Студенты бизнес-школ ожидают, что программы МВА помогут им получить новые практические знания. Но их ожидания далеко не всегда оправдываются. Что неудивительно, ведь в основном программы разрабатывают и преподают теоретики.
Бизнес-образование постепенно превращается в борьбу за потенциальную должность консультанта, обученного профессорами-теоретиками. |
Студенты МВА — это, в первую очередь, практики, и они идут в бизнес-школу для того, чтобы получить новые практические знания.
Но программы МВА по большей части разработаны и преподаются теоретиками. Стоит ли менеджерам тратить время на изучение теорий и моделей, которые оказываются абсолютно бесполезны в реальном мире бизнеса?
Ричард Шмаленси, (Richard Schmalensee) декан бизнес-школы MIT Sloan School of Management, признает существование проблемы и предлагает свое решение:
Бизнес-образование постепенно превращается в борьбу за потенциальную должность консультанта, обученного профессорами-теоретиками, более заинтересованными в том, чтобы произвести максимальное впечатление на своих академических коллег, а не на решении постоянно возникающих бизнес-задач.
Конечно, говорить так обо всем бизнес-образовании в целом не вполне корректно, но определенная доля правды в этом есть. Большинство бизнес-школ заявляют, что проводят специальные исследования современного бизнеса, на основе которых создаются новые, более ценные курсы для практикующих менеджеров. На самом деле не все так просто…
Существует общепринятое мнение, что курс МВА должен быть основан на анализе (оценка мероприятий, которые необходимо провести) посредством менеджмента (как наиболее эффективно их провести). Но несмотря на все плюсы программ МВА, такой алгоритм практически не соблюдается. Основная причина сегодняшнего превосходства теории над практикой — основы, заложенные успешной революцией бизнес-образования 50-х.
В результате революции 50-х годов практика менеджмента была существенно преобразована. В программы МВА были включены такие дисциплины как психология и экономика. Но с тех пор курс обучения менеджеров стал основываться только на академических дисциплинах, а не на практических методах и инструментах. Другими словами, ранее искомый академический статус программ МВА (который описывает, что делают менеджеры на текущий момент) вытеснил предписывающий статус (что они должны делать в будущем). На сегодняшний день все старания профессорско-преподавательского состава бизнес-школ имеют мало общего с решением реальных задач.
Последнее время прослеживается тенденция к критике традиционных программ МВА. Люди, которые зачастую ничего не смыслят в бизнесе, с уверенностью заявляют, что бизнес-школы не могут научить своих студентов менеджменту, либо не в состоянии предоставить качественные программы. Эти критики лишь подливают масла в огонь, при этом не предлагая каких-либо решений данной проблемы.
Сегодня наиболее актуальная задача, как менеджеров, так и профессоров бизнес-школ заключается в том, чтобы объединить практические и теоретические знания. Задействовав "думающих" практиков в специальных исследованиях, бизнес-школы смогут убить сразу двух зайцев: внести положительные изменения, как в обучение, так и в практику управления.
Еще одна проблема — система академических наград и премий. Награды и премии, а также публикации научных исследований во влиятельных журналах, очень важны для большинства профессоров — это своего рода признание их заслуг в научном мире. Но ныне существующая система не способствует реалистичной оценке усилий ученых, исследующих ту или иную область знаний или решающих определенную проблему.
Руководители бизнес-школ осознают, что даже получив одно из ведущих мест в рейтинге, нельзя сворачивать с традиционного академического пути, иначе популярность школы может резко снизиться. В мире существует всего несколько бизнес-школ, которые настолько крепко стоят на ногах, что могут позволить себе подобные эксперименты. В качестве положительного примера можно привести курс бывшего руководителя General Electric, Джека Уэлча в бизнес-школе MIT Sloan, основанный на его бестселлере "Winning".
Ядро проблемы теоретического образования заключается в том, что существующие методы найма профессоров, заложенные в традиционную систему, не поощряют привлечение практиков, способных развить как систему обучения, так и проводить специальные исследования.
Решить задачу можно только совместными усилиями ведущих бизнес-школ. Многие из них хотят и пытаются внести практику в образовательный процесс, но пока еще никто не дал четкого ответа на вопрос "Что делать?".
Возможный алгоритм решения задачи:
В первую очередь, необходимо сосредоточить усилия всех участников образовательного процесса на данной проблеме, в том числе и студентов/будущих руководителей, которые должны более четко акцентировать свое внимание на реальных задачах глобализации, предпринимательства и инновациях.
Бизнес-школы должны постоянно апробировать новые методы развития управленческих способностей менеджеров так, чтобы они могли более эффективно решать возникающие задачи.
Отношения между менеджерами и бизнес-школами не должны ограничиваться классной комнатой и не должны заканчиваться в момент вручения диплома МВА.
Специальные исследования, проводимые бизнес-школами, в первую очередь, должны быть направлены на поиск решения реальных проблем менеджмента.
Для того чтобы система работала эффективно, необходимо сделать так, чтобы профессорско-преподавательский состав осознавал, что попытка решить проблему — это не риск потерять карьеру, а наоборот, верный способ получить признание.
При подготовке статьи использованы материалы журнала BusinessWeek.