Приложение к еженедельнику "Экономика и жизнь" - "Ваш партнер-консультант" N 36, 2004 г.
В конце августа было принято сразу два Федеральных закона - N 114-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях" и N 118-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и Таможенный кодекс РФ", которые внесли очередные изменения в КоАП РФ. О том, что именно поменялось в Кодексе, - в нашей статье.
Согласно изменениям, внесенным Законом N 114-ФЗ в ст. 19.5 КоАП, начиная с 5 сентября 2004 г.
неисполнение решений контрольно-надзорных органов будет считаться административным правонарушением. Напомним, что раньше эта статья устанавливала ответственность за невыполнение в срок только предписаний, постановлений и представлений. А о таком документе, как решение, в ст. 19.5 не упоминалось.
По замыслу законодателя, новая поправка призвана согласовать положения Кодекса со ст. 26 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе", которая предусматривает возможность вынесения антимонопольными органами решений об осуществлении контррекламы.
Этим же Законом были внесены изменения и в ст. 19.8 Кодекса, которой установлена ответственность за непредставление в антимонопольные органы ходатайств, уведомлений и сведений.
! О чем стоит сказать в первую очередь - это о том, что законодатель расширил круг потенциальных нарушителей ст. 19.8 КоАП РФ, включив в него, помимо организаций и должностных лиц, еще и граждан.
Новая редакция этой статьи разграничивает ответственность, с одной стороны, за непредставление сведений (информации) (часть 2), а с другой - за непредставление ходатайств и уведомлений (часть 1). За неподачу сведений организация теперь может быть оштрафована на сумму от одной до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), должностные лица - от двадцати до тридцати МРОТ, граждане - от десяти до пятнадцати МРОТ. Неподача ходатайства или уведомления отныне обойдется гражданам в сумму от пятнадцати до двадцати пяти МРОТ, должностным лицам - от тридцати до пятидесяти МРОТ, юридическим лицам - от одной до пяти тысяч МРОТ.
Кроме того, по ст. 19.8 теперь могут привлечь и в том случае, если ходатайство или уведомление будет подано позже положенного срока.
БОЛЬШЕ САНКЦИЙ, ХОРОШИХ И РАЗНЫХ...
Закон N 118-ФЗ существенно изменил систему административных наказаний (подробнее см. с. 2 "ЭЖ Досье").
! С 1 октября 2004 г. административный штраф может выражаться не только в величине, кратной сумме неуплаченных налогов и сборов, сумме незаконной валютной операции либо сумме неуплаченного административного штрафа, как было раньше, но и в величине, кратной:
- сумме неуплаченных таможенных пошлин;
- денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании;
- сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке;
- сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках;
- сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Россию (п. 3 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ).
Изменения коснулись и ст. 4.4 Кодекса. Сейчас согласно этой статье при совершении лицом нескольких административных правонарушений наказание ему должно назначаться в пределах только одной санкции. Получается, что, к примеру, гражданин, нарушивший сразу несколько статей Кодекса, теоретически может понести наказание, предусмотренное за самое малозначительное из своих правонарушений. Назначение дополнительных наказаний ст. 4.4 в этом случае вообще не предусмотрено.
!С 1 октября, когда вступит в силу Закон N 118-ФЗ, в подобных случаях нарушитель будет привлекаться к ответственности только по той статье, которая предусматривает более строгое наказание. К тому же нарушителю может быть назначено дополнительное наказание, предусмотренное каждой из соответствующих статей.
! Зато появилось в КоАП РФ и новое смягчающее обстоятельство - добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении (п. 1.1 ч. 1 ст. 4.2).
Закон от 20.08.2004 N 118-ФЗ изложил главу 16 КоАП РФ о нарушениях таможенных правил полностью в новой редакции (см. табл.).
Кроме того, приняты поправки к абзацу второму ч. 3 ст. 3.5 и к ст. 15.25, которые устанавливают ответственность за нарушение актов органов валютного регулирования (до 01.10.2004 к ответственности нарушителя могут привлечь лишь за нарушение валютного законодательства). А главу 19 Кодекса депутаты дополнили ст. 19.26, по которой будут нести ответственность недобросовестные эксперты за заведомо ложное заключение при осуществлении государственного контроля.
Кроме того, приняты поправки к абзацу второму ст. 15.25, которые устанавливают ответственность за нарушение актов органов валютного регулирования (до 01.10.2004 к ответственности нарушителя могут привлечь лишь за нарушение валютного законодательства). Причем максимальный размер штрафа за это правонарушение для должностных лиц установлен в размере двухсот МРОТ, а для юридических лиц - в размере пяти тысяч МРОТ (ч. 3 ст. 3.5).
Главу 19 Кодекса депутаты дополнили ст. 19.26, по которой эксперты, давшие заведомо ложное заключение при осуществлении государственного контроля, будут оштрафованы на сумму от десяти до пятнадцати МРОТ.
С 01.10.2004 из КоАП РФ будут исключены следующие составы правонарушений: | С 01.10.2004 в КоАП РФ появятся новые составы правонарушений: |
* Перемещение товаров и (или)транспортных средств с несоблюдением мер по за- щите экономических инте- ресов РФ и других запретов и ограничений (ст. 16.3). * Неуведомление при ввозе товаров и (или) транспортных средств о пересечении тамо- женной границы (ст. 16.4). * Несоблюдение правил перемещения транспортных средств через таможенную границу (ст. 16.7). * Выдача без разрешения таможенного органа, утрата либо недоставление в тамо- женный орган товаров, транс- портных средств или доку- ментов на них (ст. 16.9). * Несоблюдение срока или маршрута доставки то- варов и (или) транспортных средств (ст. 16.10). * Непринятие мер по тамо- женному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении това- ров и (или) транспортных средств (ст. 16.16). * Неисполнение требо- ваний таможенного режима экспорта (ст. 16.17). * Неправомерные действия с помещенными под определенный таможенный режим товарами и (или) транспортными средствами (ст. 16.19). | * Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз то- варов на таможенную терри- торию и (или) вывоз товаров с таможенной территории (ст. 16.3). * Недекларирование либо недостоверное декларирова- ние физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ (ст. 16.4). * Представление недействи- тельных документов при таможенном оформлении (ст. 16.7). * Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или докумен- тов на них (ст. 16.9). * Несоблюдение порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита (ст. 16.10). * Нарушение сроков временного хранения товаров (ст. 16.16). * Представление недействи- тельных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации (ст. 16.17). * Несоблюдение таможен- ного режима (ст. 16.19). * Незаконное осуществле- ние деятельности в области таможенного дела (ст. 16.23). |
А. КОРШУНОВ, юрист "ВПК"
Статья получена: Клерк.Ру