Компания Apple известна на рынке не только качественным оборудованием и красивыми интерфейсами. В большой степени Apple славится своими маркетинговыми талантами, и умением разворачивать свои и чужие ошибки себе на пользу. Ситуация с музыкальным сервисом как раз из этой серии.
Напомним, что в 28 апреля 2003 года компания Apple открыла собственный онлайновый музыкальный магазин. Данное мероприятие неизбежно привлекло бы к себе интерес, даже если бы реализовано было по-гуглевски без шума, пыли и предварительной рекламы.
Но Apple не Google, и свои мероприятия в маркетинговом плане эта компания оформляет всегда очень обстоятельно. Слухи и домыслы бродили по Сети довольно продолжительное время, а незадолго до открытия iTunes Music Store ураганом пронёсся слух о том, что под контроль Apple может попасть лейбл Universal Music Group. Эта информация была вскоре опровергнута руководством Apple.
За несколько дней до открытия музыкального сервиса. А подобное мероприятие в исполнении Apple неизбежно должно была обрести знаковый статус.
Почему? Что такого в "обычном" сетевом музыкальном магазине?
Во-первых, дело в том, кто его создал, в каких условиях и чего от этого сервиса теперь ждут.
Apple изначально компьютерная компания. Столь агрессивной экспансии на смежные рынки, как Microsoft, например, детище Стива Джобса никогда не производило, хотя MP3-плееры iPod с огромными накопителями это реалии сегодняшнего дня.
К тому же у Apple и лично у Джобса очень тесные и дружественные отношения с медиакорпорациями, в особенности, с Голливудом. Трейлеры дорогих голливудских поделок в Сеть выкладываются обычно в формате QuickTime. Стоит вспомнить и про студию Pixar, которая рисует для Disney компьютерные мультфильмы.
С музыкой Apple завязана давно, в прошлом году ей даже вручили "Грэмми" за достижения в области музыкально-компьютерных технологий. Именно Apple "познакомила" звукорежиссёров с персональными компьютерами, и переоценить этот шаг теперь оказывается довольно-таки проблематично.
| ||
Кому-то показалось, что это была прямая пропаганда формата MP3. Но Apple, естественно, делала это не ради самого формата и, упаси Боже, не ради того, чтобы причинить ущерб музыкальным лейблам, которых и так сурово наказывают пираты.
Всё, естественно, затевалось ради стимуляции продаж iPod.
Что же касается самой звукозаписывающей отрасли, то, как известно, лейблы пытались создать несколько "своих" платных подписных сервисов.
Их ждал громкий провал, у которого две причины. Во-первых, как поётся в одной песне, "...и небогат ассортимент": лейблы по давней и недоброй традиции боятся Сети, и потому предлагаемое песенное меню оказалось пребедным.
Ну а во-вторых... Да, в сетях Audiogalaxy, Napster, KaZaA и иже с ними гарантировалась бесплатность, кроме того, пользователи ощущали свою анонимность, а стало быть и безнаказанность.
Можно добавить, многие испытывали желание наказать лейблы за завышенные цены на диски (что доказано в судебном порядке). Ну и просто получить что-то задаром.
Как бы там ни было, все разговоры о природной законопослушности американцев, равно как и представителей многих других наций, оказались все в пользу бедных. Пока лейблы, в сообрази с тактикой "руби в корень" рубились в судебных залах с пиринговыми сетями и их создателями, рядовые пользователи пользовались своей неприкосновенностью.
И спокойно пополняли свои коллекции любимой музыкой.
Логика звукозаписывающих гигантов, агитировавших против бесплатных сетей, казалась дикостью: "Зачем скачивать что-то бесплатно, когда это можно получить за хорошие деньги?" Соответственно, и попытки создать платные, но легальные сервисы в противовес нелегальным, но бесплатным пошли прахом.
После такого провала RIAA сфокусировала свои усилия на полицейских мерах, хотя всякие Pressplay и другие подобные ресурсы худо-бедно продолжают функционировать.
Попытки создания средств защиты вроде закрытых форматов (Liquid Audio, например) и систем защиты дисков от копирования тоже не дали никаких позитивных результатов.
