Последние пять-шесть лет стали переломными в перераспределении производственных мощностей в мире. Основным производителем бытовой техники, бесспорно, стал Китай. Всемирно известные бренды за редким исключением оставили часть своих предприятий по месту прописки. Оценить сложившуюся ситуацию "Ко" попросил руководителей компаний-производителей из разных регионов мира.
«Это нормальный процесс.
Экспансия со стороны китайцев идет уже давно. Практически вся бытовая техника производится в КНР. Их главный козырь — дешевая рабочая сила», — говорит Эдуард Поляков. |
Антон Чумаков, коммерческий директор Electrolux в России:
"Я вижу два аспекта этого вопроса. С одной стороны, китайские производители, которые снижают себестоимость своих товаров по минимуму в основном за счет дешевой рабочей силы и низких затрат на все комплектующие. Это одна история. Ничего плохого в их появлении в принципе нет. Ситуация естественная. С другой стороны, есть производители, которые снижают себестоимость за счет качества. Если раньше они являлись в основном поставщиками российских компаний, размещающих у них свои заказы, то теперь эти китайские производители сами выходят на рынок России. Это гораздо опаснее, поскольку в продаже появляются товары, которые не удовлетворяют никаким стандартам. Граница между этими двумя частями производителей размыта. Есть несколько способов противостояния. Некоторые производители, размещая у китайцев заказы, сами осуществляют шефский контроль качества. Это все равно не приводит себестоимость на уровень китайской продукции, однако радикально снижает ее по сравнению с европейским производством. Второй способ — ужесточение контроля над потребительскими свойствами товара. Это каждодневная работа на уровне розницы — некачественные товары не должны доходить до прилавка. Третий способ можно сформулировать так: поскольку запретительными мерами нельзя добиться ничего толкового, то нужно повышать уровень потребительской культуры, что относится как к производителям, так и к государству".
Эдуард Поляков, генеральный директор компании Polar:
"Нормальный процесс. Экспансия со стороны китайцев идет уже давно. Практически вся бытовая техника производится в КНР. Их главный козырь — дешевая рабочая сила. Производственный потенциал Китая используется всеми игроками рынка. По некоторым товарам мы также заказываем в этой стране комплектующие.
В Китае много разных производителей. Есть предприятия, которые работают по современным стандартам и делают продукцию хорошего качества. Таких большинство.
Конкуренция всегда была и будет. Конкурентов может быть сколько угодно. Важно, чтобы компания работала на рынке правильно, соблюдая цивилизованные правила игры, а откуда она — не имеет значения. Не надо ни с кем бороться, надо грамотно сотрудничать и кооперироваться. Мы сейчас имеем достаточно мощностей, чтобы покрывать свой потенциал продаж. Стараемся делать технику качественнее и дешевле. И никогда не скрывали, что комплектующие заказываем в Китае. Себестоимость снижаем за счет логистики и закупочных цен на комплектующие. В отношении цена — качество на первом месте для нас всегда стоит качество продукции".
Хироаки Матсубара, генеральный менеджер департамента бизнес-планирования группы компаний Pioneer:
"Естественно, что вопрос цены упирается в вопрос стоимости рабочей силы. Рабочая сила в Японии в три — пять — двадцать раз дороже, чем в Китае. Pioneer инвестирует значительные средства в технологии. Мы не конкурируем с китайцами по технологиям. Японские компании постепенно переводят производства в Малайзию и Таиланд. Пока вопрос о переводе производства в Россию не стоит. Но рассматривается возможность перевода производства в Восточную Европу. В связи с усилением роли таможенных барьеров, которые создаются между Восточной Европой, в частности, Россией и Западной Европой, для нас вопрос стоит достаточно остро. Но так как его решение весьма затратно, то требует детального изучения. Чтобы открыть завод, производящий качественную продукцию, необходимы прежде всего людские ресурсы. То есть специалисты, которые могут эту продукцию, во-первых, разработать, а во-вторых, произвести. Если говорить о производственной активности в России корейских компаний, то они ведут себя так активно потому, что начинали с нуля. А у японцев уже был стабильный рынок, и поэтому необходимости торопиться не было. Политика Samsung и других компаний такова, что они идут в первую очередь на те рынки, которые не заняты большими японскими корпорациями. И уже заняв позиции на этих рынках, атакуют позиции в Западной Европе и США.
Что касается китайцев, то мы не конкуренты с точки зрения технологий. По цене и стоимости труда мы соперничать с ними никогда не сможем. Поскольку китайцы удовлетворяются значительно более скромными жизненными стандартами. У нас есть две вещи, в которые мы вкладываемся. Первое — наши технологии, и здесь мы всегда будем на шаг или два впереди китайцев. Нельзя скопировать то, чего еще нет. Pioneer имеет значительные инженерные наработки и такое количество квалифицированных инженеров, которого нет у китайцев. В этом плане мы будем всегда опережать китайцев. С другой стороны, у Pioneer есть такая вещь, как бренд. Наш бренд создавался с 1937 года, он узнаваем и предпочитаем людьми, которые не станут покупать китайское изделие, на сколько бы дешевле оно ни стоило. Эти два конкурентных преимущества, мы уверены, будут приносить нам успех и в дальнейшем".
Дмитрий Ерохов, B2C-директор Philips Consumer Electronics в России:
"Процесс развития китайских производителей бытовой электроники и их стремительного выхода на рынок оказывает определенно положительное влияние на всех участников этого рынка, включая и потребителей, и производителей.
Основным параметром, благодаря которому китайские предприятия с успехом конкурируют с традиционными производителями, является более низкая стоимость выпускаемой продукции. Естественно, это выгодно покупателю, который желает приобретать современную технику за меньшие деньги. Однако если учитывать тот факт, что такая стоимость складывается не только благодаря дешевой рабочей силе и другим факторам производства, но и из-за отсутствия масштабных проектов в области исследований и разработок, становится понятным место традиционных грандов в сфере бытовой электроники, тратящих миллиарды на R&D ежегодно. Сегодня действительно революционные и высокотехнологичные продукты выпускаются только лидерами индустрии.
Рынок бытовой электроники — это очень гибкая и динамичная среда. Производители постоянно находятся в поиске новых идей и стараются активно следовать духу времени и современным тенденциям. Так, например, дизайн телевизоров Philips меняется с интервалом не реже, чем раз в год. Фирменные технологии появляются в новых продуктах еще быстрее, постоянно совершенствуясь и дорабатываясь. На рынке до сих пор нет аналога технологии Ambilight, четвертая версия которой недавно была представлена широкой публике.
Наступая на массовый рынок бытовой электроники, китайские производители побуждают других участников совершенствовать свои продукты и предлагать устройства, которые не только дополняют, но и открывают новые категории продукции. Таким образом, процесс развития технологий и продуктов в условиях конкуренции традиционных и китайских производителей бытовой электроники только ускоряется, что является абсолютно нормальным рыночным процессом".