Всем известно, что любые проверки в организации приводят к тормозу в предпринимательской деятельности, большим нервотрепкам и в конечном счете к убыткам, не говоря уже об опасности быть привлеченным к уголовной ответственности для руководителя и бухгалтера.
Некомпетентность, неопытность должностных лиц налоговых органов часто приводила к признанию недействительными их актов в арбитражных судах. Со временем подобная тенденция стала меняться. Также меняется поведение самих проверяющих: хозяйственникам все труднее становиться «договариваться» с ними.
Борьба с коррупцией красноречиво показывает: старые «понятия» становятся не действенными. Совсем недавно мои клиенты с удивлением поведали мне, что проверяющие отказались от подношений. Действительно, усиление борьбы со взяткодателями грозит опасностью предпринимателю уголовной ответственностью.
Налогоплательщики знают, что наиболее опасными являются выездные проверки. Именно по их результатам начисляется львиная доля штрафов.
С 16 марта 2004 года установлены новые правила проведения проверок.
Согласно Приказам МВД России №76 и МНС России № АС-3-06/37 от 22.01.2004г.установлен порядок взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений.
В соответствии с этими приказами налогоплательщиков будут проверять совместно органы внутренних дел и налоговые органы.
Станет ли от этого порядка легче предпринимателю или нет, покажет время.
Установление всякой регламентации деятельности контролирующих органов всегда положительно для контролируемых. Беспредела меньше.
Налогоплательщикам необходимо знать, что инициатором проведения совместной выездной налоговой проверки могут являться только налоговые органы. И только при наличии к тому достаточных оснований.
Таких оснований всего четыре:
Первое - наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогового законодательства, и необходимость проверки указанных данных с участием специалистов-ревизоров или сотрудников оперативных подразделений;
Второе - назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган для принятия по ним решения;
Третье - необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля;
Четвертое - необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, при исполнении ими должностных обязанностей.
Инициатива налогового органа о проведении совместной проверки оформляется запросом, форма и содержание которого должны соответствовать требованиям Приказа. Отсутствие в запросе фактов, свидетельствующих о возможных налоговых правонарушениях, несоответствие цели привлечения сотрудников органов внутренних дел их компетенции, отсутствие обоснования необходимости привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов или для обеспечения мер безопасности, - все это основания для отказа по запросу.
Непосредственно после прибытия на объект проверки проверяющие обязаны предъявить руководителю проверяемой организации, индивидуальному предпринимателю либо физическому лицу (их представителю) служебные удостоверения и решение (постановление) о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Проверка производится только по включенным в решение или постановление налогам (сборам). Проверка иных налогов (сборов) может быть осуществлена путем назначения новой проверки. При этом новая проверка назначается с учетом требований Налогового кодекса (ст. 87 и 89). В соответствии с НК РФ запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащих уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период. В порядке контроля за деятельностью налогового органа может быть проведена повторная выездная налоговая проверка вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа. При выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления налоговые органыобязаны в десятидневный срок направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
В целях обеспечения оперативности рассмотрения материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления, налоговые органы до официальной передачи органам внутренних дел материалов могут организовывать предварительное ознакомление с ними сотрудников органов внутренних дел. В свою очередь органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов направляют материалы в соответствующий налоговый орган.
Адвокат Людмила Романченко
Г. Москва, Коллегия адвокатов «На Малой Дмитровке»
/redir.php?url=www.romanchenko.ru
E-mail: romanchenko@list.ru
Тел. 799-13-16, 8-916-124-88-61
Статья получена: Клерк.Ру