В 2007 году в небо должен подняться новый пассажирский Boeing 7E7 Dreamliner, несущий массу оригинальных новшеств. Уже появились первые заказы от авиаперевозчиков, которые готовы приобретать этот самолёт прямо с чертёжной доски. Они рискуют. Рискует и Boeing.
Dreamliner должен получиться на 20% экономичнее, чем самые современные лайнеры сопоставимого класса.
Это очень существенный скачок. И это ставка на одну карту.
Для Boeing этот проект едва ли не последняя надежда отыграться на мировом рынке у давнего соперника европейской фирмы Airbus, в прошлом году обошедшей американцев по продажам и споро собирающей огромные заказы на будущее.
Дело в том, что сейчас у фирмы Boeing 7Е7 это практически единственный находящийся в разработке проект полностью нового лайнера.
Модернизацию существующих моделей нельзя считать способом подлинной победы.
Но прежде, чем рассказать подробнее о конструкции 7E7, нужно сказать пару слов о кардинально отличной стратегии европейцев и американцев в деле завоевания кошельков авиакомпаний.
Разумеется, и те, и те строят широкий ряд лайнеров под самые различные трассы (короткие внутренние и длинные межконтинентальные) и для разного числа пассажиров. Но вот на какой самолёт две фирмы-титана делают главную ставку?
Airbus ставит на супергигант А380, который уже в 2006 году появится на линиях (на машину уже собраны десятки заказов).
Он рассчитан на 555 пассажиров и по расходу топлива на одного пассажира будет едва не самым экономичным в мире. Но он, очевидно, рекордно выгоден лишь на длинных дистанциях и при полном заполнении салона.
Прямой конкурент этого лайнера ветеран Boeing 747 теряет объём продаж с головокружительной скоростью.
Конечно, так говорят всегда, но создатели 7Е7 обещают невиданные прежде комфорт и продуманную эргономику салона (иллюстрация с сайта boeing.com). |
7Е7 призван "побить" их всех. И среднеразмерные европейские лайнеры на коротких и средних рейсах и сверхвместительный 380-й на длинных.
"Американец" будет выпускаться в трёх версиях. Основная на 217 пассажиров с дальностью полёта 15,7 тысячи километров. На короткие рейсы с плотной компоновкой кресел 289 пассажиров и 6,5 тысяч километров. И удлинённый дальнобойный вариант 257 пассажиров с дальностью 15,4 тысячи километров.
И во всех вариантах он должен быть рекордно экономичным, даже не располагая таким мощным фактором как супервместимость.
Ведь известно: с ростом числа пассажиров, под которое проектируют самолёт расход топлива растёт медленнее, и вообще все другие расходы (хотя бы аэронавигационные сборы или зарплата пилотам) "размазываются" на большее число билетов.
Потому в своё время гигант 747 (на 450 человек) и произвёл фурор. Но теперь, когда европейцы поступили точно по американскому рецепту, Boeing почему-то решил поставить фактически своё выживание на рынке авиалайнеров на среднеразмерную модель.
Чем же должен "взять" Dreamliner? Впервые в истории пассажирский авиалайнер почти полностью будет выполнен из углеродных композитов.
Ранее на такое решение инженеры отваживались лишь в отношении хвостового оперения и некоторых других элементов планера. А тут сильно нагруженные фюзеляж и крылья практически на 100% сделают из углеволокна.
Компании нужно будет решить массу технологических проблем. Но американцы говорят, что всё рассчитали и готовы на такой рискованный шаг.
7Е7 будет легче европейского соперника 330-го на 10 тонн, хотя "европеец" обладает меньшей на 3 с лишком тысячи километров дальностью, чем базовый Dreamliner.
Кстати, есть тут одна проблема. При случайных ударах (например, во время обслуживания погрузчиками в аэропорту) многослойные композиты могут получить повреждения без видимых снаружи трещин.
Решение предложено смелое по всему корпусу будут вживлены датчики напряжений, завязанные на специальный компьютер, который всю жизнь самолёта неусыпно будет отслеживать картину внутренних нагрузок в деталях и вовремя сообщит о месте, где есть проблема.
Новый самолёт отличает сочетание умеренной вместимости с выдающейся дальностью полёта (иллюстрация с сайта boeing.com). |
Их будет две модели, на выбор покупателя: Trent 1000 от Rolls-Royce и GENX от General Electric.
Тяга каждого движка составит от 25 до 32 тонн. Технически оба в значительной степени основаны на предыдущих моторах, но всё же это новые модели.
Обе блещут интересными решениями. Например, лезвиями вентиляторов и турбин очень сложных форм с криволинейными передними кромками, необычайно высокие степени сжатия в компрессорах, оригинальной формы камеры сгорания, широкое использование композитов и так далее, и тому подобное.
Оба движка должны выйти на новый уровень среди всех аналогов по выбросам вредных веществ и шуму.
Rolls-Royce Trent 1000 в значительной степени должен обеспечить лайнеру 7Е7 его удивительную экономичность (иллюстрация с сайта rolls-royce.com). |
Но вот впервые в истории авиации у этих совершенно разных двигателей от разных компаний будет одинаковый интерфейс управления и все разъёмы, что позволит владельцам любого 7Е7 менять при ремонте моторы самолёта на любую из двух "родных" моделей.
Многие традиционные гидравлические и пневматические системы в новом самолёте будут заменены на электрические, что необычно для пассажирского самолёта.
Естественно, машине мечты нужен салон мечты.
Инженеры говорят о новых стандартах комфорта во всех пассажирских классах более широких и удобных креслах, большем просторе, самых крупных среди авиалайнеров иллюминаторах, в которых вместо банальных пластиковых шторок от Солнца будут установлены затемняемые электрохромные стёкла.
Соперники из Европы смотрят на эти громкие реляции со скептицизмом, резонно указывая, что расходы на топливо это лишь пятая часть общих затрат авиакомпании на рейс.
Эксперты предсказывают поступление до 100 заказов на этот самолёт ещё до того, как он первый раз поднимется в воздух (иллюстрация с сайта boeing.com). |
Дело в том, что обычные трансконтинентальные машины-гиганты экономят большие деньги лишь при полном наполнении салона.
А отсюда малое число городов во всём мире, между которыми проходят трансокеанские маршруты и вынужденные пересадки в аэропортах для многих путешественников ведь большие лайнеры нужно заполнять.
Так или иначе, но технологически рискованный Dreamliner единственная карта в колоде американской компании, призванная в одиночку выиграть партию. Козырной туз? Время покажет.
Статья получена: Membrana.ru