Как стало известно Ъ, холдинг «Система Масс-Медиа» намерен вывести на рынок новый сервис для владельцев мобильных телефонов. Его дочерняя компания ЦТВ покупает компании, располагающие частотами для телевещания на сотовые телефоны в 16 городах России, и к середине 2008 года планирует начать предоставление услуг.
Эксперты считают проект «Системы» спорным, ссылаясь на несостоятельный опыт развития мобильного ТВ в других странах. Для трансляций «живых» телепередач на мобильные телефоны дочерняя структура «Системы Масс-Медиа» (СММ) — ООО «Цифровое телевещание» (ЦТВ) будет использовать стандарт мобильного ТВ DVB-H (его поддерживают Nokia и SonyEricsson). Этот стандарт позволяет принимать на телефон, оснащенный ТВ-тюнером, сигнал, транслируемый с передатчиков, установленных на телебашнях.
Передатчики работают в диапазоне стандартных дециметровых телеканалов. На сегодняшний день подобные сервисы действуют в Финляндии и Италии.
«ЦТВ сейчас покупает компании, располагающие частотами для мобильного цифрового вещания в 16 городах России»,- заявил Ъ источник в «Системе». В «Системе Масс-Медиа» отказались назвать регионы, в которых планируются приобретения, и конкретные компании. Однако эксперты в области телевещания не сомневаются, что речь идет о компаниях, получивших в 2002—2006 годах разрешения на тестово-коммерческую эксплуатацию цифрового телевидения аналогичного DVB-H стандарта DVB-T (большая часть этих структур имеет право вещать на дециметровых частотах в диапазоне 570 МГц). Среди этих компаний — петербургский «Телемедиум», московский «Каскод» и ряд других структур. Комментировать возможность сделки с АФК «Система» их представители отказываются.
По словам источника Ъ, вещательные системы будут создаваться в сотрудничестве с южнокорейским оператором SK Mobile и подразделением Deutsche Telekom T-Systems. «Мы планируем запустить сервис к 2008 году, к летней Олимпиаде в Пекине»,- заявил собеседник Ъ. Бюджет проекта не раскрывается, однако специалисты оценивают затраты на развертывание передатчиков в каждом городе по $1 млн.
Ранее представители СММ заявляли, что на стадии запуска телефонное ТВ будет транслировать восемь телеканалов, число которых впоследствии увеличится вдвое. Называлась и стоимость подписки на них — $5—15 в месяц. Весной представители холдинга объявили, что планируют к 2010 году только в Москве подключить 500 тыс. пользователей DVB-H. Сейчас в СММ считают, что подписчиков будет значительно больше. При этом они ссылаются на опыт итальянской телегруппы Rai и сотового оператора TIM, запустивших летом DVB-H перед чемпионатом мира по футболу: за месяц им удалось подключить свыше 500 тыс. абонентов.
Эксперты по-разному оценивают как проект «Системы Масс-Медиа», так и перспективы развития мобильного ТВ в целом. Например, по оценкам компании IMS Research, в ближайшие четыре года рынок услуг мобильного ТВ будет расти на 50% ежегодно. К концу 2010 года его объем во всем мире достигнет $11,7 млрд, а количество пользователей превысит 446 млн. Российские участники рынка в этом сомневаются. Аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин отмечает, что, несмотря на все посулы производителей телефонов, выпуск DVB-H-моделей до сих пор наладить не удалось: «В Италии и Финляндии используются тестовые телефоны, которые до сих пор не поступили в свободную продажу».
Экс-глава компании «Телемедиум» Дмитрий Волобуев в целом сомневается в концепции мобильного телевидения: «Распространение DVB-H сдерживается несовершенством технологии передачи изображения и очень высоким энергопотреблением телефонов». По его мнению, решив эту проблему, производители вряд ли смогут справиться с более концептуальной: «Малые экраны телефонов по определению не располагают к просмотру длительных телепередач. А пути создания специализированного контента и привлечение к нему внимания аудитории пока не ясны».