Предвестниками потребительского бума в средних и малых городах России сегодня выступают продуктовый ритейл и торговый девелопмент. Вслед за ними в провинцию неизбежно потянутся другие крупные игроки потребительского рынка.
Проникновение на территории, куда прежде "не ступала нога ритейлера",- устойчивая тенденция и для региональных торговых сетей. |
Тема выхода крупных федеральных сетей в небольшие города еще недавно представляла интерес разве что для футурологов. Все стремительно изменилось буквально за последние два года.
Движение в глубинку становится мейнстримом.
Такой стратегии с недавних пор придерживается сеть продуктовых дискаунтеров "Магнит". Краснодарский ритейлер на днях объявил о планах открывать свои супермаркеты и гипермаркеты в небольших городах с населением от 30 тыс. человек. Продуктовую розничную сеть в Иванове и Ивановской области развивают и учредители компании "Русский шоколад". Они уже успели открыть там больше дюжины разноформатных магазинов. В стратегических планах сети — выход во вторые и третьи города других областей.
По словам Федора Рыбасова, исполнительного вице-президента группы "Дикси", также активно осваивающей средние и малые российские города, при выборе территории в первую очередь анализируются число жителей и плотность населения. "Мы открываем магазин среднего формата, если в его торговой зоне находятся не менее 15 тыс. жителей, а большого формата — не менее 70 тыс.",- отмечает Рыбасов. Естественно, значение имеет состояние местной инфраструктуры, количество и направление трафика — пешеходного и автомобильного. Наконец, исходя из покупательной способности населения и уровня конкуренции в городе компания оценивает свои шансы на достижение целевой доли рынка.
Проникновение на территории, куда прежде "не ступала нога ритейлера",- устойчивая тенденция и для региональных торговых сетей. Самые активные из них, похоже, намерены до прихода "федералов" успеть закрепиться в городах, не избалованных достижениями современной торговли. Так, в частности, ведет себя екатеринбургская продуктовая сеть "Монетка", насчитывающая около 70 магазинов. Наряду с крупными региональными центрами она стремится присутствовать в небольших населенных пунктах. Представители компании неоднократно заявляли, что рассматривают возможность открытия новых точек (в формате дискаунтера) в городах с населением от 30 тыс. человек.
Так же поступают и сибирские торговые сети, развивающие бизнес за пределами крупных региональных центров. Например, иркутская сеть АМИК открывает свои универсамы и супермаркеты как в самом Иркутске, так и по области. Магазины новосибирской "Сибириады" помимо самого Новосибирска сегодня действуют в областных Бердске, Искитиме и Черепанове. Аналогично стратегию строит красноярская сеть "Красный Яр".
Параллельно с торговыми сетями средние и малые города России осваивают девелоперы. В том числе и для розничного бизнеса, готового застолбить место на рынках, они возводят здания, которые на фоне тесноты в столице и других "миллионниках" сегодня кажутся пустынными. Так, недавно холдинг "Марта" заявил, что ее дочерняя девелоперская структура — компания RTM Development — к 2010 году построит около 400 тыс. кв. м торговых площадей. Речь идет о многофункциональных центрах площадью от 20 тыс. до 100 тыс. кв. м в полусотне российских городов с населением от 400 тыс. человек.
Крайне перспективной нишу городов с населением от 100 тыс. до 500 тыс. человек считает глава екатеринбургской фирмы "КИТ-кэпитал" Марк Алан Буш. Через три года эта девелоперская компания планирует возвести 600 тыс. кв. м — около пятой части общей площади всех действующих в России торговых центров, которая на конец 2005 года, по данным "Магазина магазинов", составляла около 3 млн кв. м (подробнее о проекте "КИТ-кэпитал" см. СФ № 27/2006).
"Для нас это неисчерпаемый рынок, и он будет свободен еще как минимум пять-семь лет",- полагает Буш. И, похоже, он не одинок в своей оценке. Уже сегодня "малая" Россия вызывает живой интерес со стороны все большего числа компаний потребительского сектора — от ресторанных до аптечных сетей.
Освоение пространства
7 декабря 2006 года ИД "Секрет фирмы" совместно с Институтом региональной политики проводит конференцию "Пространственное развитие крупного бизнеса и будущее регионов России", в рамках которой будут представлены подробные результаты проведенного исследования.
Конференция состоится при поддержке Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства регионального развития РФ. Будут всесторонне обсуждаться стратегии крупных промышленных и финансовых структур в регионах России, а также необходимые шаги со стороны федеральных властей и региональных администраций для повышения эффективности и стимулирования развития бизнеса в регионах.