Естественно, когда Apple провозгласила "Rip. Mix. Burn", отношения звукозаписывающей отрасли с ней натянулись подобно струне. Однако, как видим, то были лишь цветочки.
Если бы Apple была не Apple, можно было бы помянуть Большого Белого Вождя и пострадавшие от него грабли. Потому что, на самом деле, Apple предпринимает практически все те же самые шаги, что и лейблы до неё и закрытый формат компрессированного аудио, и DRM с ограничениями на количество возможных прослушиваний. Всё это есть, однако...
Сам Джобс признал, что его компания крепко обязана провальным платным ресурсам, поскольку создатели iTunes Music Store учились на их ошибках. Как и полагается умным людям.
Использование iTunes для покупки музыки (скриншот с сайта Apple.com). |
Данная компания традиционно держится строго перпендикулярно остальной части отрасли, так что они смогли сделать так, чтобы ход, который может показаться заведомо провальным, учитывая прошлый опыт, в реальности оказался триумфальным шествием.
Так что они сделали? Во-первых, добились, чтобы их почти уже враги крупные лейблы предоставили в распоряжение Apple сразу 200 тысяч композиций. Причём на крайне мягких условиях:
За каждую песню предлагается платить всего 99 центов;
Отдельные песни можно записывать на CD-R неограниченное количество раз, но если речь идёт о сборниках, то для них предусматривается разрешение на 10 копий;
Скачанные песни можно будет прослушать только на трёх компьютерах.
Последнее совершенно неизбежное антипиратское ограничение.
Впрочем, когда вдаёшься в технические детали, понимаешь, какая серьёзная подготовительная работа велась создателями iTunes Music Store, и насколько всё продумано.
Во-первых, закрытый (да, закрытый!) формат Advanced Audio Coding (AAC), в который кодируется аудио, обеспечивает лучшее, по сравнению с MP3, качество звучание при равных битрейтах. При этом он обладает встроенной системой управления правами на цифровой контент (DRM).
Во-вторых, сервис пока доступен только пользователям новейших Mac'ов и новейших плееров iPod. Обычное для Apple средство привлечение клиентов к покупке нового "железа".
А позднее Apple всё же собирается выпустить iTunes и для Windows, а это может быть смачным ударом по Microsoft с их Windows Media Player (и DRM-планами) и NullSoft с их популярнейшим WinAMP. Время покажет, впрочем.
Во всём это есть одно большое "но": по сведениям Wired News, пользователи Mac'ов традиционно испытывают большие сложности с подключением к бесплатным сетям типа KaZaA вследствие того, что работоспособных клиентских программ для Mac OS X мало. И "макинтошевцам" действительно легче заплатить скромные деньги за гладко работающий сервис, нежели морочиться с криво написанным "левым" p2p-клиентом.
| ||
Впрочем, первая неделя существования iTunes Music Store уже преподнесла медийной отрасли крупные сюрпризы. Успех оказался куда больше ожидаемого: по некоторым сведениям, скачено (а точнее, куплено) около миллиона композиций.
За весь 2002 год все легальные музыкальные сервисы смогли продать всего лишь в два раза больше. Это притом, что пользоваться лавочкой iTunes, как уже сказано, могут пока только пользователи Mac!
Что будет дальше? Одни ждут серьёзного расширения влияния Apple на рынке персональных компьютеров. Возможно, но не факт.
Звукозаписывающие компании правы в том, что не ждут особой популярности сервиса среди пользователей Wintel-платформ. С клиентами KaZaA для Windows всё в порядке.
Впрочем, никто не знает, какой ход конём может сделать Apple, и какие именно тузы запрятаны в рукавах, ботинках и за поясом у её руководителей. В конце концов, уже не такими и странными кажутся слухи о покупке Vivendi Universal, пусть даже они и опровергнуты.
В конце концов, что отличает Apple в последние годы, так это способность крепко держаться на захваченных рубежах будь то скромная доля Mac в сфере пользовательских компьютеров, цифровые плееры и дизайнерские фетиши.
Увы, пока iTunes Music Store доступен только для жителей США.
Статья получена: Membrana.ru