комстар — объединенные телесистемы» пенсии сотрудников никуда не переводят. «Они могут выбирать любой фонд, в том числе и НПФ «Система», — пояснила пресс-секретарь «Комстара» Юлия Ясиновская. Услугами своего НПФ «Альфа-Капитал» пользуются и сотрудники Альфа-банка.
![]() В Альфабанке в рамках основного бизнеса сотрудникам компании предоставляются кредиты с упрощенной процедурой. |
Вопрос денег
Однако если собственным или аффилированным пенсионным фондом или банковской системой обладает относительно небольшое количество компаний, то с созданием эффективной модели распоряжения фондами заработной платы приходится работать каждой бизнес-структуре. Панин отмечает, что в последние годы сформировалась система, по которой практически все крупные компании предпочитают выдавать зарплату посредством банков. «Таким образом сами компании избавляются от необходимости иметь дело с большими объемами наличности, а банки приобретают новых клиентов», — размышляет Панин. За примерами далеко ходить не приходится. «Росно» перечисляет зарплату своим сотрудникам в Москве посредством банка МБРР, в Московской области — банка «Возрождение», а в регионах — Сбербанка РФ. При этом, по словам сотрудника пресс-службы компании «Росно» Татьяны Ивкиной, такая схема удобна практически для всех сотрудников — «пожелавших отказаться от этой схемы не более 1%". Сотрудников часто привлекает возможность, пользуясь корпоративным предложением по зарплате, получать бесплатно кредитные карты того же МБРР и иметь возможность воспользоваться его кредитами на льготных условиях.
Заработать на сотрудниках еще раз можно, предложив им воспользоваться производимыми работодателями товарами или услугами. По словам Андрея Шибанова, директора по персоналу Альфа-банка, в рамках основного бизнеса сотрудникам компании предоставляются кредиты с упрощенной процедурой оформления. «Ими пользуются многие из наших сотрудников, поскольку подобные программы — очень популярный вид льгот на рынке», — говорит Шибанов. По его мнению, эти средства служат дополнительным стимулом для повышения авторитета компании среди ее сотрудников, но доля средств работников не играет важной роли в бизнесе банка, поскольку «она чрезвычайно невелика, учитывая масштаб банка». «Предложение вложить деньги в услуги компании зачастую может стать хорошим тестом для корпоративной культуры, — считает Сергей Пятенко, гендиректор Экономико-правовой школы компании «ФБК». — Если сотрудники банка или страховой компании рады воспользоваться услугами собственной фирмы, значит, они ей доверяют. Что же касается использования средств работников в основном бизнесе компании, думаю, их объемы не столь важны для самого бизнеса, но имеет большое значение для формирования корпоративной культуры, точнее, для лояльности сотрудников».
В «Росно» сотрудники имеют доступ к льготным страховым тарифам, однако, по словам Ивкиной, все они сводятся к скидке в размере агентского вознаграждения и беспроцентной рассрочке платежей и (для удобства) списанию платежей с заработной платы. При этом пользоваться или не пользоваться любыми услугами зависит от желания самого сотрудника компании. «Я сама с удовольствием застраховала авто в собственной компании, — говорит Ивкина. — Но, если даже предположить, что все 4000 сотрудников «Росно» пользуются различными нашими страховыми программами, доля их средств очень и очень невелика в основном бизнесе компании, у которой в стране более 7 млн частных клиентов и более полусотни корпоративных договоров».